В конце октября Банк России объявил о повышении ключевой ставки до 21 процента. Жёсткая кредитная политика ЦБ призвана сдерживать инфляцию, которая уже перешагнула порог в восемь процентов, а многие продукты и услуги в автомобильной отрасли имеют прямую зависимость от ставки. В первую очередь речь идёт об автокредитовании. Вместе с экспертами разбираемся, что ещё подорожает из-за высокой ставки.
Что и как меняет ставка ЦБ
О сильном повышении ключевой ставки впервые заговорили в июне, когда она равнялась 16%. К осени ставка выросла до 19%, а в октябре ЦБ поднял её до 21%. И это, по мнению банковских аналитиков, не предел. До конца года может произойти ещё одно повышение.
Основная задача Центробанка — сдерживание инфляции. С высокой ставкой гражданам и компаниям становятся менее доступными любые займы — автокредиты, ипотека, потребительские займы и так далее. Нестабильные компании перестают кредитоваться, долговая нагрузка снижается, денег в обороте становится меньше.
По словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, жёсткая политика Банка России не противоречит задачам правительства в части развития экономики, при этом защищает зарплаты, пенсии, пособия и сбережения граждан от роста цен.
Как ставка ЦБ отразится на стоимости машин
Увеличение стоимости кредитов негативно скажется на дилерах, которые привлекают заёмные средства, но крупных поставщиков с собственными средствами эти проблемы коснуться не должны. Поэтому основными факторами повышения цен останутся привычные экономические, говорит генеральный директор «Автодома» Андрей Ольховский.
«Факторы, влияющие на цены, не изменились. Это курс национальной валюты, стоимость логистики и срок доставки автомобилей, размеры таможенных пошлин и размер утильсбора, а также тактика продаж конкретного импортёра или дистрибьютора», — поясняет Ольховский. То есть сама по себе ставка ЦБ не оказывает серьёзного влияния на цены в части повышения, а, скорее, наоборот — сдерживает их рост из-за инфляции.
Более того, ценники на автомобили, которые уже приехали в страну, расти не будут. А это — приличный запас, которого дилерам хватит на несколько месяцев. Но машины из новых поставок попадут под октябрьское повышение утильсбора и изменение курсов валют, поэтому выйдут на рынок с более высоким ценником. Впрочем, по мнению дилеров, потребитель может этого не заметить.
«Мы ещё работаем с тем складом автомобилей, которые приехали по старому утильсбору и более дешёвому курсу юаня. У большинства крупных игроков аналогичная ситуация. При этом мы уже ждём поставки автомобилей в ноябре, и цены будут индексированы, исходя из новых реалий. Но это отдельные модели, которые "размоются" в общем модельном миксе», — говорит генеральный директор «Автодома» Андрей Ольховский.
«Автодом» планирует укомплектовать свой склад до Нового года с запасом на 3–4 месяца продаж, чтобы более плавно входить в следующий сезон. Более того, по оценке Ольховского, ряд китайских компаний в ноябре-декабре может сделать дополнительные программы поддержки продаж, если потребительский интерес пойдёт вниз. Если же продажи, наоборот, будут слишком успешны, стоит ожидать некоторого роста цен на автомобили.
А вот в Ассоциации российских дилеров (РОАД) выгодных предложений не ждут. «До конца года ожидаем повышения цен от 10% и более. Понятно, что это будет и на импортные, и на отечественные автомобили. Надеемся на улучшение экономической ситуации в 2025 году, так как отрасль авторитейла очень чувствительна к таким спадам, что влечёт за собой банкротство дилеров и сокращение персонала», — пояснили Журналу Авто.ру в организации.
Что будет с автокредитованием
Ещё более важным фактором для рынка станет меньшая доступность автокредитов. Представители РОАД уже предупреждали о том, что рост ключевой ставки неминуемо приведёт к удорожанию автокредитов, к нагрузке на бизнес и, как следствие, к снижениям продаж.
Тем, кто задумался о покупке машины в кредит, стоит поторопиться, потому что высокая ставка поменяет кредитные программы довольно быстро. По словам директора по маркетингу Национального бюро кредитных историй Алексея Волкова, многие банки уже скорректировали условия.
«Кроме ключевой ставки на автокредиты могут активно влиять ещё два фактора. Дилеры могут компенсировать удорожание за счёт корректировки собственной ценовой политики. Также повышение ставки напрямую связано с ростом инфляции и инфляционных ожиданий. И если потребители решат, что будущее удорожание автомобиля превысит переплату за обслуживание и погашение автокредита, рост ставки не остановит их от покупки», — считает представитель НБКИ.
Производители и продавцы автомобилей в состоянии нивелировать высокий процент по автокредитам с помощью дополнительных скидок и спецпредложений, уверены в НБКИ. Однако их реальные действия будут зависеть от спроса.
«За 2024 год уже было не одно повышение ключевой ставки, и каждый раз мы адаптировались, придумывали программы. Наша кредитная доля не упала ни на процент. Она держится на нужном нам уровне. Мы наращиваем объём продаж автомобилей в 2024 году по отношению к 2023-му. Да, работать тяжелее, но мы знаем, что нужно делать», — уверен представитель «Автодома».
Что будет с ценами на бензин
Стоимость автомобильного топлива напрямую не зависит от повышения ставки ЦБ. Однако стабилизация и снижение уровня инфляции даёт возможность бизнесу не повышать цены. Помимо этого, на сдерживание работает запрет экспорта российского топлива, который будет действовать до конца этого года.
На рост стоимости топлива в большей степени влияют оптовые цены на нефтепродукты, сезонность и ослабление рубля. Если с сезонностью ничего не сделать, то оптовые цены регулирует действующее эмбарго на экспорт. А укреплению национальной валюты способствует снижение инфляции, в том числе благодаря повышению ставки ЦБ. Вкупе это должно сыграть как минимум на остановку роста цен на бензин и дизель.
По данным Росстата, в рознице бензин подорожал с начала года на 8,4%, а дизель вырос в цене на 4%, что соответствует уровню инфляции. За этим показателем тщательно следит правительство. По мнению экспертов топливного рынка, в случае роста цен власти будут договариваться с нефтяниками о заморозке розничной стоимости топлива до конца года. Но, по прогнозам аналитиков, до этого дойти не должно, так как предпринимаемые меры, в том числе по повышению ставки ЦБ, показывают позитивный результат.