Решено: с какой даты камеры начнут выявлять машины без ОСАГО и на сколько могут повысить штраф

Страховщики подтвердили запуск в тестовом режиме камер, отслеживающих автомобили без полиса ОСАГО. С 1 марта 2025 года системы фото- и видеофиксации смогут вылавливать в потоке машины без страховки и рассылать собственникам таких транспортных средств уведомления через Госуслуги. При этом штрафовать за такое нарушение поначалу будут только инспекторы ГИБДД при очной встрече с нарушителем. Но если тестовый период пройдёт успешно, выписывать штрафы за езду без ОСАГО разрешат и в автоматическом режиме. Рассказываем, сколько будет идти тестирование и как может вырасти штраф за езду без обязательной страховки.

1.png

Фиксация машин без ОСАГО с помощью камер

Как рассказали Журналу Авто.ру в Российском союзе автостраховщиков, запуск контроля ОСАГО камерами намечен на 1 марта 2025 года. И именно с этого дня автомобилистам больше не нужно будет предъявлять полис при регистрации автомобиля в МРЭО.

Предполагается, что тестовый режим продлится 12 месяцев. И только через год испытаний при отсутствии жалоб и ошибок штрафы будут выписываться в автоматическом режиме. Пока же собственникам автомобилей без ОСАГО, замеченным дорожным комплексом, будут присылать только информационные уведомления через Госуслуги без назначения штрафа.

«Эксперимент необходим, чтобы проверить работу системы, дать возможность автовладельцам подготовиться. Также этот механизм даст возможность получить чёткую аналитику по реальному количеству застрахованных по ОСАГО. Если всё будет хорошо, а число водителей без полиса начнёт уменьшаться, то срок эксперимента могут сократить», — уточнил президент РСА Евгений Уфимцев.

Уведомление, а впоследствии и штраф, будет приходить собственнику транспортного средства по аналогии с остальными постановлениями. Ранее также сообщалось, что камеры будут проверять наличие полиса только у машин, которые нарушили ПДД, чтобы не перегружать технику и каналы связи. Предполагалось и то, что камеры будут штрафовать за это нарушение только один раз в сутки. Однако сейчас на прямой вопрос о том, как и кого будут проверять камеры, в РСА отвечают уклончиво: «Детали экспериментального этапа только уточняются, пока об этом говорить преждевременно».

Размер штрафа с камеры за езду без ОСАГО

Пока штраф за езду без полиса составляет 800 рублей, а выписать его может только сотрудник ГИБДД, если лично зафиксирует нарушение. При этом повторный штраф можно получить неограниченное количество раз даже в течение одного дня.

За многократную поимку без ОСАГО водителям может грозить арест, хотя на деле такое происходит редко. Инспектор вместе со штрафом вправе выписать и предписание о прекращении противо­правных действий. Если его проигнорировать, при следующей остановке, помимо нового штрафа, появится и обвинение в неповиновении законным требованиям полиции. Оно карается штрафом в 2–4 тысячи рублей, а также задержанием на 15 суток.

Однако статья КоАП о размере штрафа за езду без ОСАГО может измениться до конца года. В начале октября в Госдуму поступил законопроект, который вводит штраф в 3–5 тысяч рублей за повторное управление машиной без полиса. И правительство уже поддержало эту идею соответствующей резолюцией. А до этого положительный отзыв на повышение штрафа за езду без ОСАГО поступил от Минфина и страховщиков.

«Нынешний штраф несопоставим со стоимостью полиса. Кроме того, уплатить его можно со скидкой 50% в течение 20 дней с момента вынесения постановления. Дешевле ездить без полиса. Сотрудников ГИБДД на дорогах не хватает, чтобы проверять всех водителей», — считают депутаты парламента Кабардино-Балкарии, выступившие авторами идеи.

Если повышение штрафов за повторную езду без ОСАГО примут, оформлять протоколы на 5 тысяч рублей смогут и камеры. «Ограничений в законопроекте не предусмотрено, поэтому если его примут, то изменений в части проверки по камерам не будет», — пояснили в РСА.

Что не так с экспериментом с камерами

Некоторые эксперты уже выразили недоумение по поводу правовой оценки тестирования камер и рассылки информационных уведомлений гражданам через их личные кабинеты в Госуслугах. По мнению вице-президента Российского автомобильного союза Антона Шапарин, это прямое вмешательство в частную жизнь без юридических оснований. Ведь никаких уведомлений — в отличие от штрафов — КоАП не предусматривает.

«С правовой точки зрения это более чем странно. Потому что отсутствие ОСАГО не предусматривает никакого предупреждения и уведомления по КоАП. Это вторжение в частную жизнь без всякой правовой основы», — уверен эксперт.

Именно поэтому, отметил собеседник Журнала, против идеи с камерами выступает МВД, которое не поддерживает использование незаконных мер для водителей. «Сейчас сделан большой шаг к тому, чтобы начать использовать камеры для контроля отсутствия полиса ОСАГО, что очень порадует страховщиков. Однако этому пока ещё сопротивляется МВД. Подозреваю, что это сопротивление постепенно преодолевается как раз такими вот шагами вроде уведомлений без штрафов», — считает вице-президент автосоюза.

Кто чаще всего ездит без ОСАГО

По мнению президента союза страховщиков Евгения Уфимцева, эксперимент с камерами реализуется государством для защиты прав потребителей и станет индикатором законопослушности гражданина, а также важным инструментом для выявления мошенников, которые продают поддельные страховки.

«После запуска системы с предупреждениями будет видно, где больше всего автовладельцев без ОСАГО. Скорее всего, в сельской местности эта доля выше, чем в Москве и крупных городах. Проведение эксперимента как раз позволит таким водителям подготовиться и купить страховку», — объяснил глава РСА.

По официальным данным страховых компаний, сейчас в России примерно 36 миллионов водителей, а без полиса ездят от 7 до 10% граждан. По статистике Госдумы, за прошлый год в России количество выявленных нарушителей превысило 1,5 миллиона. Но есть и другие данные. По словам Антона Шапарина, около 25% автомобилей в стране передвигаются без полиса ОСАГО, а в ряде федеральных округов их ещё больше.

«Речь идёт, в частности, о Северо-Кавказском, Сибирском и Дальневосточном округах. Там без ОСАГО ездят больше 50% автомобилей. И во многом хорошая статистика обеспечивается именно Москвой, Санкт-Петербургом и другими крупными городами», — уверен представитель автомобильного союза. И не исключено, добавляет спикер, что власти не станут ждать 12 месяцев тестового режима, если система хорошо зарекомендует себя сразу.

Источник: Журнал "Auto.ru"