Тест головного устройства 2DIN со встроенным усилителем повышенной мощности Prology PRM-120

В начале прошлого года Prology выпустил в продажу своё первое «однодиновое» головное устройство со встроенным усилителем D-класса повышенной мощности. Так что появление аналогичной «двухдиновой» модели, совмещённой с мощным 4-канальным усилителем, было вопросом времени.

Правда, если в прошлый раз в руках оказался предсерийный прототип, то в этот раз торопиться не стал – модель уже в продаже, на изучении рандомно выдернутый со склада серийный экземпляр. С момента появления платформы прошло достаточно времени – заодно повод посмотреть, в каком направлении она меняется.

Итак, «двухдинка» называется Prology PRM-120. Как и «однодиновый» Prology PRM-100, принадлежит к серии Poseidon. Цена на момент теста – 13990 рублей. Учитывая, что ГУ содержит в себе полноценный достаточно мощный 4-канальный усилитель (что, кстати, позволяет дополнительно сэкономить на установке отдельного) получается недорого.

1.jpg

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО. КОНСТРУКЦИЯ, ВОЗМОЖНОСТИ

Первое, что привлекает внимание – медное покрытие корпуса. Выглядит солидно. Глубина – чуть больше 13 см, если считать от плоскости передней панели.

2.jpg

Для крепления в комплекте идут уголки, набор винтов и рамка, которая используется по необходимости.

3.jpg

Заднюю сторону целиком занимает радиатор с внушительным количеством рёбер – дополнительное охлаждение мощному усилителю не помешает даже с учётом встроенной системы термозащиты (порог её срабатывания настраивается из меню). Главное, чтобы внутреннее пространство панели, куда ГУ будет установлено, позволяло реализовать улучшенное охлаждение.

4.jpg

Из-за более мощного встроенного усилителя брать питание из штатной проводки неразумно, лучше протянуть отдельное к аккумулятору через отдельный предохранитель. Об этом, кстати, производитель указывает аж в нескольких местах, начиная с наклейки-предупреждения на коробке и далее в инструкции (для тех, кто всё это читает).

Так что использование разъёмов Molex со сдвоенными пинами питания вместо привычных ISO выглядит логичным. Я бы использовал для подключения провод 4 кв. мм, а для защиты проводки повторил бы номинал предохранителя в самом ГУ – 30 Ампер (в инструкции описан минимум 2,5 квадрата и 20 Ампер, соответственно).

5.jpg

Кроме питания и, понятное дело, выходов на динамики, в этом же разъёме – выходы для подключения интерфейса штатных рулевых кнопок. Ну и провод для подключения к габаритным огням для автоматического включения диммера.

Хоть встроенный усилитель спокойно заменяет отдельный, линейные выходы тоже предусмотрены – их три пары. Ну мало ли, вдруг покажется мало собственных усилителей и захочется использовать отдельные. Сами разъёмы, кстати, симпатичные, с алюминиевыми корпусами.

6.jpg

В этом же «хвосте» есть и разъём для подключения внешнего микрофона, хотя оного в комплекте нет, придётся докупить отдельно. Но это по желанию, ибо по умолчанию работает встроенный в переднюю панель.

7.jpg

Ещё в комплекте идёт ПДУ. Пусть и с одинаковыми кнопками, которые в слепую не понажимаешь, но зато с нормальными, не мембранными.

8.jpg

Заглядываю внутрь. В отличие от однодинового «Посейдона» Prology PRM-100 здесь компоновка более удачная. Во-первых, если там радиатор для самих силовых чипов D-класса вынужденно сделан в виде плоской пластины под платой (что снижает эффективность охлаждения), а на задний радиатор сбрасывают тепло лишь ключи блока питания, то здесь в охлаждении участвует вся вертикальная задняя стенка с гораздо большей суммарной площадью охлаждения.

9.jpg

Во-вторых, у PRM-120 чёткое разделение: отдельная плата усилителя и отдельная плата малосигнальной части с самим процессором. В теории это должно хорошо сказаться на помехозащищённости.

10.jpg

Плата с тыльной стороны передней панели стандартна – эта часть как у обычных ГУ.

11.jpg

Собираю обратно, включаю. Подсветка трёхзонная – цвет выставляется раздельно для экрана, боковых кнопок и нижней части. Цвет выбирается из готовых вариантов или настраивается произвольно, оттенок можно задавать в стандартном формате RGB.

12.jpg

Флешки читаются только с левого разъёма. Правый – исключительно для зарядки смартфонов и прочих девайсов.

13.jpg
14.jpg

Заявлена работа с флешками аж до 256 ГБ (правда, только в FAT32). Такой большой у меня не нашлось, но 64 ГБ прочиталась шустро, без намёка на тормоза. Читаются MP3, WAV и FLAC с битрейтом до 16 бит / 48 кГц – базовый набор.

15.jpg

Приём радио показался слабоватым, но, возможно, просто из-за отсутствия у меня нормальной антенны (в ходе тестирования использовал просто кусок провода).

ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ И НАСТРОЙКИ

Для управления используется всё то же приложение, что и для других головных устройств Prology. Разве что с недавнего времени для смартфонов на Android его рекомендуется скачивать с отечественного RuStore вместо буржуйского Play Market. В нынешних условиях оно так надёжней.

16.jpg

Коротко пройдусь по базе. Как обычно, из приложения можно управлять воспроизведением с флешки, радиотюнером и т.д.

17.jpg
18.jpg

Можно даже вызвать режим ПДУ свайпом экрана влево. Хотя последнее выглядит, скорее, баловством, нежели эргономической фичей.

19.jpg

А вот на кнопку навигации я бы в очередной раз обратил внимание. Она запускает навигационное приложение (по ходу дела выбирается, какое именно из имеющихся на смартфоне), и все голосовые подсказки начинают идти через аудиосистему вместе с музыкой. Удобно.

20.jpg
21.jpg

В системных настройках – выбор цвета подсветки, ручное включение диммера (приглушение яркости), а можно и вовсе «погасить» панель ГУ и управлять системой исключительно со смартфона.

22.jpg

ПРОВЕРКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЗВУКОВОЙ ЧАСТИ

В PRM-120 используется знакомая 6-канальная процессорная платформа, однако каждый производитель организует настроечные схемы по-своему. Оценю, как это сделано конкретно в «Посейдоне».

Всего предлагается три варианта. Два последних по своей сути одинаковы, просто назначения выходов меняются местами:

  • 2-Way (фронт, тыл, сабвуфер)
  • 3-Way (СЧ, твитеры, НЧ)
  • 3-Way (твитеры, СЧ, НЧ)

В программе это выглядит следующим образом (правда, каналы твитеров в обоих вариантах 3-Way почему-то названы «передние», надеюсь, этот баг будет поправлен в ближайшем будущем):

23.jpg

Сразу отмечу, что все три пары каналов могут работать в полную полосу (т. е. без подрезки сигнала снизу и сверху по частоте). Проверил, при отключенных фильтрах АЧХ на линейных выходах идентичные:

24.jpg

А при задействовании частотных фильтров пределы их настроек зависят от выбранного режима.

Фильтры в режиме 2-Way:

  • Фронт – подрезка снизу от 30 до 250 Гц (фильтр отключаемый)
  • Тыл – подрезка снизу от 30 до 250 Гц (фильтр отключаемый)
  • Сабвуфер – подрезка сверху от 30 до 250 Гц (фильтр отключаемый)

Фильтры в режимах 3-Way:

  • Твитеры – подрезка снизу от 60 Гц до 12,5 кГц (фильтр неотключаемый)
  • Каналы СЧ – подрезка снизу от 30 до 250 Гц (фильтр отключаемый)
  • Каналы СЧ – подрезка сверху от 60 Гц до 12,5 кГц (фильтр отключаемый)
  • Каналы НЧ – подрезка сверху от 30 до 250 Гц (фильтр отключаемый)

Крутизну всех фильтров можно выбрать 6, 12, 18 или 24 дБ/октава.

25.jpg

Проверка работы кроссовера. Для понимания, насколько реальный выходной сигнал соответствует выставленным настройкам, снял в качестве примеров несколько АЧХ. Результат приемлемый, помнится, раньше процессор в аналогичной платформе позволял себе заметные промахи с попаданием в выставленные частоты.

26.jpg
27.jpg

Проверка работы эквалайзера. Эквалайзер 24-полосный, с возможностью выбрать ширину полос регулирования (правда, для всех сразу). Заявленные пределы регулировки – ±9 дБ.

28.jpg

Проверил работу эквализации на примере одной полосы:

29.jpg

Проверка работы задержек. Здесь есть несколько вариантов готовых предустановок, которые можно брать за основу для дальнейшей настройки. Можно выбрать тип автомобиля (маленький, средний, большой), в зависимости от этого выставляются разные исходные значения задержек.

30.jpg

При ручной настройке максимальная задержка составляет 25 мс (можно «отодвинуть» динамики на 8,5 м), шаг задержки – 0,1 мс (3 см). Похоже на правду:

31.jpg
32.jpg

Идём дальше, вспомогательные функции. В программе они вынесены в отдельное меню.

33.jpg

Проверка работы функции Bass Boost. Всего у этой настройки 5 уровней. Правда, уровень 1 почему-то пропускается, но зато начиная со 2 и дальше – всё работает корректно. Нижние частоты слегка усиливаются во всех каналах, вот какие получились реальные АЧХ:

34.jpg

Проверка работы функции Loudness. Не во всех ГУ эта функция работает как надо, порой производитель делает просто подъём АЧХ на НЧ (или на НЧ и ВЧ). Здесь же – всё по правилам – корректируется АЧХ только на небольшой громкости, зато при приближении к максимуму её действие, как полагается, сходит на нет. Так что можно её включать, не опасаясь словить перегруз, если захочется «навернуть волюмэ»

35.jpg

Максимальный сигнал на линейных выходах. Запускаю на флешке трек с синусом 1 кГц, записанным с уровнем 0 дБ (максимальный «цифровой» уровень сигнала). Громкость выкручиваю на максимальные 62 единицы.

Сигнал на линейных выходах разгоняется до амплитуды 4 В, до клиппирования дело не доходит (эквалайзер, бас-буст и остальные настройки, разумеется, «в нулях»).

36.jpg

Маркетологи могут назвать такие выходы 4-вольтовыми, но вообще-то они ближе к 2,8-вольтовым (по среднеквадратическому значению – RMS, Root Mean Square).

Мощность встроенного усилителя. Вопрос, который интересует, наверное, всех, кто смотрит в сторону этого аппарата – что у него с выходной мощностью.

Запускаю всё тот же трек 1 кГц / 0 дБ, только теперь смотрю, что на выходах усилителя. При увеличении громкости до максимума искажения начинают заметно повышаться примерно с 58-59 единиц, хотя верхушки у синуса не срезаются, и даже при максимуме в 62 единицы пока ещё обходится без признаков жёсткого клиппирования. Амплитуда сигнала при этом – около 20 Вольт (немногим больше 14 Вольт среднеквадратического значения).

37.jpg

Достаём калькулятор, вспоминаем физику – на нагрузку 4 Ом получается около 50 Вт неискажённой мощности на каждый из каналов. Нормально. А вот работу на 2 Ом проверять не стал: такую нагрузку производитель не рекомендует.

КОРОТКО ПО ДЕЛУ. КАК ЗВУЧИТ И В КАКИЕ СИСТЕМЫ ПОДОЙДЁТ

Звучит «Посейдон» довольно бодро. Без лишней аудиофилии и изящных экзерсисов «кафедры бубна», но если сравнивать с обычными ГУ, то однозначно интересней – примерно как с добротным отдельным усилителем начального уровня (да, собственно, так оно и есть, просто подобный усилитель тут физически встроен в ГУ).

Причём речь не только о запасе громкости (хотя тут тоже есть небольшой прирост), сколько о более уверенном и динамичном звучании на обычной громкости – более упругий и проработанный мидбасовый диапазон, более открытое звучание на СЧ и ВЧ. Как-то насыщеннее что ли.

При подборе акустики нет необходимости гнаться за моделями с высокой чувствительностью. Ну да, откровенно тяжёлые мидбасовые динамики – это будет перебор, но одноимённая акустика Prology Poseidon или какая-нибудь эстрада, не требующая ломовых усилителей, этому ГУ по силам. Главное, чтобы импеданс получался не ниже 4 Ом.

А ещё, как вариант, можно рассмотреть такую схему: одна пара выходов усилителя работает на фронтальную акустику, а вторая – на сабвуфер. Объединить каналы мостом не получится (каждый из них и так построен по мостовой схеме), но в той же серии Poseidon есть сабы 8, 10 и 12 дюймов с катушками 4+4 Ом. Подключаем каждый канал к своей катушке, саб – в фазоинверторный корпус (если правильно рассчитать, такое оформление хорошо добавит отдачи), и получаем суперэкономную систему с полноценным басом. И при этом, как видите, ничего лишнего, можно обойтись и без отдельных усилителей, получив сопоставимый результат.

ПРЕИМУЩЕСТВА

  • Мощный встроенный усилитель, не нужно тратиться на отдельный
  • Можно построить систему без отдельных усилителей, но с сабвуфером
  • Внутренняя компоновка удачней, чем в аналогичной однодиновой модели
  • Встроенная продвинутая термозащита
  • Два USB-разъёма (для флешек и для зарядки гаджетов)

НЕДОСТАТКИ

  • Выходные каналы нельзя включать мостом (они уже мостовые)

Источник: Журнал "CarMus"