Что-то в отпуск сразу захотелось. Не так давно довелось поковырять топовое морское ГУ Hertz для многозонных систем, но яхты такого размаха есть далеко не у всех, так что пощупать что-нибудь из более массового сегмента было бы тоже интересно. И тут представилась возможность – аж целый набор, как раз к сезону.
Все компоненты, разумеется, продаются раздельно, просто уж очень складно они собираются в единую систему, поэтому их было решено рассмотреть вместе. Получилось так:
- ACV AMR-602SB (AMR-602SW) – головное устройство, 9900 рублей,
- ACV MRD4120B – 4-канальный усилитель, 16990 рублей,
- ACV MR61WL – корпусная акустика, 12000 рублей,
- ACV MRS122DLB – сабвуфер, 10900 рублей.
Все компоненты, как это принято, есть в чёрном и белом цветах – буквы B или W в индексах моделей как раз обозначают версию. Кроме, разве что, усилителя, он только чёрный.
4-канальный усилитель ACV MRD4120B
Почему я решил начать именно с него, а не с головного устройства? Причин две. Во-первых, усилитель имеет модуль Bluetooth, поэтому с ним можно построить систему вообще без ГУ. Подключились смартфоном – и вперёд.
И во-вторых, он просто мне понравился, модель действительно вышла удачной. Причём применять его можно не только в «морском» сегменте, он и в мототехнике приживётся, да и автомобилях за свои деньги очень даже хорош.
Конструктивные особенности. Итак, достаточно компактный «кирпичик» в литом алюминиевом корпусе размерами всего 22 х 9,5 х 5 см. Исполнение не просто адаптированное к влажной среде, а герметичное, заявлено соответствие спецификации IPX65. Наличие Bluetooth выдаёт внешне только одноимённый индикатор.
При включении логотип начинает подсвечиваться мягким бирюзовым светом. Красивое.
Регулировки герметично закрываются металлической планкой через мягкие прокладки.
Пределы настройки фильтров – аж до 8 кГц, так что возможность построения поканалки, в случае чего, можно иметь ввиду. Усилитель можно подключать по одной или обеим парам каналов – переключатель режима «2 Ch / 4 Ch» имеется.
Плюс есть переключатель чувствительности входов – разъёмы RCA можно использовать как обычные линейные входы или же как высокоуровневые. В комплекте для этого идут небольшие переходники.
Мощность заявлена приличная (проверим), и заявлена стабильная работа на 2-омную нагрузку (тоже посмотрим), поэтому ввод питания выполнен достаточно толстым кабелем 10 AWG с защитой предохранителем 50 Ампер. Нормально.
Внутри всё скомпоновано плотною Из-за защитного лака рассмотреть маркировку на некоторых элементах не представилось возможным, но очень похоже, что D-класс выполнен на 4-канальной IRS2093 в связке с отдельными ключами.
Измерение характеристик и параметров. Первым делом, проверил работу фильтров, большие диапазоны регулировки всегда вызывают опасения. Здесь с этим делом оказалось всё более чем прилично – форма АЧХ вообще никак не зависит от выставленной частоты среза.
Правда, первая половина хода «крутилки» мало что меняет, вся регулировка сосредоточена во второй половине хода. Так что если решите делать поканалку – просто выворачивайте регуляторов в максимум, получите раздел примерно на 7 кГц.
Глубоко копаться в особенностях спектров искажений уж не стал, решил оценить их лишь бегло и… был удивлён. Для усилителя с такой ценой, причём с предназначением, далёким от аудиофилии, выходной сигнал выглядит очень чисто.
Причём, что интересно, низкий уровень искажений сохраняется вплоть до начала ограничения сигнала – это раз. И усилитель вообще не напрягаясь работает на 2-омную нагрузку – это два.
Начало ограничения сигнала можно проследить на графике, в формальных циферках это выглядит так (заявлено 120 и 215 Вт на 4 и 2 Ом, соответственно – заявка выполняется):
Мощностные параметры ACV MRD4120B (измерение на 1 кГц):
- Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 132 Вт
- Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=5%) – 148 Вт
- Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 162 Вт
- Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=1 Вт) <0,04%
- Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,06%
- Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 231 Вт
- Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=5%) – 264 Вт
- Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 284 Вт
- Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=1 Вт) <0,006%
- Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,006%
На всякий случай обращу внимание, каналы усилителя можно включать попарно мостами, так что одну из пар можно смело пускать на сабвуфер – усилитель способен выдать на него без искажений больше 400 Вт.
Головное устройство ACV AMR-602
Ну вот, теперь можно и к ГУ перейти. На самом деле у меня в руках оказались две модели – ACV AMR-602SW и AMR-602SB, но вообще, как вы поняли, это одна, но в разных цветовых исполнениях.
Конструктив. ГУ решено в одном из стандартных форм-факторов с прямоугольной (ну, почти прямоугольной) передней панелью и круглым корпусом.
Все входы, выходы и питание заведены в корпус герметично.
В комплекте – скоба для фиксации.
Подключение питания. Здесь у нас привычные плюс, минус и АСС. Встречались морские ГУ без АСС, так что на всякий случай убедился, что здесь всё нормально.
4 выхода встроенного усилителя (по информации от производителя, он построен на вполне приличной «магнитольной» микросхеме TDA7851) обозначены как Front и Rear, но в меню это Zone 1 и Zone 2, что для морской темы выглядит действительно логичней.
6 линейных выходов для подключения отдельных усилителей. Две основные пары тоже обозначены как Front и Rear, но вообще это те же Zone 1 и Zone 2. Плюс сабвуферная пара – на неё выводится ограниченный по частоте сигнал.
Регулировки. Важный момент – зоны 1 и 2 связаны между собой не жёстко. Например, громкость можно регулировать синхронно или раздельно.
Регулировка уровня сабвуфера есть в обеих зонах – начал разбираться. Оказалось, что это на самом деле не левый и правый каналы, а два раздельных сабвуферных выхода – по одному на зону 1 и на зону 2.
Раздельно для каждой из зон настраиваются тембры (бас или верхние частоты), раздельно выбираются предустановленные варианты эквализации (Pop, Rock, Classic, Flat) и раздельно в каждой зоне включается/выключается тонкомпенсация (Loudness). А вот настроек срезов частотных фильтров в меню не обнаружил, по этой части всё фиксировано.
Источники сигнала. Из корпуса выведены два разъёма USB – один для флешки, второй – чисто для зарядки гаджетов. Заявлен ток до 2,1 Ампера – это не быстрая зарядка, но и не просто «поддержка штанов», а вполне нормальная – годится не только для смартфона, но и, например, для планшета.
Флешки читаются относительно небольшие по нынешним меркам – объёмом до 64 ГБ. Впрочем, когда надо просто «включил и поехал», этого достаточно. Базово необходимые MP3 и FLAC (если только не хайрез) читаются. Теги и названия файлов на экране не отображаются. Короче, в морской теме флешки потихоньку становятся второстепенными носителями.
А вот Bluetooth – напротив, в большинстве случаев востребован сильнее. Предусмотрено подключение аж двух смартфонов. Правда, без изысков, передача аудиопотока только с кодированием SBC.
Плюсом есть линейный стереовход (AUX) для подключения дополнительных источников и их завязки в общую систему.
Ну и, само собой, радиотюнер. Работает в привычном FM диапазоне, плюсом поддерживаются «нижний» FM и диапазон АМ (не слишком востребованы) и WB (Weather Band – больше актуален для Штатов). Частотная сетка – переключаемая.
В общем, по части ГУ – всё лаконично, ничего лишнего, но есть вся необходимая база.
Корпусная акустика ACV MR61WL
Конструктив. Акустика относится к тауэрным, т. е. с расчётом на крепление на дугах и прочих трубных конструкциях. Не слишком тяжёлые, вес каждой конструкции – что-то около 2,4 кг. У меня в руках оказались белые, но вообще, есть и в чёрном исполнении ACV MR61BL. Буква L в модельных индексах означает Light – наличие подсветки.
Корпуса – пластиковые, материал – АБС с защитой от ультрафиолета. Поведение пластика на солнце, понятное дело, только время покажет, но лично я уже не первый год езжу на машине с багажным боксом из АБС – пока намёков на деградацию материала не наблюдается. Так что, полагаю, здесь тоже всё должно быть нормально.
По влагозащите заявлено соответствие IP44, т. е. откровенно окунать их в воду не нужно. Но что-то мне подсказывает, что если акустика окажется в воде полностью, это означает проблемы чуть серьёзней, чем просто сохранность динамиков. А вообще, плотные грили и материалы самих динамиков (диффузоры – полипропилен, подвесы – резина) позволяют не бояться случайных брызг.
Хомуты позволяют цеплять акустику на трубы диаметром от 32 мм до 57 мм.
Сами кронштейны можно поворачивать, чтобы при установке придать корпусам нужное направление. Причём выбранный угол будет зафиксирован, т. е. случайно свернуть акустику уже после установки будет невозможно.
Теперь подключение. В каждый корпус заходят по два кабеля. По первым подаётся сигнал от усилителя, а вот вторыми системы соединяются между собой – это для управления подсветкой.
Если снять переднюю панель с динамиком, можно рассмотреть, что под матовым полупрозрачным полипропиленовым диффузором, на фланце центрирующей шайбы, размещены светодиоды и подсвечивают диффузор изнутри.
В комплект входит небольшой карточный ПДУ, который работает по радиоканалу, т. е. не требует прямой видимости приёмника, как у ИК-пультов. Сам контроллер подсветки упрятан в одном из корпусов.
Подключаем 12 Вольт, включаем подсветку, и – красота. Никаких пятен, просто светящиеся диффузоры. Хочешь – просто свечение, хочешь – с переливами, хочешь – вообще в режиме стробоскопов.
Измерения. Акустика 4-омная, для усилителей будет нетрудной нагрузкой. Смотреть параметры отдельно динамиков не стал, посмотрел лишь результирующие – уже в корпусе.
Как это часто бывает с морской корпусной акустикой, динамики зажаты в объёмах достаточно сильно – добротность Qtc поднялась до 1,3, а резонанс оказался в районе сотни Герц.
Вывод – прочувствовать «глубину всех глубин» с этой акустикой не получится, но сам ударный толчок они дадут даже с лёгким акцентированием. Это, в принципе, подтвердилось не только измерениями АЧХ, но и на слух. В остальном диапазоне – всё очень даже ровненько, причём даже в области стыка основного динамика с твитером обошлось без выбросов на АЧХ.
Сабвуфер ACV MRS122DLB
Саб оказался весьма примечательным и, если честно, было бы хорошо увидеть эту модель в автомобильном исполнении. Но не буду забегать вперёд.
Конструктив. На изучение приехала модель в чёрном исполнении, а если нужен белый сабвуфер, смотрите модель с буквой W вместо B в модельном индексе – ACV MRS122DLW. Если «двенашки» окажется многовато, есть 10-дюймовые модели MRS102DLB и MRS102DLW.
Динамик выполнен в пластиковой корзине, материалы влажности не боятся, моторы полностью закрытые.
Даже подводящие, судя по всему, чем-то покрыты. Ну, по крайней мере, это так выглядит, достоверно утверждать не берусь.
Передняя сторона диффузора – белая, матовая, тактильно чем-то напоминает плотный картон (если что, это полипропилен). Верхний подвес – резиновый, с интересными рёбрами. В теории они улучшают способность сопротивляться боковым смещениям диффузора, почти не увеличивая нагрузку при его смещении по оси. Ну и, чего уж там, это ещё и декор.
Звуковая катушка намотана на каркасе диаметром 2,5 дюйма.
И да, буква L в модельном индексе здесь тоже означает Light, т. е. сабвуфер имеет подсветку. В нижней части крепёжного фланца выведен шлейф для подключения к контроллеру. Сам контроллер идёт в комплекте в виде маленькой платки, затянутой в термоусадку.
В отличие от акустики, диффузор подсвечивается не изнутри (он тут непрозрачный), светодиоды расположены на несъёмном гриле – на его элементе в виде колечка в центре. Получилось, кстати, тоже равномерное свечение, без выраженных пятен – вот для чего лицевая часть диффузора сделана матовой.
Интересно, что управляется всё это дело ровно таким же радиопультом, что и для акустики. Т.е. если собираете монобренд, на всю систему можно использовать вообще один пульт.
Измерение параметров показало весьма интересные результаты. От недорогого саба можно было бы ожидать не слишком выдающихся способностей мотора, но он здесь оказался довольно сильным. А сочетание сильного мотора, мягкого подвеса и относительно лёгкой подвижки (ну, может не самой лёгкой, но уж точно не самой тяжёлой для 12 дюймов) – залог хорошей контролируемости саба усилителем.
Измеренные параметры ACV MRS122:
- Fs (собственная резонансная частота) – 36 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 41 л
- Qms (механическая добротность) – 7,31
- Qes (электрическая добротность) – 0,48
- Qts (полная добротность) – 0,45
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 160 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 18,6 Тл м*
- Re (сопротивление постоянному току) – 4,6 Ом*
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,0 дБ
*- при последовательном включении катушек
Прикинул, как этот саб будет чувствовать себя в корпусах. Разумеется, с учётом работы на открытое пространство.
В плане оформления динамик получился универсальным – его можно ставить в корпус ЗЯ или ФИ – на выбор. Что же касается Free Air, я бы это оформление не рассматривал, в данном случае оно будет не слишком оптимальным, в том числе и в плане перегрузочной способности. А вообще, при работе на открытое пространство вариант с фазоинвертором, пожалуй, самый предпочтительный – с ним можно получить хорошее басовое «мяско».
Выводы по компонентам
Усилитель ACV MRD4120B. Очень толковая модель. Во-первых, компактный. Во-вторых, не просто приспособлен к повышенной влажности, а в герметичном исполнении IPX65 (защита от водяных струй). В-третьих, имеет Bluetooth и позволяет построить систему вовсе без головного устройства. В-четвёртых, имеет неплохой силовой запас и стабильно работает на 2 Ом, т.е. можно подключать сдвоенные комплекты 4-омной акустики. В-пятых, фильтры, при необходимости, позволяют вообще подключить акустику поканально. Ну и звучит он бодро и напористо – это шестое. В общем, в своей цене – просто отлично.
Головное устройство ACV AMR-602. Недорогое и лаконичное ГУ, рассчитанное на использование Bluetooth как основного источника (либо флешки по принципу «включил и поехал»). Главное преимущество по сравнению с использованием Bluetooth в усилителе в качестве источника – позволяет построить 2-зонную систему с возможностью раздельной регулировки громкости.
Корпусная акустика ACV MR61WL. Сравнивать с топовыми моделями на рынке, пожалуй, не буду, здесь всё попроще. Зато и цена – подарок. В информативном диапазоне звучит ровненько, но не скучно, а, как и полагается такой акустике, с эдакой эмоциональной хлёсткостью. В басовые глубины не забирается, ограничиваясь акцентированно жёстким «тычком», так что если нужно низкочастотное «мясо», с сабом будет поприятней. При работе от ГУ лютой громкости не ждите, а вот в системах с усилителем при грамотной настройке уже можно «поддать угля в топку». Приятная «вишенка на торте» – многоцветная и многорежимная подсветка. Без пятен и каких-либо некрасивых засветов – просто равномерно светящиеся матовые диффузоры. Выглядит симпатично.
Сабвуфер ACV MRS122DLB. Саб получился классным, особенно относительно его цены. Его лучше не рассматривать для врезки в перегородки с оформлением Free Air, а изготовить корпус – так результат получится более прогнозируемым, появится возможность получить более плотный по своей фактуре бас, да и с отдачей будет получше. Причём в плане выбора параметров корпуса жёстких ограничений нет – можно ЗЯ (если в приоритете компактность), а можно и ФИ (если в приоритете отдача). Ну и замечу, что подсветка тут управляется не просто таким же пультом, что и для акустики – можно вообще использовать один пульт на всю систему.