Порой интересные вещи встречаются там, где их совсем не ждёшь. Коаксиалы в калибре 8 дюймов – штука, на первый взгляд, специфичная, так что сначала я даже не планировал выкладывать по ним отчёт в общий доступ. Но бегло оценив динамики на стенде, стало понятно – надо показывать. Уж очень наглядный пример удачного совмещения эстрадной и традиционной концепций – получилось сочетание, которого как раз многие ищут. Да ещё и цена – сущие копейки, сопоставима с ценой бака бензина.
Вообще, в серии Fireball есть коаксиалы и других калибров – 4, 5,25 и 6,5 дюймов. Конкретно эти, 8-дюймовые AurA Fireball-i82, появились относительно недавно и стоят всего 2690 рублей за пару (по крайней мере, на момент теста).
Всякие «распаковочные» обзоры на них уже можно найти в интернете, ну а я, как обычно, копну глубже, сниму характеристики и покажу всё с соответствующими пруфами.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Конструктивно динамики выглядят вполне себе обычно – штампованные корзины, моторы средних размеров на ферритовых кольцах размером 89 мм, ничего лишнего.
А вот диффузоры, которые использованы в этих коаксиалах, чаще встречаются в эстраде – жёсткая и тонкая прессованная целлюлоза. Разве что вместо привычных тряпочных подвесов применены полиуретановые «бублики», допускающей гораздо больший ход.
Твитер – крупный. Причём похоже, что это даже не привычная для дешёвых динамиков геометрия типа «сбалансированный купол», а, скорее, классическая конусная конструкция, пусть и целиком из майлара. Диаметр излучающей конусной части – 42 мм.
И это, к слову, не псевдоизлучатель, какие порой встречаются в недорогой акустике, а полноценный высокочастотный динамик на ферритовом магните.
Работает через фильтр первого порядка – маленький неполярный электролит 4,7 мкФ закреплен с нижней части.
Скрывать провода к твитерам не стали. От клемм медные косички идут, как обычно, к диффузору с тыльной стороны…
А потом раздваиваются – по диффузору проводники уходят к звуковой катушке самого динамика и открытыми косичками – идут к твитерам.
Звуковая катушка у этих динамиков – 1-дюймовая. Пожалуй, оптимально, когда речь идёт об акустике для подключения непосредственно к ГУ или отдельному усилителю с небольшой мощностью.
Ну и пока не перешёл к измерениям, упомяну защитные грили в комплекте. Учитывая возможное применение этих динамиков, наверняка будут востребованы.
Измерение параметров и анализ работы
Не зря динамики даже с первого взгляда вызывали ассоциации с эстрадными: в концепции есть и от них, и от «классики». Сначала вот вам циферки, потом прокомментирую:
Измеренные параметры AurA Fireball-i82:
- Fs (собственная резонансная частота) – 64 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 25 л
- Qms (механическая добротность) – 5,91
- Qes (электрическая добротность) – 1,16
- Qts (полная добротность) – 0,97
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,4 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,7 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 89,4 дБ
Подвижка не слишком тяжёлая, параметр Mms – всего 15 грамм. Такое значение больше характерно для среднестатистических 6,5 дюймов, а тут 8 дюймов. Правда, у эстрадных «восьмёрок» бывает даже меньше, но тоже не всегда.
Центрирующие шайбы, правда, уже ближе к «классике» – не слишком жёсткие, так что резонанс не задрался вверх, а остался в нормальных «мидбасовых» значениях – немногим выше 60 Гц.
Силы у мотора средние, так что добротность Qts получилась относительно высокой. Но этого хватило, чтобы чувствительность осталась на должном уровне – почти 90 дБ (обратите внимание, это реальное вычисленное опорное значение, а не те «коммерческие» циферки, что обычно указывают на коробках). Это ниже, чем у иных эстрадных «восьмёрок», но выше, чем у подавляющего большинства классических.
Ну и другое следствие повышенной добротности – отсутствие эффекта Lack Of Bass (когда сильный мотор и чрезмерный контроль динамика усилителем хоть и хорошо сказывается на фактуре баса, но снижает его по уровню, «пересушивает»). Здесь бас в весомости не теряет, это и на АЧХ видно, и ушами слышно.
К слову, об АЧХ. В недорогих коаксиалах обычно не запариваются с подгонкой твитеров к НЧ/СЧ звену – обычно как получится, так получится. В результате в области стыка полос (а это от 2-3 кГц и выше) чаще всего начинается дикая болтанка с горбами и провалами. Причин тому – море: интерференция излучений основного диффузора и твитера, переотражения от тыльной стороны твитера, сами диффузоры могут давать горбы на верхнем краю своего диапазона (тем более, сверху они почти всегда распущены в полную полосу) и всё такое прочее.
А тут вроде как и нет ничего такого. Ну да, есть лёгкий подъём в области 3-5 кГц, но он пологий, а потому не такой уж и криминальный. А если динамик виден под небольшим углом, то и вовсе – всё ровненько:
И фазовая характеристика тоже подтверждает – полосы стыкуются прилично, критичных набегов и отставаний одних частотных составляющих относительно других практически нет (лишь мелкие локальные резонансы, вызывающие лёгкие колебания ФЧХ, но никак не огромные ступеньки графика):
Что касается гармонических искажений, то ниже резонансной частоты они ожидаемо начинают расти, но в пределах допустимого (особенно, если вспомнить, что это ни разу не дорогие динамики). Просто если нужен вот прямо совсем глубокий и убойный бас, не насилуйте акустику, предусмотрите в систему сабвуфер.
А что по звуку?
Интересный у акустики характер, и снова двуликий – в нём многое есть и от традиционной, и от эстрадной.
На средних частотах звучание вроде бы напоминает эстраду с лёгкими диффузорами – скорострельно и чётко «отрабатывают» атаку сигнала, звучат ясно и в хорошем смысле ярко. Но при этом, что самое интересное, вообще не крикливо. В отличие от типичных «громких», обошлось без жёсткого выпячивания отдельных диапазонов, достаточно ровно. Вообще, красивая серединка, даже понравилась.
По согласованию с твитерами измерения не соврали – на слух верха «срастаются» с остальным диапазоном практически «бесшовно», не вылетают из общей музыкальной картинки, не отслаиваются.
Формально твитеры не забираются высоко вверх, но сравнивать звучание с высокоиграющими эстрадными среднечастотниками (которые порой имеют близкую верхнюю границу АЧХ) было бы в корне неправильно. Всё же отдельные твитеры, даже не самые заморочные, почти всегда дают более высокое разрешение. Как результат, на слух на ВЧ передаётся немало музыкальной информации, и звучание воспринимается достаточно открыто и уж точно без ощущения «накинутого покрывала».
Что касается баса, то этот диапазон акустика передаёт ещё ближе к «классике» – эстрадные среднечастотники в мидбасовый диапазон так не забираются. Удар в ритмичной попсе или электронной музыке и бас-бочка с бас-гитарой в каком-нибудь рокешнике худосочностью точно не страдают.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
AurA Fireball-i82 – это в первую очередь классические коаксиалы, но с некоторыми задатками эстрадных динамиков. Главное их применение видится таким – когда нужна недорогая система для работы большую часть времени внутри машины, но при этом с возможностью иногда в разумных пределах пошалить «на поляну».
И поскольку это не «эстрада», фанатично наваливать громкость не нужно (сдуру и сами знаете, что сломать можно). Просто чувствительность у динамиков чуть выше, чем у обычных, но не ценой потери мидбасового диапазона с появлением крикливости и звонкости, а с сохранением тонально достаточно ровного звучания и с нормальной обычной басовитостью. Можно сказать, на стыке двух миров – эстрады и классики.
Преимущества
- Высокая чувствительность (нормальная громкость даже от штатного ГУ)
- Динамичное, скорострельное и открытое звучание в СЧ диапазоне
- Непривычно ровный для недорогих коаксиалов стык НЧ/СЧ и твитеров
- В отличие от типичной «эстрады» дают полновесное звучание на НЧ
Недостатки
- Эстрада всё же погромче будет (хотя сами уже знаете, за счёт чего)