Тест 8-дюймовых НЧ/СЧ динамиков AMP WUA-20

Совсем недавно я детально изучал 6,5-дюймовую компонентку AMP SUA-17.2 с необычными «кварцевыми» диффузорами (вернее, с нанесённым на целлюлозную основу диоксидом кремния) – акустика интересная, не стану скрывать, понравилась, мидбасовые динамики из этого комплекта даже прописались у меня в машине. А совсем недавно Андрей Вахтин выпустил и 8-дюймовые динамики с использованием аналогичных технологий. Как понимаете, пропустить их мимо внимания просто не мог.

К слову, в отличие от упомянутого 6,5-дюймового комплекта AMP SUA-17.2, 8-дюймовые мидбасовые AMP WUA-20 продаются отдельно. Цена за пару на момент теста – 24900 рублей.

1.jpg

Первое знакомство, конструктивные особенности

Первая особенность – фактический размер динамиков чуть меньше, чем у стандартного 8-дюймового калибра. Монтажное отверстие – 165 мм, внешний диаметр фланца – 204 мм.

Если что, это не просто «так вышло», а сделано намеренно. По словам Андрея, к такому решению привёл опыт использования другой 8-дюймовой модели – AMP WU-20 – те как раз имели привычные для своего калибра размеры. Если коротко, WUA-20 можно использовать там, где место в принципе есть, но со стандартными «восьмёрками» могут возникнуть сложности. В тех же штатных местах семейства VAG в этом смысле бывают свои приколы.

2.jpg

Корзины – литые алюминиевые. Достаточно открытые – эффекта «воздушной подушки» с тыльной стороны возникать не должно (разумеется, если не засунуть динамики в откровенно тесные подиумы).

3.jpg

Монтажная глубина – 7,7 см, для 8-дюймового калибра часто важно знать этот размер заранее.

4.jpg

Самое интересное в AMP WUA-20 – это диффузоры. Основным материалом для них является целлюлозный композит, а вот покрытие с лицевой стороны – непривычный для акустических систем диоксид кремния. На ощупь этот «кварцевый» слой достаточно своеобразен – жёсткий и немного неоднородный.

Интересно, что изгибам такой диффузор поддаётся с трудом – он гораздо жёстче, чем можно было бы ожидать от обычного целлюлозного без покрытия. Ну и демпфирование у этого сэндвича неплохое. Пруфы будут чуть позже, не стану забегать вперёд, измерения это наглядно покажут.

5.jpg
6.jpg

Моторы внешне такие же, что и в упомянутых 6,5-дюймовых AMP SUA-17.2, и даже с теми же алюминиевыми кожухами. Но делать выводы насчёт идентичности по внешнему виду – ну такое себе.

7.jpg

Диаметр звуковых катушек в описании не указан, но визуально что-то около 1,5 дюймов. Подводящие прошиты через центрирующие шайбы.

8.jpg

Измерение параметров и анализ работы динамиков

Измеренные параметры неплохо повторили заявленные, разве что подвижка оказалась чуть тяжелее обещанного, да резонанс чуток ниже. Главное, что сама концепция осталась неизменной – они идеально подходят для дверной инсталляции. Динамики, конечно, не легковесы, но это смотря с чем сравнивать – у аналогичных моделей параметр Mms частенько переваливает за 30 грамм, а тут – едва больше 20.

9.jpg

Заявленные/фактические параметры AMP WUA-20:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 57 Гц / 52 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 17 л / 17 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,16 / 3,43
  • Qes (электрическая добротность) – 0,79 / 0,76
  • Qts (полная добротность) – 0,63 / 0,62
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 21 г / 24 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,4 Тл м / 5,8 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,0 Ом / 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 90,2 дБ / 87,1 дБ

С дохлыми штатными усилителями я бы WUA-20 не использовал. В принципе, никто этого не запрещает, но запас мощности и контроля не помешает – динамики раскроются полнее. Причём речь не обязательно про отдельные усилители. Как вариант, от двух мостов той же AMP Panacea будут молотить – «только в путь» (кстати, неплохой вариант для построения двухполоски с сабом). Или опять же два моста AMP Pyromania, если каналов нужно побольше.

Идём дальше, снимаю АЧХ динамиков. А хорошо получилось – вниз забираются уверенно, выбросов на верхнем краю диапазона нет. Направленность начинают проявлять примерно с 1,5-2 кГц (что закономерно для этого калибра), но я бы не сказал, что под углами у динамиков начинается такая уж сильная болтанка. И хоть по одной АЧХ делать выводы о применении в 2-полоске ещё рано, откровенных противопоказаний к этому пока ещё не прослеживается.

10.jpg

В принципе, по АЧХ можно сказать уже многое, но чуть наглядней поведение подвижной системы показывает фазовая характеристика излучения. Её неравномерности – это, если упрощённо, набеги или отставания одних частотных составляющих относительно других.

11.jpg

Как видите, всё обошлось совсем лёгкими волнениями графика, которые погоды совершенно не делают. По крайней мере, серьёзных перепадов нет, и больше того, даже переход из поршневого режима в модальный (когда с ростом частоты длины излучаемых волн становятся сопоставимыми с размерами диффузора) происходит плавно. Это говорит о том, что диффузор достаточно жёсткий и при этом, что важно, не звенит.

Из этого напрашиваются два предварительных вывода. Во-первых, можно не бояться каких-то заметных «окрасов» в звуке. Во-вторых, настройка стыка полос обещает быть предсказуемой – у динамиков нет артефактов, которые нужно было бы непременно «обходить» при выборе параметров ФНЧ.

Теперь что касается работы на нижнем краю диапазона. Тут без сюрпризов – рост гармонических искажений с понижением частоты плавный, так что жёстких ограничений по настройке стыка с сабом сами динамики не накладывают – всё в пределах здравого смысла.

12.jpg

Какого ожидать звучания, и как «готовить» акустику?

Для оценки звучания в компаньоны к динамикам были прихвачены две пары твитеров. Первые – это AMP TUA-28, с которыми уже доводилось иметь дело. Интересны тем, что допускают непривычно низкую частоту подрезки ФВЧ, имеют ровную АЧХ в рабочем диапазоне и не имеют особенностей, которые пришлось бы нивелировать настройками. Плюс «пощупал» интересные прототипы, построенные на базе твитеров AMP TUA-25, но с «керамикой» вместо шёлка. Модель ещё в разработке, поэтому подробности пока озвучивать не буду.

13.jpg

Первый вывод – WUA-20 отлично подойдут для двухполосных систем, что актуально далеко не для всяких «восьмёрок». Для своего калибра динамики дают неожиданно хорошее разрешение на СЧ – есть все шансы получить звучание без характерной «придушенности» в этом диапазоне. Это открывает немалый простор при выборе твитеров.

Хотя, должен признать, сочетание с теми же TUA-28 очень даже понравилось. Эту связку можно даже без поканалки использовать – в простейшем варианте мидбасовое звено распустить сверху в полную полосу, а твитеры – параллельно через конденсатор (пробовал с номиналом от 2,2 до 4,7 мкФ).

Второй вывод – динамики уверенно забираются вниз по частоте, так что если вы не фанат виброразвлечений, мало относящихся к музыке, в ином случае можно и без сабвуфера обойтись.

Больше того, бас не просто глубокий. Если у тех же упомянутых AMP WU-20 на некоторых жанрах хотелось поплотнее (хотя с глубиной и наполненностью там тоже полный порядок), здесь, скажем, на жёстком современном роке динамики лучше справляются и с молотящей бас-бочкой, и с агрессивной бас-гитарой – они сохраняют плотность и басовую рельефность даже при повышении громкости.

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?

Восьмёрки, которые не заменяют собой появившиеся два года назад WU-20, а нацелены на системы более высокого уровня. Да, при этом WUA-20 требовательнее к усилителю, но если дать им запас мощности и контроля, способны на более «вкусный» и драйвовый мидбасовый диапазон.

Могут применяться не только в 3-полосных системах или с «шириками», их и в двухполоску можно смело выбирать. Вверх забираются прилично для своего калибра, выбор твитеров достаточно широкий. Если не хотите ломать голову – берите AMP TUA-28, эта парочка ко всему прочему ещё и немалую свободу в настройке стыка полос даёт.

Из чисто инсталляционных фишек – чуть меньший монтажный диаметр. Это позволяет использовать WUA-20 там, где место под «восьмёрки» в принципе есть, но стандартным динамикам этого калибра не хватает каких-то нескольких миллиметров.

ПРЕИМУЩЕСТВА

  • Уменьшенный монтажный диаметр – иногда это принципиальный момент
  • Можно выбирать в двухполоску, состыкуются с многими твитерами
  • Уверенно чувствуют себя на басе, сабвуфер понадобится не всегда

НЕДОСТАТКИ

  • С дохлыми усилителями могут не раскрыть своих возможностей

Источник: Журнал "CarMus"