Путин запретил навязывать «допы» при продаже машин: изменит ли это рынок?

Продавцы скоро не смогут принуждать клиентов к покупке допоборудования, услуг и страховки.

1.png

Президент России Владимир Путин подписал закон, запрещающий навязывать дополнительные услуги покупателям чего-либо, в том числе машин. И именно автомобилисты часто сталкиваются с принуждением приобрести допоборудование при заключении сделки по покупке машины. Новый закон вступит в силу 1 сентября 2025 года. Спросили у экспертов, как именно он будет работать и на что повлияет.

Что именно подписал президент

Президент подписал поправки в закон «О защите прав потребителей». В статью 16 документа добавили новый пункт 3.1, в котором прописан запрет на навязывание допов. Там указано, что продажа дополнительных товаров или услуг за отдельную плату должна осуществляться только с согласия покупателя. Если же он обнаружил нарушение этого правила, то вправе потребовать возврат денег за предоставленные без его согласия услуги. Удовлетворить требование должны в течение 3 дней.

Предлагать допы будет нельзя до подписания основного договора по покупке. Также запрещены договоры, которые обязывают покупателей приобретать что-либо совместно с основным товаром. Если же покупатель сам, по доброй воле согласился приобрести допы, ему будет необходимо оформить с продавцом отдельное согласие в письменной форме.

Поправки вступят в силу только 1 сентября 2025 года. Поэтому у участников рынка есть несколько месяцев, чтобы подготовиться к новым правилам.

Кто и зачем предложил эти поправки

Поправки в закон инициировало Правительство РФ. В первом чтении Госдума приняла их в конце февраля 2025 года. Тогда же решили, что на получение дополнительных товаров должно быть дано именно письменное согласие покупателя.

В законопроекте также указано, что продавец не может навязывать покупателю условий, когда какие-то дополнительные услуги изначально идут совместно с основным товаром. Под это правило попадают и ситуации, когда клиенту предлагают купить машину с уже установленными допами (например, защитой картера, ковриками, тонировкой и сигнализацией).

В редакцию второго чтения также добавили право покупателя потребовать возврат денег за несогласованные с ним дополнительные условия в течение трёх дней со дня подачи претензии.

«Важно сделать всё, чтобы защитить граждан от излишних трат, заключения договоров на невыгодных для них условиях, манипулирования, а в отдельных случаях — от угроз и шантажа», — заявил во время обсуждения законопроекта председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Кому поможет новый закон

У новых поправок в закон много положительных сторон, уверен автоэксперт и руководитель рабочей группы Общественного народного фронта Пётр Шкуматов. По его словам, люди наконец-то будут защищены от настойчивого навязывания услуг, с которым сталкиваются многие автомобилисты при покупке новой машины.

Чаще всего желающий купить автомобиль получает предложения по приобретению страховки «по заоблачной цене», ковриков за чрезмерно большую сумму, а также автокредита на невыгодных условиях, отмечает Шкуматов. И в случае отказа от таких услуг продавец мог (и до 1 сентября ещё может) не продать машину, заявив, что другого варианта нет в наличии.

«Теперь всё это станет незаконно. Любые дополнительные услуги можно включать только с письменного и осознанного согласия покупателя. Никаких скрытых галочек, никаких "мы уже добавили, вы же не против". Закон это прямо запрещает», — отмечает эксперт.

Как будут наказывать нарушителей

Если какой-то недобросовестный продавец всё же захочет навязать допы, ему грозит штраф. Для ИП он составляет от 2 до 4 тысяч рублей, для малых предприятий — от 10 до 20 тысяч рублей, для всех остальных юридических лиц — от 20 до 40 тысяч рублей.

Автоэксперт по продажам автомобилей Артём Самородов считает, что теоретическая польза у такого закона есть — «можно уверенно отчитаться, что проблема решена и автолюбители могут покупать автомобили без дополнительных наценок». Однако, по мнению эксперта, такой документ был намного актуальнее несколько лет назад, а не сейчас.

«Сегодня такой закон не несёт большой пользы. Многие дилеры уже готовы отдавать товар в убыток себе и без дополнительных наценок», — уверен Самородов.

Пётр Шкуматов поясняет, что сейчас происходит так, потому что дилерам невыгодно держать у себя автомобили — спустя какое-то время они начинают приносить им убытки, поэтому салоны стараются продать их быстрее.

Почему новый закон не будет работать, как надо

Закон на практике может работать не так, как этого хотят его создатели. Шкуматов считает, что, несмотря на формальный запрет, дилерам никто не запрещает продавать автомобили с неотделимыми улучшениями, включёнными в стоимость. Именно это может стать главной уловкой для покупателей.

«Потому что есть такие вещи, которые ты с машины уже не снимешь. Ну не будешь же ты требовать, чтобы тебе отскребли антикор? Или сняли шумоизоляцию?» — рассуждает эксперт.

По его словам, схема такой уловки уже примерно известна. Покупатель, придя в салон, увидит машину вживую, однако при покупке ему скажут, что она уже обработана и идёт в комплекте с допами: шумоизоляцией, антикоррозийным покрытием, плёнкой на капоте и так далее. То есть отделить всё это от автомобиля уже невозможно. И если покупатель от них откажется, ему придётся ждать машину с завода. Да и цена может измениться. То есть формально продавец ничего не навязывает, но, по сути, люди попадают в ситуацию, когда альтернативы просто нет.

Пётр Шкуматов объяснил, что такая схема особенно хорошо работает, когда потенциальных покупателей намного больше, чем машин.

«Тогда автосалоны диктуют условия: был коврик за двадцать тысяч, стал "антикор" за сто пятьдесят, и всё это с умным видом называется предпродажной подготовкой», — поделился спикер.

Ситуацию также усложняет сумма наказания за нарушение. Даже максимальный штраф в 40 тысяч рублей — меньше, чем сумма наценки за дополнительные услуги. Поэтому, по мнению автоэксперта Григория Шухмана, жалоб недовольных покупателей будет немного, а единичные случаи многократно окупятся с помощью продаж тех же допов.

«Такая же история существует и в сфере автокредитов. Уже давно стало нормой, что за оформление кредита человек получает скидку, а за наличную оплату вносит полную сумму за автомобиль. Формально — не навязывание. Но разве по сути что-то меняется?» — рассуждает эксперт.

По мнению Артёма Самородова, этот закон в будущем не будет играть никакой роли. Автосалоны либо придумают способ заработка, либо закроются.

Что нужно, чтобы новый закон работал

Пётр Шкуматов считает, что единственный способ борьбы с обходом закона и с навязыванием дорогостоящих дополнительных услуг — переизбыток машин на рынке. Тогда автосалонам придётся конкурировать за покупателей, предоставляя им более выгодные условия, а не диктуя собственные. Могут и скидки появиться, и подарок в виде шин, а допов тогда может не быть совсем.

Григорий Шухман думает, что принятый закон требует апробации в судах. Такого же мнения придерживается заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев.

«Наш автосалон такой закон не пугает — дополнительные услуги мы не навязываем. Однако есть компании, которые злоупотребляют этим инструментом продаж, и таких на рынке минимум две. Непросвещённые клиенты просто не знают, что цены на дополнительные услуги у этих дилеров намного выше розничных», — уверен Тюктеев.

Основным риском для дилеров спикер назвал само определение того, что является навязанной услугой, а что — нет. А это можно будет узнать только на практике, когда закон вступит в силу.

Источник: Журнал "Auto.ru"