В своё время серия А от Best Balance стала своего рода точкой отсчёта в сегменте «SQ за вменяемые деньги» – часто именно с ней сравнивают более поздние модели других производителей со схожей ценой и концепцией. Серия Royal, похоже, имеет все шансы повторить этот успех: с технической точки зрения позволяет сравнивать себя с акустикой в несколько раз дороже и тоже может стать очередной точкой отсчёта на рынке Car Audio. По крайней мере, именно такое мнение сложилось после её изучения.
В серии нет комплектов, каждый компонент продаётся отдельно. Точнее, парами. Линейка сложилась следующим образом (для ориентира сразу цены на момент теста):
- НЧ/СЧ динамики Best Balance R6 – 21600 рублей
- СЧ динамики Best Balance R3 – 15300 рублей
- Твитеры Best Balance R1 – 16300 рублей
К подаче «царь-акустики» подошли соответствующе – все компоненты имеют отделку в тёмном хроме (выглядит реально круто), в комплект к мидбасовым и СЧ динамикам входят металлические (!) грили с крупноячеистой сеткой.
К мелочам явно отнеслись с вниманием: даже саморезы в комплекте – и те в тёмном хроме.
В общем, первое впечатление приятное, дальше буду разбирать в подробностях.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Первое – это диффузоры с характерным рельефом у мидбасовых R6. Впервые появились в топовой акустике Rainbow и весьма недешёвой домашке Elac (да, собственно, и сейчас активно используются обоими прародителями). Правда, в последнее время этот рельеф начал встречаться у многих брендов (в том числе и с зашкаливающими ценниками), что, вероятно, связано со сроками действия патентных прав. В зависимости от бренда его называют Diamond Cone или Crystal Cone.
Хоть родство Best Balance с тем же Rainbow на уровне используемых технологий не является секретом, говорить о том, что R6 – это копия какой-то из моделей, было бы неправильно. По крайней мере, перед запуском в производство было несколько прототипов – внешне схожих, но с совершенно разыми параметрами (два из них мне даже довелось подержать в руках).
Итак, диффузор здесь составной, основная, конусная часть выполнена из прессованной целлюлозы. К ней, как обычно, крепится каркас звуковой катушки.
Лицевая же часть – алюминиевая. Вклеивается сверху, и диффузор таким образом образует довольно жёсткую конструкцию, практически не подверженную изгибным колебаниям.
Собраны динамики на литых корзинах из алюминиевого сплава. Достаточно открытые – с крупными окнами не только с тыльной стороны диффузоров, но и с открытым пространством под центрирующими шайбами. Плюс отверстия в нижней шайбе магнитопровода по диаметру звуковой катушки.
Всё это в итоге сильно уменьшает эффект воздушной компрессии внутри магнитной системы. А это, на минуточку, одна из составляющих искажений, в особенности проявляющихся при увеличении хода динамика. Ну и неплохо сказывается на охлаждении катушки – а это, в свою очередь, уменьшение температурной компрессии. Причём всё это здесь вполне актуально: динамики басовитые, хорошо забираются вниз по частоте, где такие факторы как раз приобретают значимость.
Кстати, о способности работать в басовой области. Ход диффузора весьма значительный для 6,5-дюймового калибра. Конкретных значений Xmax описание не даёт, но длина открытой части намотки навскидку составляет не меньше 5 мм, т. е. ход peak-to-peak получается больше 1 сантиметра. Причём, заметьте, контролируемого, без выхода обмотки из зазора.
Если снять кожух, то оказывается, что толщина верхней шайбы магнитопровода (а она, судя по видимой геометрии магнитной системы, определяет и высоту магнитного зазора) составляет что-то около 7 мм. Т. е. в зазоре находится больше трети длины обмотки – разумный компромисс между ходом диффузора и контролируемостью динамика усилителем.
Вообще, в какой-то момент поймал себя на мысли, что все эти решения – чуть ли не сабвуферные, что во многом и объясняет басовитость этих динамиков. Но это я уже немного забегаю вперёд.
Теперь среднечастотники R3. Формально относятся к 3-дюймовым. Внешний диаметр по фланцу – 9,2 см (защитная сетка увеличивает его всего на пару мм), монтажная глубина – 3,9 см.
Диффузоры выполнены из целлюлозы с шероховатым демпфирующим покрытием лицевой стороны. Довольно жёстким, можно сравнить чуть ли не с наждачкой.
Мягкий верхний подвес с двухволновым профилем, близким к треугольному, заставляет вспомнить некоторые модели от именитых брендов, но я не сторонник судить о свойствах динамиков по их похожести на что-то другое. Посмотрим.
Корзины – опять же литые из алюминиевого сплава. Моторы закрыты металлическими кожухами с покрытием тёмным хромом.
Звуковая катушка для этого калибра относительно крупная – диаметром 1 дюйм. Моторы – на неодимовых магнитах.
Твитеры R1 – в металлических корпусах, и снова в тёмном хроме. Излучающие купола – тёмный полупрозрачный шёлк, их диаметр (если считать по звуковой катушке) – 28 мм.
Габариты немаленькие: диаметр цилиндрической части составляет 5,2 см, посадочная глубина – 3,6 см. На самом деле даже чуть больше, поскольку провода подводятся как раз к тыльной стороне корпусов.
Внутри – акустическая камера приличного объёма. Её задняя сторона имеет рельеф, аналогичный твитерам Rainbow из линейки Profi. Заполнения самой камеры нет, но сквозь крупное осевое отверстие просматривается заполнение подкупольного пространства демпфирующим волокнистым материалом.
Всё. Пора заканчивать с конструктивом, и переходить к циферкам и анализу работы динамиков.
ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ
Измеренные параметры получились близки к заявленным, разница – в пределах допустимой между предсерийным и серийным образцами. Разве что подвес у среднечастотников чуть мягче, но оно так даже к лучшему. Общая концепция сохранена – это главное.
Заявленные/фактические параметры Best Balance R6:
- Fs (собственная резонансная частота) – 41 Гц / 38 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 18 л / 21 л
- Qms (механическая добротность) – 5,40 / 5,02
- Qes (электрическая добротность) – 0,48 / 0,45
- Qts (полная добротность) – 0,44 / 0,41
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 20 г / 21 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,9 Тл м / 6,3 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,3 Ом / 3,5 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 87,0 дБ / 86,3 дБ
Заявленные/фактические параметры Best Balance R3:
- Fs (собственная резонансная частота) – 172 Гц / 143 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 0,6 л / 0,8 л
- Qms (механическая добротность) – 9,50 / 7,96
- Qes (электрическая добротность) – 0,72 / 0,61
- Qts (полная добротность) – 0,67 / 0,56
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2,2 г / 2,3 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,5 Тл м / 3,5 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,6 Ом / 3,6 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,0 дБ / 88,1 дБ
Мидбасовые динамики R6. Подвижная система не самая лёгкая, при этом подвесы мягкие – вместе это дало непривычно низкую резонансную частоту. Но это на самом деле даже не главное. При таком сочетании результат начинает сильнее зависеть от работы мотора – именно он (а не механическая составляющая) теперь больше ответственен за удержание подвижной системы. И он здесь действительно сильный.
Такая концепция построения динамика позволяет получить более точное воспроизведение, но одновременно накладывает и повышенные требования к усилителю – к его способности контролировать динамик, ведь тот будет давать «в обратку» нехилую противоЭДС. Так что подбирайте усилитель с хорошим контролем, и динамики отплатят сочетанием глубины баса и его точности.
Среднечастотники R3. Мотор достаточно сильный, несмотря на то, что часть его потенциала явно «съело» кольцо Фарадея. Для среднечастотников смысл его применения, среди прочего, – в снижении индуктивной составляющей. Обратите внимание, с ростом частоты импеданс практически не растёт. Т. е. усилитель взаимодействует с таким динамиком практически как с резистивной нагрузкой, снижаются интермодуляционные искажения на СЧ.
Обратная сторона такого подхода – упомянутое снижение силёнок мотора и, соответственно, повышение Qes, а вслед за этим и Qts. Так что в тесные корпуса я бы их не зажимал, самый край – это литр (в таком объёме Qtc выходит на 0,7). Но вообще, как показало дальнейшее прослушивание, во Free Air они раскрываются полнее.
АНАЛИЗ РАБОТЫ ДИНАМИКОВ
Мидбасовые динамики R6. Хорошо забираются вниз по частоте и бесцеремонно лезут в сабвуферную область. Наверху – никаких проявлений ломания диффузора, дающих выбросы АЧХ. Как результат – достаточно ровная характеристика с естественным спадом на верхнем краю диапазона.
Можно придраться к локальному резонансу где-то в районе 400 Гц (центрирующая шайба?), но он не настолько сильный, чтобы стать проблемой. Да и вообще, заметен, скорее, из-за редкой линейности в диапазоне до 4 кГц.
Кстати, об упомянутом контроле мотором хода подвижной системы. Обратите внимание, с понижением частоты искажения не растут, т. е. мотор не отпускает даже такую тяжёлую подвижку «гулять саму по себе».
Среднечастотники R3. Внимание привлекает перепад АЧХ в районе 1,5-2 кГц, но поводов драматизировать нет – это следствие локального резонанса в подвижке, «съедающего» отдачу в узкой полосе. Важнее, что он не привёл к выбросам АЧХ, которые действительно могли бы стать причиной к беспокойству.
Динамик пытается тянуться вверх по частоте, но использовать его как широкополосный не нужно. Собственно, он так и не задуман – это просто следствие использования кольца Фарадея. Линейность сохраняется до 5-6 кГц (не считая упомянутого артефакта немногим ниже 2 кГц), и эти частоты логично принять за верхнюю границу рабочего диапазона.
При снижении частоты АЧХ начинает спадать ниже 200 Гц, но искажения начинают подтягиваться при чуть более высоких частотах, так что отпускать динамики работать слишком низко не нужно. ФВЧ логично настраивать на 300-350 Гц (для определённости – 12 дБ/октава), что потом подтвердилось и при прослушивании.
Твитеры R1. По оси весьма прилично забираются вверх по частоте, при развороте отдача на самом верху ожидаемо снижается – нормальное поведение купольных высокочастотников. Единственное, что обращает внимание – лёгкое «съедание» отдачи в районе 10 кГц каким-то локальным резонансом купола. Кстати, с большой вероятностью вызванным не его собственными особенностями, а геометрией и наполнением подкупольного пространства. На слух это, впрочем, не воспринимается как криминал (всё по той же причине – это не выброс АЧХ вверх), так что просто отмечу как факт, не более того.
Твитеры можно отнести к «низкоиграющим». По крайней мере, при снижении частоты искажения не растут резким скачком. Да и вообще, растут неохотно, что даёт свободу в выборе стыка с СЧ звеном (или с НЧ/СЧ, если речь идёт о 2-полоске).
ПРОБА В ДЕЛЕ. КАКОГО ОЖИДАТЬ ЗВУЧАНИЯ, И КАК «ГОТОВИТЬ» АКУСТИКУ?
Best Balance R6. Динамики реально очень басовитые и способны взять на себя практически весь информативный низкочастотный диапазон. Характер баса – ни разу не сухой, он массивный, «дышащий», но в гудение не сваливается, артикуляция хорошая.
Разумеется, всё это можно реализовать при должной подготовке посадочных мест. Это логично: чем серьёзней басовый потенциал, тем выше требования к качеству оформления. То же относится и к усилителю – динамики требуют достойного контроля.
СЧ диапазон ровный, без выпячивания отдельных нот. Составная конструкция диффузора в принципе не допускает ломки, так что грязи с повышением частоты не появляется – верхняя середина звучит чисто. Но подача в этом диапазоне всё же несколько «скованная» что ли, так что 2-полоска хоть и возможна, но самым логичным использованием R6 видится всё же 3-полоска.
Best Balance R3. Их характер как-то сразу вызывает ассоциации с бумажными широкополосниками – эдакое сочетание ясности и одновременно с этим какой-то особой теплоты, присущей именно целлюлозным диффузорам. Допускаю, что такой характер даёт в том числе тот же лёгкий артефакт в районе 1,5-2 кГц, хотя субъективно обошлось без выпячивания отдельных нот и уж тем более крикливостей.
Как и предполагал, в условном Free Air динамикам живётся приятней. В тесных объёмах меньше литра звучание теряет лёгкость, и красивый «бумажный флёр» действительно рискует превратиться в ненужную яркость. Так что выгораживаем максимум объёма и получаем ясную и «вкусную» по своей подаче серединку.
Что касается рабочего диапазона, то предварительные выводы подтвердились. Подрезка снизу – хотя бы от 300-350 Гц (хотя ниже для 3-дюймового калибра вообще редко имеет смысл резать). Искать стык с твитерами я бы начинал в районе 4-6 кГц. При этом чтобы R3 не мешались твитерам, логично выбирать крутизну ФНЧ от 12 дБ/октава.
Best Balance R1. Звучат красиво, подробно, без звона или лишних украшательств. Разрешающая способность, детализация высокая. При этом, что важно, без потери «телесности». Для понимания – всякие тарелочки-бубенчики не становятся оторванными от всего остального, не приобретают «стеклянные» окрасы и не истончаются до фольги, а создают довольно реалистичное впечатление инструментов, сделанных из определённого материала и имеющих свои вес и объём. Да, многое зависит от настройки стыка с СЧ, но потенциал к этому есть – это факт.
Поэкспериментировал со стыковкой с СЧ звеном. Отмечу, что при довольно низкой настройке ФВЧ (примерно 2,5-3 кГц, 12 дБ/октава) твитер не начинал «свистеть» или выдавать грязь. Это не значит, что его нужно отпускать работать так низко, но запас по настройке более чем достаточен. Можно смело использовать не только в 3-полосках, но и в 2-полосках.
КОРОТКО ПО ДЕЛУ. ДЛЯ КАКИХ ЗАДАЧ ВЫБИРАТЬ?
Best Balance R6. Редкое сочетание – могучий, наполненный бас, непривычно глубокий для своего калибра, и при этом чистый, с минимальными искажениями и хорошей проработкой рельефа басовых инструментов. Но для этого нужен соответствующий усилитель с достойным контролем – задохлики могут отпускать не самую лёгкую подвижку в «свободный полёт» и просто не раскроют возможностей динамиков. Применение в 2-полоске – с натягом, но для 3-полоски – очень хороши.
Best Balance R3. Не любят тесных объёмов, но за возможность свободно «дышать» отблагодарят красивым звучанием на СЧ с сочетанием ясности, лёгкости и чем-то неуловимо отсылающим к тёплому звучанию хороших домашних широкополосников.
Best Balance R1. Шикарнейшие твитеры, берут своей детальной, воздушной, но при этом «телесной» подачей – достаточно редкое сочетание. К тому же допускают относительно низкую частоту раздела с СЧ звеном и предсказуемы в настройке.
ПРЕИМУЩЕСТВА
- Солидное исполнение с вниманием к мелочам
- По звуковому потенциалу конкурируют с акустикой в разы дороже
- R6: Серьёзный басовый потенциал и низкие искажения на НЧ
- R3: Красивая подача на СЧ – сочетание ясности и «бумажной» теплоты
- R1: Редкое сочетание детальности и «телесности» звучания ВЧ
НЕДОСТАТКИ
- R6: Требовательность к усилителю
- R3: Не любят тесных объёмов
- R1: Довольно крупные габариты