В этот раз на изучении совсем новая акустика от Андрея Вахтина, которая хоть и переняла от предшественника модельный индекс SUD-17.2, но, по сути, оказалась переработанной чуть меньше, чем полностью. Причём задумка весьма необычна – получить в минимальной цене не просто хороший, а именно аудиофильский саунд. Получилось ли это, и под какие требования и предпочтения она действительно зайдёт – буду выяснять.
Что касается цены, то она весьма умеренная – 11900 рублей на момент теста. Недорого, если учесть амбициозность поставленной задачи.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Первое очевидное отличие новых SUD-17.2 от прежнего поколения – диффузоры. Здесь они подозрительно похожи на диффузоры из серии постарше – AMP SUC-17.2.
Корзина перешла от предшественника по наследству – стальная штампованная. Моторы своими габаритами тоже во многом похожи на магнитные системы упомянутых SUC-17.2, но делать выводы по внешнему виду – такое себе, лучше подождать измерений.
В очередной раз особо обращу внимание на верхнюю шайбу магнитопровода, определяющую (по крайней мере, конкретно здесь) высоту магнитного зазора – она составляет 5 мм.
Ухватить на фото не вышло, но если через отверстия в корзине постараться рассмотреть длину намотки звуковой катушки, то можно приметить, что в магнитном зазоре находится даже не треть, а чуть ли не её половина – это огромное достоинство с точки зрения контроля мотором хода диффузора. Потом ещё будет повод вспомнить об этом.
Калибр звуковой катушки – 1 дюйм. Учитывая, что акустика с большой вероятностью будет выбираться для работы с не слишком мощными усилителями, выбор разумный.
Материал диффузоров – прессованная целлюлоза. Материал интересный: тонкий, но неожиданно жёсткий. В этом, полагаю, свою роль сыграли, как минимум, три фактора: форма (излучающий конус имеет криволинейную образующую), волокнистая фактура самой целлюлозной пульпы (эдакое внутреннее объёмное армирование), ну и наверняка не обошлось без хитрых упрочняющих добавок в саму пульпу. При этом типичного для подобных диффузоров звона удалось избежать – об этом тоже чуть позже, когда дойду до измерений.
Теперь твитеры. Излучающие купола – шёлк, номинальный калибр – 25 мм. Купола имеют относительно высокий профиль, причём они довольно открытые, а не заглублены, как это часто делают.
Сами корпуса же, напротив, достаточно плоские – всего около сантиметра. К слову, создают впечатление алюминия, но это на самом деле пластик. Хотя выглядит всё достаточно аккуратно.
Кроссоверы имеют раздельное исполнение: отдельно в разрыве провода к НЧ/СЧ динамику – фильтр нижних частот первого порядка (катушка индуктивности) и отдельно – фильтр верхних частот первого порядка (конденсатор, судя по размерам и форме, плёночного типа) в звене твитера.
Измерение параметров и анализ работы динамиков
Концепция динамиков очевидна сразу. Давайте сначала циферки приведу, потом прокомментирую.
Заявленные/фактические параметры AMP SUD-17.2:
- Fs (собственная резонансная частота) – 54 Гц / 53 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 16,1 л / 17,3 л
- Qms (механическая добротность) – 4,17 / 3,69
- Qes (электрическая добротность) – 0,53 / 0,52
- Qts (полная добротность) – 0,47 / 0,45
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13 г / 13 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 5,5 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 4,0 Ом / 3,7 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 89,0 дБ / 89,0 дБ
Во-первых, лёгкие подвижные системы (параметр Mms порядка 13 грамм – это по нынешним меркам меньше среднестатистического для 6,5-дюймового калибра). Во-вторых, мягкие подвесы (достаточно большой Vas, опять же, больше среднестатистического для автомобильных динамиков этого размера). В-третьих, сильные моторы – совсем недетский силовой фактор BL (вернее, здесь важна не столько его абсолютная величина, сколько соотношение к массе подвижки).
Как результат – динамики имеют весьма приличную чувствительность. Правда, результирующая добротность Qts получилась ниже привычных «дверных» значений. Но в данном случае этого опасаться не стоит – помним про геометрию звуковой катушки (соотношение общей длины намотки к её «рабочей» части, постоянно находящейся в магнитном зазоре), что всё в сумме хоть наверняка и приведёт к так называемому эффекту Lack of Bass, но должно дать хороший контроль мотора над ходом диффузора.
Проще говоря, чуть проиграем в количестве баса (что можно скомпенсировать аккуратным применением эквалайзера), но зато выигрываем в его разборчивости и повышению перегрузочной способности на околорезонансных частотах. Если вспомнить задачу, поставленную при проектировании этой акустики, размен выглядит обоснованным. Да это, собственно, и прослушивание подтвердило.
Теперь посмотрим на работу динамиков с другой стороны. Как раз о чём говорил в самом начале – диффузоры тут достаточно удачные, не звенят, не ломаются. Да и центрирующая шайба, судя по всему, не склонна к резонансным колебаниям. Как результат – АЧХ не колбасится и укладывается в довольно узкий коридор.
Какие-то небольшие гуляния механических резонансов в подвижке и подвесах заметить можно, в частности, что-то такое в районе 1 кГц более-менее заметно. Но, как видите, к сильным фазовым сдвигам излучаемой волны это не приводит – так, мелочи. Ну и, как следствие, неравномерность АЧХ в этой области совсем незначительна.
С понижением частоты гармонические искажения растут неохотно, и даже на резонансной частоте мотор хорошо удерживает подвижку от ухода в разнос. Это ещё раз к слову о контроле.
Твитеры имеют интересную АЧХ. Сама по себе она достаточно гладкая, без резких «съеданий» отдачи на отдельных частотах (т. е. купол ведёт себя прилично, не поддаётся резонансным колебаниям). Но если смотреть по оси, то она имеет наклон. А вот с небольшим разворотом – становится ближе к горизонтальной. Пока просто заприметим эту особенность, потом посмотрим, как её использовать на практике.
Довольно неожиданно, то твитеры со столь малой посадочной глубиной (т. е. без каких-либо замороченных акустических камер с тыльной стороны) очень прилично ведут себя с понижением частоты – гармонические искажения практически не растут. Если вы захотите использовать эту акустику поканально, это даст некоторую свободу в настройке стыка с НЧ/СЧ звеном.
А вот, собственно, как стыкуются полосы при включении через пассивные фильтры из комплекта. Помня про поведение АЧХ твитеров под разными углами, специально снял несколько характеристик. Это наглядно показывает, что твитеры не просто можно, но и, пожалуй, даже лучше ставить так, чтобы они были видны под углами.
Какого ожидать звучания, и как «готовить» акустику?
Условия прослушивания – как обычно. НЧ/СЧ динамики – в напольные боксы с разворотами почти друг на друга, имитирующими типичную дверную установку. Твитеры – на уровне глаз. Расстояние – около 1,5 метров.
Как и предполагал, первое, что сходу обращает внимание – твитеры. Будучи направленными в сторону слушателей, они тянут внимание на себя, поэтому сразу разворачиваю. Больше всего понравилось, когда они направлены почти друг на друга. Это значит, что в реальном инсталле их можно спокойно ставить в сильно заглублённые или сильно развёрнутые штатные места, не опасаясь потерять ясность на ВЧ.
Общий характер звучания – лёгкий, скорострельный, акустика хорошо отрабатывает атаку сигнала (вот он, результат сочетания лёгких подвижек и сильных моторов). Любителям «тёплого и мягкого» может показаться ярковато, но если вы любите «воздух», слышать «сопельки-детальки», и ненавидите эффект «накинутого покрывала», то акустика однозначно зайдёт.
Причём отсутствие звонов или ломки в диффузорах тоже дало свои результаты – звучание воспринимается хоть и немного «прохладно», но именно по фактуре достаточно естественно – без жёсткости или какого-то упрощения.
К слову, это же касается и ВЧ – твитеры здесь удачные, и будучи направленными не «в лоб», а именно немного развёрнутыми, они хорошо стыкуются с НЧ/СЧ звеном и передают верха без какого-либо «металла», «песка» и прочей «синтетики», что для ценовой категории этой акустики как-то даже немного неожиданно.
Бас несколько «подсушенный», но зато разборчивый, не гудит. Если аккуратно поддать эквалайзером низов, динамики не стремятся уйти в разнос – получается очень неплохая перегрузочная способность. При этом сами диффузоры достаточно жёсткие, и при повышении громкости не начинают ломаться – в результате есть все шансы получить весьма «вкусный» артикулированный, упругий и даже тактильный бас.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
Акустика явно целит в более высокий ценовой сегмент. По характеру – лёгкая, с ясным и открытым саундом. Достаточно чувствительная, скорострельная, но ни разу не дистрофичная – не боится, если ей поддать громкости. Так что спокойно впишется не только в системы с подключением к штатным усилителям, но и в системы с отдельными или процессорными усилителями.
Подбирать тяжеловесный сабвуфер к этой акустике было бы нерационально, а вот с какой-нибудь «малоинертной» десяточкой она срастётся хорошо (полагаю, это слово лучше подходит к сабам, чем слово «быстрый»). Тем более, за оптимальными решениями даже далеко ходить не придётся – в арсенале AMP есть те же SWU-10 или плоские SWS-10, которые составят ей хорошую низкочастотную компанию.
ПРЕИМУЩЕСТВА
- Умеренная цена, аккуратная сборка
- Раздельные ФНЧ и ФВЧ дают больше свободы при подключении
- Твитеры можно ставить так, чтобы они были видны под углами
- Высокая реальная чувствительность
- Ясное, скорострельное звучание с хорошей динамикой
НЕДОСТАТКИ
- Может не зайти любителям «мягкого» саунда и «жирного» баса