Новый Status многое перенял от флагманского F#1 Status третьего поколения, но если та акустика доступна только в составе полной системы, то эту можно купить и отдельно. Довольно серьёзно отличается от известного в своё время второго поколения F#1 Status, причём не только внешним видом (с этим-то как раз понятно), но и по звуку, да и в целом по концепции.
Вообще, в серии Alpine Status есть две 2-полоски (Alpine HDZ-65C и Alpine HDZ-65CS) и две 3-полоски (Alpine HDZ-653 и Alpine HDZ-653S). Модели с буквой S в индексе содержат в составе немного уменьшенные (slim) твитеры. Не то, чтобы мелкие (на самом деле тоже здоровенные), но по сравнению с «базовыми» всё же чуть покомпактней.
Сабвуфер в серии Status один – 11-дюймовый Alpine HDZ-110. Причём производитель не просто настоятельно рекомендует использовать его с этой акустикой, но и даже называет системы с ним, соответственно, 3-полосными и 4-полосными.
Но вернусь к сегодняшнему испытуемому. У меня в руках оказался 2-полосный комплект с «обычными» (если это слово вообще применимо) твитерами – Alpine HDZ-65C. Его официальная цена на момент теста – 106530 рублей.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Выглядят динамики приметно. Тот самый случай, когда в принципе нет ни одного OEM-элемента, а многие решения и вовсе напрочь выбиваются из общепринятых стереотипов.
Каждый комплект имеет свой серийный номер, мидбасовые динамики и твитеры промаркированы лазерной гравировкой.
Ну и первое, что бросается в глаза – это подвесы со сложной гофрированной формой. Точно такие же, как у флагмана F#1 Status. На ощупь очень мягкие. Задача применения такой формы – минимизировать воздействия на края диффузора и не сопротивляться при его осевом перемещении, но при этом не давать диффузору отклоняться от оси. В принципе, с задачей справляются, да и выглядят привлекательно.
Сам диффузор – сложный многослойный углеволоконный композит с плетёной структурой лицевого слоя и фактурой, больше похожей на целлюлозную пульпу – с тыльной. Очень жёсткий – деформировать его пальцами, не применяя усилий, довольно сложно.
Теперь корзина – она тут тоже со своими заморочками. Как утверждает презентация Alpine, её форма разработана с тем, чтобы распределить нагрузки по всей конструкции равномерно, устранить локальные зоны повышенных нагрузок. На самом деле затея-то правильная, в конечном итоге задача сводится к демпфированию, т. е. гашению вибраций, которые дают нехилую модуляцию при движении катушки в магнитном зазоре, а значит, тоже влияют на звучание.
Моторы построены на ферритовых магнитах, правда, оценить их геометрию не получилось – конструкция целиком закрыта защитным кожухом.
Звуковая катушка намотана на 40-миллиметровом каркасе. Центрирующая шайба имеет прогрессивный профиль, т. е. с переменным шагом «волн». По задумке, это должно не дать им входить в резонанс, «съедая» отдачу в отдельных частотных диапазонах.
В комплекте идут защитные грили и куча прочей монтажной мелочёвки. Грили, правда, с пластиковыми ободами, но выполнены качественно, так что придираться не стану.
Идём дальше – твитеры. Во-первых, они крупные: внешний диаметр – почти 7 см, а монтажная глубина, включая клеммы – без малого 4 см. Подробностей насчёт внутреннего устройства не приводится, но измерения позволили сделать кое-какие неожиданные выводы на их счёт – чуть дальше сами увидите.
Излучающий купол? Не… Ринг-радиатор? Не… Жёсткий диффузор? Да! Причём с хитрой W-образной формой и ровно из того же углеволоконного композита, что и у мидбасового динамика. И у СЧ динамиков. И у сабвуфера тоже. Использование общего материала для всех излучателей от саба до твитеров по задумке (если не вдаваться в детали) должно дать единый характер звучания во всех полосах. Центральная «пуля» неподвижно закреплена на керне, а размер звуковой катушки – 25 мм.
Крепление всей этой конструкции – простое и изящное – с помощью крупных накручивающихся колец-гаек.
Кроссоверы выполнены в корпусах средних размеров, выглядят симпатично, в открытых инсталляциях будут смотреться достойно.
В составе, понятное дело, никаких электролитов и катушек на сердечниках, зато использованы плёночные полипропиленовые конденсаторы Bevenbi «повышенной улучшенности» с 3-процентными допусками и индуктивности из толстой проволоки на «воздушном» сердечнике. Правда, в столь высокой серии какие-нибудь безындуктивные резисторы были бы уместнее, но зато керамические с золотистыми радиаторами смотрятся неплохо. В цепи твитеров добавлен защитный термистор.
Из возможностей настройки – три уровня твитеров и возможность обойти ФНЧ в мидбасовом звене, распустив его в полную полосу. И да, обратите внимание на сами переключатели – серьёзные такие, массивные перемычки.
ИЗМЕРЕНИЕ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ
Описание не приводит параметры Тиля-Смолла, как бы намекая, что акустику нужно слушать, а не циферки разглядывать. Тем не менее, посмотреть их всё же полезно, чтобы понимать некоторые особенности концепции динамиков.
Измеренные параметры НЧ/СЧ динамика Alpine HDZ-65C:
- Fs (собственная резонансная частота) – 62 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 11 л
- Qms (механическая добротность) – 3,75
- Qes (электрическая добротность) – 0,65
- Qts (полная добротность) – 0,55
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 16 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,9 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,7 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 87,9 дБ
НЧ/СЧ динамики. Моторы достаточно сильные – полная добротность невысокая даже при том, что в магнитных системах явно присутствует кольцо Фарадея (оно в некотором роде компенсирует индуктивность, импеданс с ростом частоты увеличивается не так задиристо, усилитель взаимодействует с динамиком немного иначе, уменьшается интермодуляция, но и сил у мотора это кольцо немного отнимает). Центрирующая шайба относительно жёсткая, что, по идее, должно снизить требования динамика к форме и объёму пространства позади него.
Твитеры. Обратила на себя внимание форма импедансной кривой (синий график) – с двумя резонансными горбами. И я бы пропустил это мимо внимания, если бы не дальнейшие измерения, намекающие на то, что физика работы перекликается с фазоинверторным оформлением, «порт» которого настроен в районе 2 кГц. Нет, наружу ничего такого здесь не выходит, но габариты явно говорят о наличии акустической камеры с непростой внутренней конфигурацией с намёком на резонатор Гельмгольца. Похоже, эти заморочки направлены на «притормаживание» диффузора в области резонанса для подстраховки от ухода твитеров в разнос при повышении громкости.
АНАЛИЗ РАБОТЫ НЧ/СЧ ДИНАМИКОВ
Достаточно жёсткий диффузор на удивление не даёт звонких призвуков – фазовая характеристика относительно плавная, что говорит об отсутствии отставаний и набегов одних частотных составляющих относительно других. Подвесы (речь не только о верхнем подвесе, но и о центрирующей шайбе) тоже не входят в резонанс и не подтормаживают подвижную систему на отдельных частотах. Мелкие возмущения ФЧХ – обычное дело, они погоды не делают. Переход из поршневого режима работы динамика в модальный (когда длина излучаемой волны становится сопоставимой с размерами самого динамика) довольно спокоен. Как следствие – АЧХ тоже не имеет перепадов, которые нужно было бы нивелировать настройками.
Гармонические искажения по всему диапазону достаточно равномерны. На НЧ, как обычно, намечается небольшой подъём, но плавный, так что некоторая свобода в настройке стыка с сабвуфером имеется. Впрочем, эффект «Lack of Bass», характерный для низкодобротных динамиков (не для всех, но для многих), всё же имеется. Впрочем, тут нужно помнить, что акустику рекомендуется сопрягать с собственным сабом Alpine HDZ-110 из этой же серии, и тот возьмёт на себя ответственность за басовое «мясо».
АНАЛИЗ РАБОТЫ ТВИТЕРОВ
Если вернуться к форме импедансной кривой твитеров и сопоставить с АЧХ, то опять возвращаюсь к предположению о наличии внутреннего резонатора, работающего по принципу порта фазоинвертора на частоте около 2 кГц. Посмотрите на ямку АЧХ на этой частоте – явно намеренное сдерживание излучения диффузора на этой частоте.
И больше того, в районе 2 кГц как-то точечно акцентируется третья гармоника. Выше этой частоты – «тишь, да благодать», так что предварительный вывод – настраивать ФВЧ в поканалке (это если вдруг захотите включить акустику не через пассивный кроссовер) можно пробовать уже от 3,5-4 кГц. Можно начать сразу с фильтров Линквица-Райли или Бесселя, т. е. с плавной характеристикой, чтобы нивелировать лёгкий наклон собственной АЧХ твитера.
РАБОТА ЧЕРЕЗ СОБСТВЕННЫЕ КРОССОВЕРЫ
НЧ/СЧ звено может быть включено в двух вариантах – через ФНЧ или распущено в полную полосу, без подрезки сверху. Мидбасовый динамик не даёт грязи на верхней середине, так что оба варианта имеют право на существование – лучше выбирать уже по месту. Звено твитера режется так, что наклон АЧХ нивелируется, и полосы срастаются достаточно гладко, хоть и со значительным перехлёстом частот.
КАКОГО ОЖИДАТЬ ЗВУЧАНИЯ, И КАК «ГОТОВИТЬ» АКУСТИКУ?
На весенней конференции компании «Бонанза» (когда первые образцы Status только приехали в Россию) мне довелось бегло услышать этот комплект. Правда, тогда он работал от усилителя Kenwood, который пусть и хорош для своей цены, но «статусную» акустику явно не раскрывал. Так что оценить её характер в знакомом тракте было особенно интересно.
Оценку проводил, как всегда, при расположении динамиков, близком к автомобильному: НЧ/СЧ в напольных боксах с разворотами почти друг на друга, твитеры – на уровне глаз. Расстояние до точки прослушивания – около 1,5 метров. Включение динамиков – через родные кроссоверы из комплекта.
Если вы ждёте чего-то похожего на прежнее поколение F#1 Status (по понятным причинам близкого к традиционному «сканспиковскому» звучанию), то нынешний Status станет для вас открытием – он совершенно иной. Вот совершенно.
Если постараться описать одним словом, то это, пожалуй, будет слово «чёткий» или даже «контрастный». Высокая детализация обнажает в знакомых записях много нюансов, но, в отличие от того же Scanspeak, звук воспринимается намного жёстче. Правда, не холодным и не острым. Отдам должное, совместить чёткую проработку атаки с отсутствием колкости – тоже дорогого стоит.
Тут, конечно, многое будет зависеть от остальных компонентов тракта, так что один из выводов – подбирайте их соответствующего уровня, акустика наглядно покажет, на что они способны (и весеннее прослушивание с усилителем из другой «весовой категории» – лишнее тому подтверждение).
Ну и буквально пару слов о низкочастотном диапазоне. Он здесь без лишней раздутости, сдержанность по уровню создаёт ощущение «подсушенности» и «чрезмерной правильности» баса даже на бодрой электронной музыке. Но фактура прорабатывается рельефно, и это важный момент. За «мясо» же в конечной системе будет ответственен сабвуфер Alpine HDZ-110 (если строить систему согласно рекомендациям производителя), но это, как говорится, уже совсем другая история.
КОРОТКО ПО ДЕЛУ. ДЛЯ КАКИХ ЗАДАЧ ВЫБИРАТЬ?
В первую очередь Status понравится тем, кто предпочитает ясный и «контрастный» характер звучания. Для этой акустики совсем не характерны томная теплота и обволакивающее убаюкивание мягким саундом, зато она способна на корректную передачу атаки и весьма тщательную проработку деталей. С такой подачей акустике открывается дорога не только в «гражданские» системы высокого уровня, но и в старшие классы соревнований категорий SQ.
ПРЕИМУЩЕСТВА
- Добротная конструкция с нестандартным инженерным подходом
- Цепляющий внешний вид
- Динамика звучания, разрешающая способность
НЕДОСТАТКИ
- Может не зайти любителям «смягчённого» звучания