Тест компонентных акустических систем AMP SUA-17.2 и СЧ динамиков AMP MUA-8 второго поколения

Почти 6 лет прошло с момента появления первой акустики AMP серии А от Андрея Вахтина – довольно удачной, на мой взгляд, в своём ценовом сегменте. В последнее время она потихоньку начала выходить из продажи: на подходе было новое поколение. Правда, его появление немного затянулось, но нужный результат от фабрики был наконец получен, и можно в деталях изучить первые (уже серийные) динамики.

Модели имеют те же индексы, что и раньше, но с технической точки зрения это совершенно иные динамики. Двухполоска по-прежнему называется AMP SUA-17.2, её цена – 28900 рублей на момент теста, предназначена для поканальных систем, продаётся без кроссоверов. Обновлённые среднечастотники AMP MUA-8 на момент теста стоят 14900 рублей за пару.

1.jpg

Первое знакомство, конструктивные особенности

Некоторые внешние элементы мидбасовых динамиков AMP TUA-17 перешли от предыдущего поколения – те же корзины, те же алюминиевые кожухи на магнитных системах. Насколько можно судить по результатам измерений (о них – чуть дальше), сами магнитные системы всё же другие (хоть общая концепция и повторяет идеологию первого поколения).

2.jpg
3.jpg

А вот иные диффузоры – это то, что видно сходу. Здесь применён целлюлозный композит с лицевым слоем (как следует из описания) из диоксида кремния – он же двуокись кремния (одним из полиморфных состояний которого, к слову, является кварц). Признаюсь, сходу даже не припомню, чтобы этот материал именно в таком вот виде использовался в динамиках.

4.jpg

Как бы то ни было, его применением преследуется та же цель, что и при использовании разного рода керамических и прочих подобных покрытий – объединение материалов с разной скоростью распространения в них звуковых колебаний позволяет неплохо демпфировать внутренние резонансы получившегося композита и одновременно с этим повысить жёсткость – два обычно взаимоисключающих критерия.

С лицевой стороны диффузоры на ощупь достаточно своеобразны, под пальцами чувствуется жёсткость и неоднородная шероховатость кварцевого слоя. Свою целлюлозную «сущность» они показывают лишь с тыльной стороны.

5.jpg

В отличие от первого поколения, подводящие проводники в новых динамиках прошиты через центрирующую шайбу.

6.jpg

Если в мидбасовых динамиках можно найти преемственность поколений, то твитеры здесь совершенно иные. По большому счёту, они построены на той же базе, что и изученные недавно (и, должен признать, крайне удачные в своей ценовой категории) AMP TUA-28P, разве что скорректированные под купола дюймового (25 мм) размера. Отсюда и их модельный индекс – AMP TUA-25.

7.jpg
8.jpg

Теперь среднечастотники AMP MUA-8. Внешне тоже во многом повторяют прежнее поколение, разве что материал диффузоров поменялся на целлюлозу с диоксидом кремния – как в мидбасовых динамиках.

9.jpg
10.jpg

Сетки несъёмные, но достаточно ажурные. Вклеены аккуратно, соплей клея не замечено.

11.jpg

При проектировании посадочных мест нужно учесть, что моторы достаточно крупные. Впрочем, производитель предлагает интересный вариант оформления в корпусах-шариках – о нём скажу чуть дальше.

12.jpg

Измерение параметров и анализ работы AMP SUA-17.2

Низкая добротность НЧ/СЧ динамиков у многих вызывает вопросы, да я и сам раньше считал, что на дверь – только с добротностью Qts около 0,7, всё остальное – от лукавого. Но чем дальше, тем больше убеждаюсь – нельзя оценивать применимость только по одному параметру, только всё сочетание параметров вместе.

Вот и в данном случае при Qts ниже 0,5 динамики можно смело ставить в дверь. Не самая лёгкая подвижка несколько снизит эффект «Lack of Bass» (у «легковесов» он как раз выражен сильнее), но сил у мотора достаточно, чтобы не давать подвижке бултыхаться под воздействием собственной инерции. В итоге получается глубокий и одновременно достаточно артикулированный бас, что, собственно, и прослушивание подтвердило.

Минус у такого сочетания только один – динамик требует хорошего контроля усилителя, чтобы он справлялся с противоЭДС, возникающей в таком моторе, в противном случае все возможности акустики сводятся на нет. Но результат того стоит.

13.jpg

Заявленные/фактические параметры AMP SUA-17:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 57 Гц / 49 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 10,9 л / 13,7 л
  • Qms (механическая добротность) – 2,71 / 3,80
  • Qes (электрическая добротность) – 0,74 / 0,56
  • Qts (полная добротность) – 0,58 / 0,49
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 17,9 г / 18,3 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,3 Тл м / 5,5 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,2 Ом / 3,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 86,3 дБ / 86,8 дБ

Динамик ведёт себя прилично – в диапазоне вплоть до 3 кГц не позволяет себе сколь-нибудь значимых локальных резонансов (в подвесе, центрирующей шайбе и т. п.). Лёгкое возмущение в районе 400 Гц – сущая мелочь, похоже на резонанс центрирующей шайбы, с полной разминкой должен вообще уйти. Диффузор чуток показывает свою жёсткость ближе к частоте 4 кГц, но откровенно не звенит и сильных горбов на АЧХ не выплёскивает. Словом, поводов всерьёз придраться особо нет.

14.jpg
15.jpg

С понижением частоты гармонические искажения растут плавно и даже к 50 Гц не превышают критических (для акустики) значений. Косвенно это подтверждает способность динамиков забираться в бас достаточно глубоко, оставаясь подконтрольными усилителю, но окончательные выводы лучше делать после прослушивания.

16.jpg

Твитеры во многом показали характер упомянутых ранее AMP TUA-28P – ровная собственная АЧХ аж от 2 кГц.

17.jpg

Если сопоставить АЧХ с графиком импеданса, можно сделать предположение, что подкупольное пространство и тыловая камера сообщаются между собой по принципу фазоинвертора, настроенного чуть выше 1 кГц. Это притормаживает излучение купола вблизи частоты резонанса. Как результат – повышение перегрузочной способности при невысоких частотах раздела в двухполосках.

Как бы то ни было, с понижением частоты гармонические искажения практически не растут, что действительно даёт определённую свободу при стыковке с мидбасовым звеном (ну а в трёхполоске твитерам и тем более легче).

18.jpg

Измерение параметров и анализ работы СЧ динамиков AMP MUA-8

Сразу предупрежу, с серединками получилось неожиданно и поначалу даже пугающе. Но если разобраться и учесть особенности динамиков, то результат получается интересным. Короче, тут важно заранее понимать, как их «готовить».

Как и в первом поколении, у динамиков относительно высокая полная добротность, что вроде бы намекает – ставить их лучше Free Air (ну или близко к тому, не зажимая в тесные объёмы). Но когда Андрей передавал мне эту акустику на тест, предложил попробовать вот такие корпуса, распечатанные на 3D-принтере (их размеры и файл STL вроде бы планируется выложить на сайте для повторения всеми желающими, но на момент теста этот вопрос пока решается). Их внешний диаметр – 12 см:

19.jpg

В общем, попробовал снять параметры и характеристики в двух вариантах. Для начала, исходные, без учёта корпуса, и сравнение с заявленными:

20.jpg

Заявленные/фактические параметры AMP MUA-8:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 141 Гц / 147 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 0,6 л / 0,6 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,07 / 4,52
  • Qes (электрическая добротность) – 1,70 / 1,52
  • Qts (полная добротность) – 1,28 / 1,14
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2,9 г / 2,3 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,2 Тл м / 2,1 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,1 Ом / 3,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 82,0 дБ / 82,9 дБ

А вот как раз и то, о чём предупреждал – не пугайтесь раньше времени. Собственная АЧХ (без установки в корпус) оказалась неожиданной – без резких перепадов и с наклоном вплоть до 2 кГц, а дальше – подъём, который нужно обязательно учитывать при настройке стыка полос.

21.jpg

Как обычно бывает у высокодобротных динамиков, ниже собственного резонанса КГИ растёт довольно резко (хотя для СЧ это не так важно – они в любом случае будут резаться выше).

22.jpg

Теперь давайте смотреть, как из исходного продукта «готовить» вкусное блюдо. Ставлю динамики в предложенные корпуса-шарики, герметизирую вводы проводов. Смотрите, «галочка» АЧХ немного подравнивается. Правда, появляется небольшая болтанка АЧХ в районе 1,5-3 кГц – похоже на результат внутренних резонансов в корпусе. С этим тоже можно бороться.

23.jpg

Заполняю корпус синтепоном. Причём распушать его как раз не нужно, как это делают в сабах. Здесь задача другая – демпфировать воздушную массу, погасить внутренние переотражения. Короче, делаю поплотнее. Результат – переотражения перестают подпирать диффузор с тыльной стороны, болтанка АЧХ в проблемной области уходит:

24.jpg

Теперь берёмся за горб на верхнем краю рабочего диапазона. Его просто нужно учесть при стыковке с твитером, про эквалайзер тут даже не вспоминайте: он не нужен. Включаю ФНЧ с крутизной 24 дБ/октава, настраиваю на 3,5 кГц, выбираю для фильтра характеристику Баттерворта, и... горба как и не было. Мирикл? Уже и с твитерами можно красиво срастить.

25.jpg

А как резать снизу? Понятное дело, в корпусе система немного теряет в способности играть вниз, в данном случае рост искажений начинается примерно от 300 Гц и ниже. На самом деле для 3-дюймового калибра терпимо, окончательные выводы сделаю после прослушивания.

26.jpg

Итак, предварительные выводы по MUA-8 таковы. Ставим в предложенные производителем круглые корпуса – это раз. Заполняем корпуса поглотителем (да хоть тем же синтепоном, не прям утрамбовывая, но всё же поплотнее) – это два. Для стыковки с твитерами настраиваем ФНЧ в районе 3,5 кГц с крутизной 24 дБ/октава – это три. Внизу для стыковки с мидбасовым звеном не даём динамикам лезть ниже 300-350 Гц – это четыре.

Проба в деле

Прослушивание проводил в своей привычной системе, акустику включал через имевшийся под рукой процессорный усилитель, чтобы организовать поканалку. Мидбасовое звено пробовал в двух вариантах – от каждого канала и в мостовом включении пар каналов. Сделанный ранее предварительный вывод подтвердился – чем лучше контроль у усилителя, тем полней раскрываются динамики, и тем интересней звучит мидбас.

НЧ/СЧ динамики SUA-17 показали во многом неожиданный характер. Если не смотреть на параметры, можно было бы подумать, что это динамики с лёгкой подвижкой – очень ясное и открытое звучание на СЧ с хорошим разрешением именно в «голосовом» диапазоне.

В ходе экспериментов с разделом полос пришёл к выводу, что при стыковке с твитерами в 2-полоске их не всегда даже нужно обрезать сверху – это во многих случаях позволит сохранить открытость звучания на СЧ. Особенно, если динамики довольно глубоко упрятаны под обивки и сильно развёрнуты. Собственная форма АЧХ с естественным спадом (особенно когда динамики видны под углами) позволяет не бояться, что в звуке появятся крикливость или неприятные резаки в области стыка. Ну или если уж включать ФНЧ, логично использовать фильтры с крутизной точно не выше 12 дБ/октава.

Низкочастотный диапазон может показаться несколько «пересушенным», особенно если вы привыкли к раздутой и тяжёлой подаче баса. Но, во-первых, динамики при этом неплохо забираются вниз по частоте, не теряя контролируемости усилителем. А во-вторых, довольно подробно прописывают рельеф басовых инструментов на сложных треках. Так что если в приоритете не количество баса, а его точность – SUA-17 должны понравиться.

Твитеры TUA-25 поначалу показались достаточно колкими и острыми, но с прогревом в течение нескольких часов (читай – стабилизацией характеристик подвесов и купола) неестественная острота ушла, зато прозрачность и детальность остались. В принципе, я всегда стараюсь делать выводы после «разминки» динамиков, но здесь разница прямо ощутимая.

Во многом их подача напомнила упомянутые AMP TUA-28P, что неудивительно, учитывая их родство. Из характерных особенностей – отсутствие отлётов к твитерам отдельных звуков. Это результат многих факторов, среди которых и хорошая разрешающая способность, и линейность фазовой характеристики в рабочем диапазоне (т. е. отсутствие смещений одних частотных составляющих относительно других). В общем, потенциал приличный, твитеры зачётные.

СЧ динамики MUA-8 попробовал сравнить в предложенном корпусе и при работе на условный Free Air (в объёме, превышающем Vas в несколько раз). Вывод – в круглых корпусах-шариках действительно лучше, хотя параметры, казалось бы, говорили об обратном. Это первое.

Второе – их важно оценивать не в широкую полосу, как это часто делают, а именно в составе системы, настроенной обязательно с учётом характеристик динамиков. В широкую полосу впечатление смазывает горб на АЧХ в районе 4,5 кГц – придаёт звучанию ненужную звонкость и жёсткость.

Свой настоящий характер СЧ показывают, как только мы включаем ФНЧ и стыкуемся с твитерами. На слух оптимальный срез получился тоже в районе 3,5 кГц с крутизной 24 дБ/октава и характеристикой Баттерворта – можно смело брать за точку отсчёта при стыковке с твитерами.

Такая настройка успокоила тот самый «звонкий» горб, серединки начали ровно доигрывать до 5 кГц, поэтому оптимальную частоту среза твитеров лучше искать тоже около этой частоты, а крутизну – между 12 и 24 дБ/октава. Разумеется, тут без конкретики, в каждом отдельном случае всё будет зависеть от взаимного расположения СЧ и ВЧ.

Что по итогу? А по итогу оказалось, что при нормальном сведении с твитерами (и избавлении от горба в области 4,5 кГц) MUA-8 могут звучать ни разу не жёстко, а вполне себе ровно и в своём диапазоне даже как-то тепло (чего поначалу уж точно нельзя было сказать).

Тут свою положительную роль сыграл наклон АЧХ в диапазоне от 300 Гц и до 3-4 кГц (что важно, без резких перепадов) – он довольно естественно воспринимается слухом. Тут можно вспомнить и кривые равных громкостей Флетчера-Менсона, и методички от L-Acoustics, по которой наиболее естественная для слуха АЧХ горизонтальна только в области ВЧ, а ниже 1-2 кГц имеет наклон. В общем, в этой части практика сошлась с теорией.

Снизу серединки лучше не распускать слишком широко, предварительные выводы в этой части тоже подтвердились – при установке в предложенные круглые корпуса начинать искать оптимальный стык с НЧ звеном лучше в районе 400-450 Гц.

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?

Если выделить главное, чем характеризуется 2-полоска SUA-17.2, то я бы назвал высокое разрешение. Понравится тем, кто хочет получить не столько тёплое и томное звучание (с такими предпочтениями её характер, возможно, покажется холодноватым), сколько хорошую детальность на СЧ и ВЧ и тщательность проработки басового диапазона. Динамики дают неплохую свободу в настройке стыка полос – это можно рассматривать как дополнительный плюс.

А вот особенности среднечастотников MUA-8 при настройке системы обязательно нужно учитывать. На первый взгляд, их характеристики кажутся странными, но если посмотреть не «с дивана», то всё на самом деле легко нивелируется, и динамики способны взять на себя диапазон от 400-450 Гц и до 4,5-5 кГц. Причём, несмотря на кажущиеся предпочтения к установке Free Air, лучше всего они работают корпусах-шариках, рекомендованных производителем.

ПРЕИМУЩЕСТВА

  • Высокая детальность в СЧ/ВЧ диапазоне
  • Точность передачи рельефа НЧ диапазона
  • Возможность стыковать полосы в 2-полоске относительно невысоко

НЕДОСТАТКИ

  • Требовательность НЧ/СЧ динамиков к контролю усилителя
  • Настройка 3-полоски – жёстко с учётом характеристик СЧ динамиков

Источник: Журнал "CarMus"