Почти 6 лет прошло с момента появления первой акустики AMP серии А от Андрея Вахтина – довольно удачной, на мой взгляд, в своём ценовом сегменте. В последнее время она потихоньку начала выходить из продажи: на подходе было новое поколение. Правда, его появление немного затянулось, но нужный результат от фабрики был наконец получен, и можно в деталях изучить первые (уже серийные) динамики.
Модели имеют те же индексы, что и раньше, но с технической точки зрения это совершенно иные динамики. Двухполоска по-прежнему называется AMP SUA-17.2, её цена – 28900 рублей на момент теста, предназначена для поканальных систем, продаётся без кроссоверов. Обновлённые среднечастотники AMP MUA-8 на момент теста стоят 14900 рублей за пару.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Некоторые внешние элементы мидбасовых динамиков AMP TUA-17 перешли от предыдущего поколения – те же корзины, те же алюминиевые кожухи на магнитных системах. Насколько можно судить по результатам измерений (о них – чуть дальше), сами магнитные системы всё же другие (хоть общая концепция и повторяет идеологию первого поколения).
А вот иные диффузоры – это то, что видно сходу. Здесь применён целлюлозный композит с лицевым слоем (как следует из описания) из диоксида кремния – он же двуокись кремния (одним из полиморфных состояний которого, к слову, является кварц). Признаюсь, сходу даже не припомню, чтобы этот материал именно в таком вот виде использовался в динамиках.
Как бы то ни было, его применением преследуется та же цель, что и при использовании разного рода керамических и прочих подобных покрытий – объединение материалов с разной скоростью распространения в них звуковых колебаний позволяет неплохо демпфировать внутренние резонансы получившегося композита и одновременно с этим повысить жёсткость – два обычно взаимоисключающих критерия.
С лицевой стороны диффузоры на ощупь достаточно своеобразны, под пальцами чувствуется жёсткость и неоднородная шероховатость кварцевого слоя. Свою целлюлозную «сущность» они показывают лишь с тыльной стороны.
В отличие от первого поколения, подводящие проводники в новых динамиках прошиты через центрирующую шайбу.
Если в мидбасовых динамиках можно найти преемственность поколений, то твитеры здесь совершенно иные. По большому счёту, они построены на той же базе, что и изученные недавно (и, должен признать, крайне удачные в своей ценовой категории) AMP TUA-28P, разве что скорректированные под купола дюймового (25 мм) размера. Отсюда и их модельный индекс – AMP TUA-25.
Теперь среднечастотники AMP MUA-8. Внешне тоже во многом повторяют прежнее поколение, разве что материал диффузоров поменялся на целлюлозу с диоксидом кремния – как в мидбасовых динамиках.
Сетки несъёмные, но достаточно ажурные. Вклеены аккуратно, соплей клея не замечено.
При проектировании посадочных мест нужно учесть, что моторы достаточно крупные. Впрочем, производитель предлагает интересный вариант оформления в корпусах-шариках – о нём скажу чуть дальше.
Измерение параметров и анализ работы AMP SUA-17.2
Низкая добротность НЧ/СЧ динамиков у многих вызывает вопросы, да я и сам раньше считал, что на дверь – только с добротностью Qts около 0,7, всё остальное – от лукавого. Но чем дальше, тем больше убеждаюсь – нельзя оценивать применимость только по одному параметру, только всё сочетание параметров вместе.
Вот и в данном случае при Qts ниже 0,5 динамики можно смело ставить в дверь. Не самая лёгкая подвижка несколько снизит эффект «Lack of Bass» (у «легковесов» он как раз выражен сильнее), но сил у мотора достаточно, чтобы не давать подвижке бултыхаться под воздействием собственной инерции. В итоге получается глубокий и одновременно достаточно артикулированный бас, что, собственно, и прослушивание подтвердило.
Минус у такого сочетания только один – динамик требует хорошего контроля усилителя, чтобы он справлялся с противоЭДС, возникающей в таком моторе, в противном случае все возможности акустики сводятся на нет. Но результат того стоит.
Заявленные/фактические параметры AMP SUA-17:
- Fs (собственная резонансная частота) – 57 Гц / 49 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 10,9 л / 13,7 л
- Qms (механическая добротность) – 2,71 / 3,80
- Qes (электрическая добротность) – 0,74 / 0,56
- Qts (полная добротность) – 0,58 / 0,49
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 17,9 г / 18,3 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,3 Тл м / 5,5 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,2 Ом / 3,1 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 86,3 дБ / 86,8 дБ
Динамик ведёт себя прилично – в диапазоне вплоть до 3 кГц не позволяет себе сколь-нибудь значимых локальных резонансов (в подвесе, центрирующей шайбе и т. п.). Лёгкое возмущение в районе 400 Гц – сущая мелочь, похоже на резонанс центрирующей шайбы, с полной разминкой должен вообще уйти. Диффузор чуток показывает свою жёсткость ближе к частоте 4 кГц, но откровенно не звенит и сильных горбов на АЧХ не выплёскивает. Словом, поводов всерьёз придраться особо нет.
С понижением частоты гармонические искажения растут плавно и даже к 50 Гц не превышают критических (для акустики) значений. Косвенно это подтверждает способность динамиков забираться в бас достаточно глубоко, оставаясь подконтрольными усилителю, но окончательные выводы лучше делать после прослушивания.
Твитеры во многом показали характер упомянутых ранее AMP TUA-28P – ровная собственная АЧХ аж от 2 кГц.
Если сопоставить АЧХ с графиком импеданса, можно сделать предположение, что подкупольное пространство и тыловая камера сообщаются между собой по принципу фазоинвертора, настроенного чуть выше 1 кГц. Это притормаживает излучение купола вблизи частоты резонанса. Как результат – повышение перегрузочной способности при невысоких частотах раздела в двухполосках.
Как бы то ни было, с понижением частоты гармонические искажения практически не растут, что действительно даёт определённую свободу при стыковке с мидбасовым звеном (ну а в трёхполоске твитерам и тем более легче).
Измерение параметров и анализ работы СЧ динамиков AMP MUA-8
Сразу предупрежу, с серединками получилось неожиданно и поначалу даже пугающе. Но если разобраться и учесть особенности динамиков, то результат получается интересным. Короче, тут важно заранее понимать, как их «готовить».
Как и в первом поколении, у динамиков относительно высокая полная добротность, что вроде бы намекает – ставить их лучше Free Air (ну или близко к тому, не зажимая в тесные объёмы). Но когда Андрей передавал мне эту акустику на тест, предложил попробовать вот такие корпуса, распечатанные на 3D-принтере (их размеры и файл STL вроде бы планируется выложить на сайте для повторения всеми желающими, но на момент теста этот вопрос пока решается). Их внешний диаметр – 12 см:
В общем, попробовал снять параметры и характеристики в двух вариантах. Для начала, исходные, без учёта корпуса, и сравнение с заявленными:
Заявленные/фактические параметры AMP MUA-8:
- Fs (собственная резонансная частота) – 141 Гц / 147 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 0,6 л / 0,6 л
- Qms (механическая добротность) – 5,07 / 4,52
- Qes (электрическая добротность) – 1,70 / 1,52
- Qts (полная добротность) – 1,28 / 1,14
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2,9 г / 2,3 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,2 Тл м / 2,1 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,1 Ом / 3,1 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 82,0 дБ / 82,9 дБ
А вот как раз и то, о чём предупреждал – не пугайтесь раньше времени. Собственная АЧХ (без установки в корпус) оказалась неожиданной – без резких перепадов и с наклоном вплоть до 2 кГц, а дальше – подъём, который нужно обязательно учитывать при настройке стыка полос.
Как обычно бывает у высокодобротных динамиков, ниже собственного резонанса КГИ растёт довольно резко (хотя для СЧ это не так важно – они в любом случае будут резаться выше).
Теперь давайте смотреть, как из исходного продукта «готовить» вкусное блюдо. Ставлю динамики в предложенные корпуса-шарики, герметизирую вводы проводов. Смотрите, «галочка» АЧХ немного подравнивается. Правда, появляется небольшая болтанка АЧХ в районе 1,5-3 кГц – похоже на результат внутренних резонансов в корпусе. С этим тоже можно бороться.
Заполняю корпус синтепоном. Причём распушать его как раз не нужно, как это делают в сабах. Здесь задача другая – демпфировать воздушную массу, погасить внутренние переотражения. Короче, делаю поплотнее. Результат – переотражения перестают подпирать диффузор с тыльной стороны, болтанка АЧХ в проблемной области уходит:
Теперь берёмся за горб на верхнем краю рабочего диапазона. Его просто нужно учесть при стыковке с твитером, про эквалайзер тут даже не вспоминайте: он не нужен. Включаю ФНЧ с крутизной 24 дБ/октава, настраиваю на 3,5 кГц, выбираю для фильтра характеристику Баттерворта, и... горба как и не было. Мирикл? Уже и с твитерами можно красиво срастить.
А как резать снизу? Понятное дело, в корпусе система немного теряет в способности играть вниз, в данном случае рост искажений начинается примерно от 300 Гц и ниже. На самом деле для 3-дюймового калибра терпимо, окончательные выводы сделаю после прослушивания.
Итак, предварительные выводы по MUA-8 таковы. Ставим в предложенные производителем круглые корпуса – это раз. Заполняем корпуса поглотителем (да хоть тем же синтепоном, не прям утрамбовывая, но всё же поплотнее) – это два. Для стыковки с твитерами настраиваем ФНЧ в районе 3,5 кГц с крутизной 24 дБ/октава – это три. Внизу для стыковки с мидбасовым звеном не даём динамикам лезть ниже 300-350 Гц – это четыре.
Проба в деле
Прослушивание проводил в своей привычной системе, акустику включал через имевшийся под рукой процессорный усилитель, чтобы организовать поканалку. Мидбасовое звено пробовал в двух вариантах – от каждого канала и в мостовом включении пар каналов. Сделанный ранее предварительный вывод подтвердился – чем лучше контроль у усилителя, тем полней раскрываются динамики, и тем интересней звучит мидбас.
НЧ/СЧ динамики SUA-17 показали во многом неожиданный характер. Если не смотреть на параметры, можно было бы подумать, что это динамики с лёгкой подвижкой – очень ясное и открытое звучание на СЧ с хорошим разрешением именно в «голосовом» диапазоне.
В ходе экспериментов с разделом полос пришёл к выводу, что при стыковке с твитерами в 2-полоске их не всегда даже нужно обрезать сверху – это во многих случаях позволит сохранить открытость звучания на СЧ. Особенно, если динамики довольно глубоко упрятаны под обивки и сильно развёрнуты. Собственная форма АЧХ с естественным спадом (особенно когда динамики видны под углами) позволяет не бояться, что в звуке появятся крикливость или неприятные резаки в области стыка. Ну или если уж включать ФНЧ, логично использовать фильтры с крутизной точно не выше 12 дБ/октава.
Низкочастотный диапазон может показаться несколько «пересушенным», особенно если вы привыкли к раздутой и тяжёлой подаче баса. Но, во-первых, динамики при этом неплохо забираются вниз по частоте, не теряя контролируемости усилителем. А во-вторых, довольно подробно прописывают рельеф басовых инструментов на сложных треках. Так что если в приоритете не количество баса, а его точность – SUA-17 должны понравиться.
Твитеры TUA-25 поначалу показались достаточно колкими и острыми, но с прогревом в течение нескольких часов (читай – стабилизацией характеристик подвесов и купола) неестественная острота ушла, зато прозрачность и детальность остались. В принципе, я всегда стараюсь делать выводы после «разминки» динамиков, но здесь разница прямо ощутимая.
Во многом их подача напомнила упомянутые AMP TUA-28P, что неудивительно, учитывая их родство. Из характерных особенностей – отсутствие отлётов к твитерам отдельных звуков. Это результат многих факторов, среди которых и хорошая разрешающая способность, и линейность фазовой характеристики в рабочем диапазоне (т. е. отсутствие смещений одних частотных составляющих относительно других). В общем, потенциал приличный, твитеры зачётные.
СЧ динамики MUA-8 попробовал сравнить в предложенном корпусе и при работе на условный Free Air (в объёме, превышающем Vas в несколько раз). Вывод – в круглых корпусах-шариках действительно лучше, хотя параметры, казалось бы, говорили об обратном. Это первое.
Второе – их важно оценивать не в широкую полосу, как это часто делают, а именно в составе системы, настроенной обязательно с учётом характеристик динамиков. В широкую полосу впечатление смазывает горб на АЧХ в районе 4,5 кГц – придаёт звучанию ненужную звонкость и жёсткость.
Свой настоящий характер СЧ показывают, как только мы включаем ФНЧ и стыкуемся с твитерами. На слух оптимальный срез получился тоже в районе 3,5 кГц с крутизной 24 дБ/октава и характеристикой Баттерворта – можно смело брать за точку отсчёта при стыковке с твитерами.
Такая настройка успокоила тот самый «звонкий» горб, серединки начали ровно доигрывать до 5 кГц, поэтому оптимальную частоту среза твитеров лучше искать тоже около этой частоты, а крутизну – между 12 и 24 дБ/октава. Разумеется, тут без конкретики, в каждом отдельном случае всё будет зависеть от взаимного расположения СЧ и ВЧ.
Что по итогу? А по итогу оказалось, что при нормальном сведении с твитерами (и избавлении от горба в области 4,5 кГц) MUA-8 могут звучать ни разу не жёстко, а вполне себе ровно и в своём диапазоне даже как-то тепло (чего поначалу уж точно нельзя было сказать).
Тут свою положительную роль сыграл наклон АЧХ в диапазоне от 300 Гц и до 3-4 кГц (что важно, без резких перепадов) – он довольно естественно воспринимается слухом. Тут можно вспомнить и кривые равных громкостей Флетчера-Менсона, и методички от L-Acoustics, по которой наиболее естественная для слуха АЧХ горизонтальна только в области ВЧ, а ниже 1-2 кГц имеет наклон. В общем, в этой части практика сошлась с теорией.
Снизу серединки лучше не распускать слишком широко, предварительные выводы в этой части тоже подтвердились – при установке в предложенные круглые корпуса начинать искать оптимальный стык с НЧ звеном лучше в районе 400-450 Гц.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
Если выделить главное, чем характеризуется 2-полоска SUA-17.2, то я бы назвал высокое разрешение. Понравится тем, кто хочет получить не столько тёплое и томное звучание (с такими предпочтениями её характер, возможно, покажется холодноватым), сколько хорошую детальность на СЧ и ВЧ и тщательность проработки басового диапазона. Динамики дают неплохую свободу в настройке стыка полос – это можно рассматривать как дополнительный плюс.
А вот особенности среднечастотников MUA-8 при настройке системы обязательно нужно учитывать. На первый взгляд, их характеристики кажутся странными, но если посмотреть не «с дивана», то всё на самом деле легко нивелируется, и динамики способны взять на себя диапазон от 400-450 Гц и до 4,5-5 кГц. Причём, несмотря на кажущиеся предпочтения к установке Free Air, лучше всего они работают корпусах-шариках, рекомендованных производителем.
ПРЕИМУЩЕСТВА
- Высокая детальность в СЧ/ВЧ диапазоне
- Точность передачи рельефа НЧ диапазона
- Возможность стыковать полосы в 2-полоске относительно невысоко
НЕДОСТАТКИ
- Требовательность НЧ/СЧ динамиков к контролю усилителя
- Настройка 3-полоски – жёстко с учётом характеристик СЧ динамиков