Тест головного устройства Prology CMD-400 со встроенным 8-канальным аудиопроцессором

Кажется, совсем недавно понятие «недорогая автомобильная аудиосистема» означало лишь пару динамиков впереди, пару – сзади и, в лучшем случае, сабвуфер. А с нынешними ГУ можно что угодно – хоть поканальную 3-полоску с сабом замутить без особых затрат. Короче, давайте смотреть, что умеет совсем новая модель от Prology со встроенным процессором и аж четырьмя парами линейных выходов.

Ну и, к слову, сразу о цене. На момент теста Prology CMD-400 стоит всего 7990 рублей. Учитывая возможности, совсем недорого.

1.jpg

Первое знакомство, конструктивные особенности

Первые впечатления приятные – матовое покрытие передней панели в титановом цвете выглядит намного приятней привычного голого пластика. Особенно в сочетании с глянцем экрана и слегка тонированной шторки, прикрывающей разъёмы USB и AUX.

2.jpg

ИК-пульт идёт в комплекте. Без лишних затей, но не карточный, а с нормальными кнопками.

3.jpg

Разъёмы ISO, по сложившейся в последние годы традиции, размещены прямо на корпусе. Если что, ответные «хвосты» вложены в комплект – отдельно докупать не придётся.

4.jpg

Примечательный момент. В разъёме ISO на головном устройстве есть не только питание и выходы встроенного усилителя. В него заведено управление со штатных кнопок на руле (резистивная система, в «хвосте» это два коричневых провода), провод Mute для подключения к системе Эра-Глонасс (требование законодательства, не все соблюдают) и провод Illumination для управления яркостью подсветки (тоже не все его предусматривают).

5.jpg

Идём дальше. Рядом с четырьмя парами RCA есть разъём для внешнего микрофона Hands Free, но самого микрофона в комплекте нет – при необходимости нужно будет докупить отдельно. По умолчанию используется микрофон, встроенный в переднюю панель.

6.jpg

Включаю аппарат. Экран – символьный, сегментный – практически «классика жанра». Но зато крупный, что применительно к автомобилю можно считать плюсом.

7.jpg

Цвет подсветки задаётся аж по трём зонам. Настраивается – как фантазия подскажет: можно устроить разноцветье, а можно подогнать под штатную подсветку и точно вписать в стиль салона. Всё в ваших руках.

8.jpg

Сразу поделюсь общими впечатлениями об эргономике. Все кнопки скомпонованы в один ряд. Возможно, отдельные кнопки переключения треков и смены источников были бы удобней, хотя, полагаю, это дело привычки.

Нажатие кнопок происходит без щелчков, но с некоторым усилием. Это ни хорошо, ни плохо, каждый предпочитает что-то своё. В принципе, можно рассматривать как страховку от случайных задеваний.

Сдвижная шторка открывается с мягким подпружиниванием (а не как у некоторых, с пластиковым скрипом). Мелочь, а приятно.

9.jpg

Энкодер вращается с мягкими фиксируемыми положениями – это хорошо. Лёгкий осевой люфт есть, но, по большому счёту, он есть почти у всех, и общее впечатление особо не портит. Разве что высоту энкодера можно было бы сделать чуть побольше, но это так, скорее, пожелание.

10.jpg

Что умеет?

Тут всё ожидаемо – три базовых источника современных головных устройств – радио, USB и Bluetooth. Да, и ещё AUX, хотя сейчас он уже не столь актуален.

Читаются флешки, отформатированные в FAT32 и объёмом до 256 ГБ. Поддерживаются все базовые форматы, включая FLAC с разрешением вплоть до 24 бит/48 кГц.

11.jpg

Передача по Bluetooth Audio кодируется SBC. Это база, а «хайрезов» тут всё равно никто не ждал. Нормально.

12.jpg
13.jpg

А вот радиотюнер отмечу особо: как оказалось, он здесь вполне удачный. По крайней мере, в предоставленном на тест экземпляре он показал хорошую чувствительность, неплохо держит сигнал, звук чистый. Зачёт.

14.jpg

AUX без перегрузок принимает сигнал с амплитудой до 1,3 В (это примерно 0,9 В среднеквадратического, т. е. RMS). Для большинства смартфонов и портативных плееров достаточно.

Что внутри?

На самом чипе DSP маркировка сошлифована, но по неофициальной информации производитель использует Asahi Kasei. Утверждать не буду, в конце концов, важнее результат.

15.jpg
16.jpg

На линейных выходах замечены операционники JRC4558. Любители твика могут поиграться.

17.jpg

А вот микросхема собственного усилителя приятно удивила: ожидал встретить что-нибудь простое, но оказалась весьма неплохая TDA7851L. Так что если будете строить систему посложнее, с поканалкой и всем таким прочим, то собственное усиление тоже можно иметь ввиду.

18.jpg

Как управляется и настраивается?

По этой части всё привычно. На коробке и в инструкции есть QR-коды со ссылками на RuStore (для Android-смартфонов) и AppStore (для iPhone). Текущая версия приложения на момент теста – 5.0.30.

19.jpg

Скачиваем, запускаем, соединяемся по Bluetooth. Первым делом, проверил управление воспроизведением с USB. Жаль, в новой версии приложения полазить по списку треков на USB снова не получится – в этом смысле всё как у прежних версий. Управление тюнером – без вопросов.

20.jpg

Полезная фича для тех, кто пользуется навигашкой. Если запускать её не отдельно, а сначала запустить приложение Prology, нажать кнопку GPS, и запустить навигационное приложение уже отсюда, то подсказки будут идти через аудиосистему, даже если у вас играет радио или музыка с флешки. Удобно.

21.jpg

Теперь настройки. Частенько бывает, что они разделены – часть функций настраивается с самого аппарата, а часть – из приложения. В этой модели из приложения настраивается вообще всё.

22.jpg
23.jpg

Звуковые настройки

Кроссоверные фильтры здесь настраиваются попарно. Правда, в текущей версии приложения обозначения каналов немного сбивают с толку, но, возможно, в дальнейшем это изменится.

24.jpg

При полностью отключенных фильтрах все каналы, включая сабвуферный, имеют одинаковую АЧХ. Специально этот момент проверил, т. к. встречались ГУ, в которых сабовый канал ограничивался сверху по частоте, даже будучи «распущенным» в настройках в полную полосу. Здесь такого ограничения нет.

25.jpg

Теперь о том, как можно настроить частотные фильтры. В основных трёх парах каналов – полная свобода: ФВЧ и ФНЧ настраиваются как душе угодно от 20 Гц до 12,5 кГц.

Сабвуферная пара в этом смысле чуть отличается, в ней можно подрезать сигнал снизу от 10 до 100 Гц (ФВЧ), а сверху – от 30 до 800 Гц (ФНЧ). Получается, использовать эти каналы можно не только как сабвуферные.

Крутизну фильтров можно выбрать вплоть до 48 дБ/октава и, что уж совсем непривычно для DSP в головном устройстве – это возможность выбрать тип каждого фильтра – Баттерворт, Бессель, Линквиц-Райли (условно, разные формы АЧХ – с плавным или более резким переходом от плоского участка к наклонному.

26.jpg

Проверил, насколько выставленные параметры совпадают с тем, что получается реально на выходах. Никаких «разбродов и шатаний» не замечено, зачёт:

27.jpg

Эквалайзер – общий на все выходные каналы, причём аж 48-полосный. Не могу предположить, когда такое количество может понадобиться, ну да ладно, пусть будет. Больше того, он даже не обычный графический (т.е. в котором ширина каждой полосы регулирования фиксирована), а самый настоящий параметрик – с возможностью менять ширину каждой полосы (параметр Q).

28.jpg

Работу тоже проверил, вопросов не возникло:

29.jpg

Режим ПРО. По умолчанию программа управляет кроссоверными фильтрами и эквалайзером раздельно, но если в разделе аудионастроек включить «Режим ПРО», то они объединяются в одном окне. Дело вкуса, но последний показался как-то нагляднее, настраивать удобней:

30.jpg

Задержки. Максимально задержать сигнал в каждом канале можно до 25 мс (эквивалентно «отодвиганию» подключенного к соответствующему каналу динамика на 8,5 метров).

Шаг – 0,1 мс (около 3 см), это больше, чем можно встретить в отдельных процессорах (обычно 0,01 или 0,02 мс), но, по большому счёту, для систем этой ценовой категории вполне достаточно.

К слову, момент, который может оказаться важным. Задержки в сабвуферной паре каналов тоже можно выставлять раздельно. Это значит, что вы можете побаловаться со стереосабом или, учитывая диапазоны настройки кроссоверных фильтров, использовать эти каналы как-то иначе (например, как мидбасовые).

31.jpg

Усиление НЧ. Это отдельная фича, независимая от эквалайзера. Можно использовать, чтобы поддать басу, не трогая многополосный эквалайзер. Задаётся в разделе меню «Усиление»:

32.jpg

Всего 5 уровней «форсирования» низов, снял реальные АЧХ на выходах:

33.jpg

Тонкомпенсация. Включается здесь же, можно выбрать два уровня коррекции сигнала в зависимости от громкости. Штука полезная, позволяет не терять в разборчивости на низах и верхах, если слушать музыку не слишком громко. При включении самой сильной коррекции на выходах получаются следующие АЧХ:

34.jpg

Баланс и фейдер. Это стандартные функции, которые достались в наследство от простых головных устройств без процессора. Вряд ли этот раздел будет востребован в развитых поканальных системах, но если ГУ куплено «на вырост» и пока работает в простой системе без внешних усилителей, то может пригодиться.

35.jpg

Уровни сигнала на линейных выходах. Для корректности отключаю тонкомпенсацию и функцию «Усиление НЧ», выставляю эквалайзер «в нули». Громкость – в максимальные 62 единицы.

На флешку записал аудиофайл с синусом 1 кГц с уровнем 0 дБ («цифровой» максимум), его же воспроизводил с телефона по Bluetooth, а на AUX подавал максимально возможный сигнал, который ГУ принимает без искажений (в данном случае – с амплитудой 1,3 В):

36.jpg

Во-первых, искажений на линейных выходах не наблюдается даже при максимальной громкости 62 единицы (напомню, эквалайзер и «улучшайзеры» – в нулях). Это хорошо.

Во-вторых, как видите, источники сбалансированы между собой по уровню, во всех вариантах максимальная амплитуда на выходах составляет около 4,5 В – это примерно 3,2 В RMS (среднеквадратическое значение). С небольшими оговорками выходы можно назвать 4-вольтовыми.

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?

Чем дальше, тем больше меняются приоритеты. Раньше под «процессорными ГУ» понимались в первую очередь именно головные устройства, просто с довеском в виде процессора. А сейчас это первым делом процессоры, просто выполненные в формате головного устройства.

Конечно, пока они не конкурируют с отдельными DSP по вычислительным мощностям, но по функциональности, как видите, постепенно приближаются. Из принципиальных отличий – регулировка кроссоверных фильтров не в каждом канале отдельно, а только в парах каналов, ну и эквалайзер – один на все каналы. В остальном же возможностей – даже с запасом для большинства применений в своей ценовой нише.

Как итог, Prology CMD-400 – аппарат с редкой универсальностью. Хотите – стройте простенькую шаблонную систему, как это делалось много лет назад (и делается до сих пор в бюджетном сегменте). А хотите – продвинутую с 2-полосным фронтом, тылом и сабом. Или даже с 3-полосным фронтом и сабом. Легко, не напрягаясь и тоже без больших затрат. Причём можно полностью с внешними усилителями, а можно для части каналов использовать собственное усиление головного устройства – опять же на ваш выбор.

ПРЕИМУЩЕСТВА

  • Стильное исполнение передней панели в матовом «титановом» цвете
  • 8 каналов встроенного аудиопроцессора
  • Почти полное отсутствие ограничений для кроссоверных фильтров
  • Возможность разрулить почти любую конфигурацию аудиосистемы
  • Настройка абсолютно всех функций ГУ из приложения
  • Чувствительный радиотюнер с хорошим приёмом радиостанций

НЕДОСТАТКИ

  • В комплекте нет внешнего микрофона
  • Расположение всех кнопок панели в один ряд требует привыкания

Источник: Журнал "CarMus"