Этот тест – немного непривычный, в нём не будет копания в начинке, графиков и циферок. Эти головные устройства привлекли внимание своими форм-факторами, выходящими за стандартные рамки. Причём во всех смыслах, включая физические размеры. Основной интерес сегодня – в оценке эргономики таких аппаратов – насколько они удобней (или нет) относительно обычных «планшетов», и кому может подойти тот или иной формат.
На изучении – две модели от ACV. Первая – это ACV AD-9701. Такой формат называют Tesla style, хотя лично у меня он больше вызывает ассоциации со штатными экранами Volvo. Ну да ладно, раз уж прицепилось, пусть будет «тесла».
Вторая – это ACV AD-1102 DSP, этот форм-фактор получил неофициальное прозвище «чебурашка» за характерную форму энкодеров. Основная часть экрана вроде бы привычная горизонтальная, но он расширен вниз и к тому же дополнен мини-экранами внутри «крутилок».
По правде говоря, это модели совсем разных уровней. Но, ещё раз повторюсь, сегодня в центре внимания именно форм-факторы. Поэтому по «железу» пробегусь очень коротко – просто для информации, не более того.
ACV AD-9701 – вертикальный экран 9,7 дюймов, матрица IPS, разрешение 768х1024, операционка Android 13, процессор MTK8163, память 64/2 ГБ, 5 выходов RCA (2 пары + саб).
ACV AD-1102 DSP – экран 11,5 дюймов, QLED, разрешение 2000х1000, операционка Android 13, процессор UIS8581A, память 128/6 ГБ, внешний слот для SIM-карты, 5 выходов RCA (2 пары + саб + центральный канал). Плюс в этой модели имеется аудиопроцессор, реализованный на чипе AK7604 от Asahi Kasei.
В остальном – всё как полагается: у обоих на борту двухдиапазонные модули Wi-Fi (2,4 и 5 ГГц), Bluetooth, возможно подключение камер заднего вида формата AHD, рулевых кнопок, связывание с CAN-шиной и прочие плюшки.
ACV AD-9701 с вертикальным экраном
Установка. Девайс ставится в стандартное 9-дюймовое место или через переходную рамку – в 10-дюймовое. Такая рамка уже идёт в комплекте (не путать с переходными рамками под штатные места).
Основной корпус не выходит за габариты стандартного 9-дюймового планшетного ГУ, выступает лишь его верхняя часть – примерно на 9,2 см.
Эргономика управления. Как ни крути, а крутить физические крутилки (вот такая тавтология), намного удобней, чем тыкать в сенсорные, экранные и прочие виртуальные кнопки регулировки громкости и переключения треков.
По принципам управления это ГУ близко к типичным штатным решениям: слева – громкость, справа – переключатель (именно переключатель) треков, радиостанций и т.п. Даже выбор источника возложен на физические кнопки.
Вращается энкодер громкости мягко, с едва заметными щелчками. Осевой люфт есть, но особого дискомфорта не создаёт. На правом энкодере-переключателе этот люфт сильнее, но к нему быстро привыкаешь.
Конкретно в этой модели предусмотрен один тыловой USB, и ещё один припрятан под крышкой, маскирующейся под одну из кнопок.
Воспроизведение музыки. Вот тут вертикальный экран однозначно раскрывает свои преимущества – на нём можно не просто вывести больше информации, чем на горизонтальном (речь в первую очередь про листание списка треков на носителе), но и, что важнее, её легче структурировать, сделать удобочитаемой.
Воспроизведение видео. Комфорт просмотра видео определяется в основном шириной экрана, так что вертикальный формат не слишком для этого подходит. Не рилсы же в дороге смотреть, в конце концов.
Работа навигации. Практически во всех текущих моделях ACV уже предустановлен Яндекс.Навигатор. Для его работы нужен интернет, так что включаем телефон в режим точки доступа и цепляемся к нему.
Кстати, ещё раз оценил удобство физических кнопок – никаких манипуляций с экраном, просто ткнул в кнопку, и навигация запустилась. В машине на ходу это большой плюс.
По удобству пользования навигашкой вертикальный экран плюс-минус на одном уровне с горизонтальным. Хотя, в иных моментах показался даже удобней, но это дело привычки. Единственное, конкретно в модели ACV AD-9701 всего 2 ГБ оперативки, что даёт о себе знать. Система хоть и здорово «вычищена», но «задумчивость» при работе навигатора всё же есть.
Двухоконный режим. В ACV AD-9701 он вызывается легко – постоянно доступной экранной кнопкой. Принцип простой – запускаете первое приложение, нажимаете на кнопку деления экрана и запускаете второе приложение. Первое уходит на верхнюю часть экрана, второе – на нижнюю.
Сходу обращу внимание, что в данном случае разделение может работать даже с приложениями, которые часто на горизонтальном экране в таком режиме работать отказываются (к примеру, тот же Яндекс.Навигатор). Картинка напоминает два горизонтальных ГУ друг над другом.
Интерфейс звуковых настроек. Когда имеешь дело с настроечными приложениями в смартфоне, то интерфейс, как правило, имеет свои специфические особенности и не всегда удобен. Здесь экран хоть тоже вертикальный, но размеры позволили реализовать нормальное «юзабельное» настроечное ПО. Так что опасения оказались напрасными – с эргономикой у «вертикалки» в этой части полный порядок.
CarPlay и Android Auto. Здесь эти режимы реализованы через приложение Zlink. Насчёт «яблочных» смартфонов ничего не скажу, а вот работу Android Auto проверил (телефон – Samsung S23 FE). Соединение – беспроводное, по Wi-Fi.
Поскольку, например, лично у меня основная задача при запуске Android Auto – это та же навигация, вертикальный экран снова вызвал лишь положительные впечатления.
Вообще, навигация на вертикальном экране отображается всегда, даже если вы пытаетесь выйти в меню Android Auto или переключиться на какое-нибудь другое приложение. Экран просто делится на две части.
Примечательно, что режим Android Auto можно использовать и вместе с основными функциями ГУ. Например, параллельно запустить радио.
Попутный совет – если будете использовать ГУ в таком режиме, запускайте Android Auto в нижней части экрана – чтобы не было пересечений с панелью AppBar самого ГУ.
Когда ещё вертикальный экран уместен? Всё то же приложение Zlink позволяет «зеркалить» экран смартфона на экране ГУ, и вертикальный формат – это, пожалуй, единственный вариант, когда этот режим уместен. Правда, само приложение пока не позволяет формировать картинку с должным разрешением, так что – привет, пиксельность. Может, когда-нибудь создатели Zlink решат этот вопрос, но пока что этот режим выглядит не очень. Хотя и лучше, чем на горизонтальных экранах.
Ну и ещё из приятностей вертикального формата – удобней листать сайты на досуге, сидя в машине.
ACV AD-1102 DSP с горизонтальным экраном и дополнительными полями
Особенности установки. Это ГУ тоже устанавливается в 9-дюймовое или 10-дюймовое посадочное место (просто используете или не используете дополнительную рамку из комплекта).
Экран достаточно крупный и выходит за пределы 10-дюймового посадочного места по всем 4 сторонам. Основное, на что нужно будет обратить внимание – это выступы для крутилок – оцените перед покупкой ГУ, хватает ли места для них.
Эргономика управления. На самом деле экран здесь обычный, прямоугольный, просто кольцеобразные энкодеры расположены на нижних его углах и частично его перекрывают. А интерфейс лаунчера построен таким образом, что в каждом из них отображаются уровень громкости (слева) или значок Play/Pause (справа) – визуально это как раз и создаёт ощущение двух мини-экранов внутри энкодеров.
Нижняя же часть экрана между энкодерами занята экранными кнопками, и она никогда не перекрывается запускаемыми приложениями.
Сами «крутилки» крупные, обе вращаются с лёгкими щелчками и практически не люфтят.
Воспроизведение музыки. По удобству листания папок с треками всё как у любых других моделей с горизонтальным экраном (плюс-минус с поправкой на разные лаунчеры). Вопросов вроде бы не возникает, хотя, должен признать, на вертикальном экране эта часть была как-то удобней.
Воспроизведение видео. А вот по этой части горизонтальный экран ожидаемо выигрывает у вертикального.
Работа навигации. Тут, пожалуй, не стану отдавать предпочтение ни одному из форматов, по удобству навигации большой горизонтальный и вертикальный экраны примерно на одном уровне.
Параллельное отображение приложений. Вот тут есть свои тонкости. Дело в том, что на ГУ с горизонтальными экранами не все приложения поддерживают стандартное разделение экрана по вертикали, т. е. одно приложение – слева, второе – справа. И если в вертикальном ACV AD-9701 этот вопрос изящно решён (там в двухоконном режиме можно запустить всё, что угодно), то здесь, к примеру, тот же Яндекс.Навигатор (по крайней мере в текущих версиях ПО) на половину экрана работать не захотел. Т.е. имеем зависимость от самого ПО.
Поэтому конкретно в ACV AD-1102 DSP параллельная работа навигации с другими приложениями реализована ещё одним способом. Её просто можно вывести в центральную часть главного окна лаунчера. Замечу, такое есть далеко не во всех ГУ, так что ставлю жирный плюс ACV по этой части.
Ну или в него же можно вывести картинку с совместимого регистратора, если таковой подключен к ГУ.
Интерфейс звуковых настроек. На горизонтальном экране по этой части вопросов не возникает, всё наглядно и понятно. Даже если это процессор с расширенными настройками (как конкретно здесь, в ACV AD-1102 DSP) – настраиваемыми кроссоверными фильтрами, задержками и т.п.
CarPlay и Android Auto. Принцип подключения смартфона абсолютно тот же, что и у ACV AD-9701 – через приложение Zlink. И, кстати, Android Auto здесь тоже работает без проводов – соединение со смартфоном по Wi-Fi.
При запуске Android Auto нижняя часть экрана (та, что между энкодерами) снова никак не затрагивается, в остальном всё работает ровно так же, как и у любого другого ГУ с горизонтальным экраном.
Что в итоге? Взвешиваем плюсы и минусы разных форматов
Так какой формат удобнее – вертикальный или «расширенный» горизонтальный? А может, ну их всех, и лучше обычный «планшет»?
Плюсы относительно «планшетной классики». Физические регулировки громкости на порядок удобней, чем тыканье в сенсорные «+» и «-». Так что если форма панели в автомобиле физически позволяет нормально разместить подобное ГУ, смысл рассматривать его точно есть. Главное, смотрите, чтобы какие-нибудь штатные кнопки или воздуховоды не перекрывались.
Минусы относительно «планшетной классики». Ограниченные возможности установки сторонних универсальных лаунчеров, ибо некоторые элементы слишком специфичны и имеют жёсткую привязку к экрану. Если вы покупаете аппарат как готовое решение, в которое не собираетесь влезать глубоко, это неважно. Но если руки чешутся что-то переустановить, поменять, и наворотить кучу нового ПО – лучше выбрать традиционное «планшетное» ГУ.
ACV AD-9701 (вертикальный экран) – отличное решение, если у вас в приоритете музыка и навигация. И то, и другое на вертикальном экране намного удобнее и нагляднее, чем на горизонтальном. Да и вообще, это формат, как оказалось, имеет много преимуществ, хотя, признаюсь, раньше я к нему относился скептически (ну не во всех автомобилях он выглядит эстетично). Разве что для видео этот формат подходит так себе. Зато в плюсах – корректное разделение экрана, которое работает для любых приложений, при этом сами приложения отображаются в привычном, а не урезанном виде. К работе Android Auto в вертикальном формате – тоже никаких вопросов.
ACV AD-1102 DSP (горизонтальный «расширенный» вниз экран) по эргономике интерфейса ближе к традиционным «планшетам». Но, в отличие от них, постоянно присутствующие в нижней части экрана основные кнопки дают своё удобство – более быстрое переключение между основными функциями (выход в главный экран, запуск навигации, громкая связь и т. п). Хотя, если откровенно, шарить по музыкальной коллекции уже не так интересно, как с вертикальным экраном. Зато с видео – полный порядок, тем более, что конкретно в этой модели ACV и вовсе использован QLED экран. По части разделения экрана имеем те же ограничения, что и у обычных «планшетов», но, опять же, конкретно здесь от них избавились, добавив субокно навигации в главном окне лаунчера.
В общем, если ГУ, выходящие за рамки стандартных «планшетов», нормально вписываются в салон автомобиля, рассматривать их однозначно стоит: они во многом действительно удобней в использовании.