Тест плоских 10-дюймовых сабвуферных динамиков AMP SWS-10D2 и AMP SWS-10D4

Плоских сабов на рынке не так много, причём независимо от ценовой категории. Так что появление каждой новой модели – событие примечательное. В этот раз «разберу по полочкам» две новых модели от Андрея Вахтина (вернее, модель одна, но в двух вариантах с разными катушками). Задача, как всегда, – выяснить, под какие задачи они заточены, в какие системы их рационально выбрать и как, собственно, «готовить».

Итак, AMP SWS-10D2 и AMP SWS-10D4. Ещё раз напомню, полное название бренда AMP by A.Vakhtin, не путать с продукцией от AMP Group.

1.jpg

Для понимания ценового уровня, плоский SWS-10 (независимо от версии) на момент теста стоит 19900 рублей. К слову, ровно столько же, сколько сейчас стоит и полноразмерная «десятка» AMP SWU-10.

Первое знакомство, конструктивные особенности

Первым делом, о размерах. Монтажная глубина динамика составляет 95 мм. Собран динамик на литой алюминиевой корзине.

2.jpg

Правда, на нижнюю сторону магнитной системы выведены вентиляционные отверстия – по периметру катушки и осевой канал в керне. Так что при проектировании корпуса (или подборе готового) учтите, что за динамиком до задней стенки нужно оставить хотя бы пару-тройку сантиметров, чтобы избежать их перекрытия.

3.jpg

Сама катушка тут 2,5-дюймовая, и это, к слову, весьма примечательный момент.

4.jpg

Поясню, почему я обратил на это особое внимание. Смотрите, динамик построен по привычным конструктивным схемам, т. е. обошлось без вывернутых наизнанку моторов, хитрых опоясывающих центрирующих шайб и прочих сложностей. С ними, конечно, можно получить выдающиеся результаты (наглядные примеры – JL Audio, Hertz или из недавнего – Morel), но и цена при этом автоматически улетает в космос.

В умеренном же бюджете динамики чаще строят по традиционным решениям. Максимум, что производители могут себе позволить – это экстравагантную форму корзины, охватывающую мотор. В остальном же – просто применение комплектующих с минимальной высотой. И чаще всего в таких конструкциях ключевым моментом становятся именно размеры мотора.

И тут стоит выбор. Применить крупные магниты – конструкция становится как бы уже не совсем плоской, теряется смысл задумки. Но применить небольшой магнит – значит ограничить его силовые способности, поэтому чтобы не «размазывать» магнитный поток по большой площади магнитного зазора, приходится и катушки применять меньше, в лучшем случае 2-дюймовые. Только так с небольшим ферритовым кольцом можно получить в зазоре нужную плотность магнитного поля и не превратить динамик в откровенного слабака.

Но тут ждёт другая засада. Небольшие катушки – это автоматическое ограничение способности работать с мощными усилителями. Как говорится, за хвост вытащили – нос увяз, за нос вытащили – хвост увяз.

Вот почему катушка 2,5 дюйма в этом динамике – смелое решение. За счёт чего это стало возможно? Да на самом деле, если посмотреть внимательней, то мотор-то здесь не такой уж и маленький – и это главная заслуга разработчика. Смотрите, в корзине скрывается достаточно крупный магнит, составленный из двух колец диаметром 15 см.

5.jpg

При этом механический ход диффузора (не путать с линейным, который определяется длиной намотки звуковой катушки) получился более чем достаточным. По крайней мере, если прожать диффузор руками, ограничение достигается только при смещении, которого при реальной работе (в правильном оформлении) точно никогда не будет. Тут свою роль, конечно, сыграла и проточка в нижней шайбе магнитопровода, которая не сильно сказалась на глубине динамика, но запас хода диффузора увеличила значительно.

6.jpg

В итоге такого балансирования на грани фола и попыток запихнуть как можно более крупный магнит в как можно меньшие габариты получился плоский динамик с вполне «взрослым» мотором, способным спокойно работать от моноблоков мощностью от 300 Вт и выше.

7.jpg

Диффузор выполнен из непрессованной целлюлозы (вернее, его нижняя, конусная часть), а вот его верхняя часть полностью перекрыта крупным колпаком. В результате при небольшой глубине всей этой подвижной конструкции удалось получить жёсткость как у полноразмерных динамиков – объёмная конструкция работает как поршень и исключает какую-либо деформацию конусной части.

8.jpg
9.jpg

Измерение электромеханических параметров

После традиционной подготовки (ручная разминка центрирующих шайб до устранения характерного хруста пропитки и пара часов трепыхания диффузорами на синусе с размахом около сантиметра) динамики всё равно оказались немного жёстче заявленного. Хотя, если сравнить с параметрами из описания, то похоже, что сабам просто нужно разминаться чуть дольше обычного – после этого реальные действительно неплохо должны попасть в заявку.

10.jpg

Заявленные/фактические параметры AMP SWS-10D2:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 28 Гц / 30 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 32 л / 27 л
  • Qms (механическая добротность) – 2,44 / 5,14
  • Qes (электрическая добротность) – 0,49 / 0,53
  • Qts (полная добротность) – 0,41 / 0,48
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 141 г / 149 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 14,2 Тл м / 14,1 Тл м*
  • Re (сопротивление постоянному току) – 4,0 Ом / 4,0 Ом*
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 83,4 дБ / 83,2 дБ

* - результат измерения при последовательном включении катушек

11.jpg

Заявленные/фактические параметры AMP SWS-10D4:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 28 Гц / 31 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 33 л / 28 л
  • Qms (механическая добротность) – 2,49 / 4,86
  • Qes (электрическая добротность) – 0,56 / 0,60
  • Qts (полная добротность) – 0,46 / 0,53
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 135 г / 139 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 18,5 Тл м / 18,0 Тл м*
  • Re (сопротивление постоянному току) – 8,0 Ом / 8,0 Ом*
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 83,1 дБ / 83,4 дБ

* - результат измерения при последовательном включении катушек

Тут обращу внимание, что при параллельном и последовательном включениях катушек основная троица параметров Тиля-Смолла (резонанс Fs, полная добротность Qts, эквивалентный объём Vas) сохраняются практически неизменными, так что расчёт необходимого оформления от этого не зависит. Да, при параллельном и последователдьном включениях звучание будет разным, но исключительно из-за разницы взаимодействия динамик/усилитель.

Анализ работы динамика

Перед тем, как приступить к моделированию работы сабов и «живым» экспериментам, снял ещё пару характеристик. Первая – это излучение в ближнем поле и фазовая характеристика. Они наглядно показывают, что происходит в подвижной системе саба. К подвесам (верхнему и центрирующей шайбе) вопросов нет, а вот колпак получился звонковатым. Большого криминала это не даёт, поскольку подобные артефакты лежат за пределами рабочего диапазона саба, так что просто отмечу как факт.

12.jpg
13.jpg

Анализ гармонических искажений на разных частотах даёт представление, насколько сабы потенциально могут забираться в глубокий бас, не испытывая при этом проблем. И вот тут, на удивление, десяточки показали характеристики, больше свойственные для калибров крупнее. Смотрите, собственный КГИ динамика (без учёта оформления) не превышает единиц процента вплоть до отметки 20 Гц – это очень низко.

14.jpg
15.jpg

Конечно, кое-какие подозрения на счёт способности работать глубоко по частоте зародились, ещё глядя на Fs, а сейчас они только усилились. Но делать выводы всё равно рано, посмотрим, что получится при расчёте оформления (не сведёт ли оно возможности динамика на нет), и как всё потом окажется на деле.

Расчёт акустического оформления

Поскольку концептуально реальные параметры всё же повторили заявленные (чуть более высокую жёсткость можно не учитывать, вопрос решается просто более длительной разминкой), в расчётах логично использовать циферки из описания.

16.jpg
17.jpg

Как видите, принципиальной разницы в требованиях к корпусу между версиями D2 и D4 нет. Когда в приоритете компактность, можно смело использовать ЗЯ с «чистым» объёмом 15-17 литров (очень хорошо для стелсов).

А вот ФИ требует пояснений. Динамики неплохо работают в «чистом» объёме около 22 литров, но при таком сочетании параметров порт желательно настраивать невысоко. А это значит, что его (порта) габариты получаются очень неудобными.

Как компромиссный вариант, можно рассмотреть не круглый, а щелевой порт сечением 2х20 см. Правда, при таких пропорциях воздушная масса в нём окажется довольно сильно демпфированной. С одной стороны, это снижает эффективность порта, такой корпус будет работать как нечто среднее между классическим ФИ и ЗЯ (расчётные графики выше как раз построены с учётом этого эффекта).

Но с другой стороны, нам же не «давить» на этих сабах, так что небольшое «сглаживание» АЧХ в нашем случае может оказаться только на пользу –прирост в отдаче мы всё же получаем, но бас получается вполне «музыкальным». Так что вариант тоже рабочий.

Выбор версии саба

Первым делом, в каких случаях выбирать AMP SWS-10D2, а в каких – AMP SWS-10D4? Так, чтобы вот прямо принципиально, они мало чем различаются: оформления требуют практически одинакового, и в аналогичных условиях результат дают тоже близкий.

Так что выбор версии зависит исключительно от используемого моноблока. Если он выдаёт достаточно мощности на 4 Ом (я сторонник таких связок с запасом подаваемой мощности, так что смотрел бы в пределах 400-600 Вт) – замечательно, выбираем D2 и включаем катушки последовательно. Если же достаточную мощность моноблок выдаёт только на 2 Ом, выбираем D4 и включаем катушки параллельно. Всё просто, причин усложнять выбор тут нет.

Проба в деле и выводы. Для каких задач выбирать?

Как обычно, не обошлось без пробы у себя в машине. Конечно, здесь много тонкостей, но в знакомой системе получить общие представления о характере баса всё же можно.

Попробовал модель D2 (последовательное включение катушек, результирующий импеданс 4 Ом), подключал мостом к мощному 2-канальнику АВ класса, выдающему на 4 Ом около 600 Вт. Оформление – ЗЯ, объём подгонялся до нужного значения кусками пенопласта.

Если коротко, SWS-10 не создал впечатление худосочной «десятки». Скорее, ближе к какой-нибудь среднестатистической 12-дюймовой модели – бас достаточно глубокий для своего калибра. По характеру плотный, с лёгкой долей жирка, без сухости. Можно сказать, «мясной».

На ритмичной электронике способен неплохо давать «под дых», да и вообще, чувствуется, это вот прямо его музыка. Злой рокешник – плотно, весомо, без дряблости и затягивания басовых хвостов – тоже прилично. Контрабас в джазовых композициях – немного тяжеловато, я бы назвал это несколько «вязким» басом, но если не вдаваться в аудиофилию, тоже вполне слушабельно. Вообще, AMP SWS-10 вполне можно называть жанрово универсальным сабвуфером.

Что касается верхней границы, то ему, конечно, тяжеловато забираться в откровенно мидбасовую область, так что акустику с совсем уж «тощим» звуком стыковать с этим сабом по всем аудиофильским канонам будет сложновато. Но найти приемлемую настройку ФНЧ в районе 70 Гц (а это, как по мне, достаточно высоко для сабвуфера), чтобы получить слитный бас без «тянучки» назад, лично у меня получилось без проблем (использовал ФНЧ с крутизной 24 дБ/октава). Короче, по этой части вывод получился такой – SWS-10 можно спокойно срастить с подавляющим большинством моделей 6,5-дюймовой (и уж тем более 8-дюймовой) акустики.

Преимущества

  • Способность работать в компактных корпусах
  • Отлично подходит для корпусов-стелсов
  • Может работать в ЗЯ или ФИ
  • Жанрово вполне универсален

Недостатки

  • Динамик не поставить вплотную (меньше 2-3 см) к задней стенке корпуса

Источник: Журнал "CarMus"