Житель Перми отсудил у продавца машины — крупной организации — в общей сложности 3,5 миллиона рублей за автомобиль со скрученным пробегом. Судебная экспертиза показала, что состояние машины на момент продажи не соответствовало показаниям одометра. Этот факт также подтвердил официальный дилер марки после компьютерной диагностики. После года препирательств и судов компанию-продавца обязали не только выплатить неустойку, но и покрыть разницу в цене автомобиля с учётом инфляции. Разобрались в нюансах дела вместе с юристом, который вёл дело в суде.
Что именно произошло
Житель Перми в апреле 2023 года приобрёл у крупного автосалона Volkswagen Polo 2021 года выпуска с пробегом 24,4 тысячи километров, заплатив за автомобиль 1,55 миллиона рублей. Новоиспечённый владелец иномарки первым делом отправился в сервис для установки сигнализации. И там специалисты, подключив компьютер, быстро установили, что у машины был скручен пробег. Владельцу тут же сообщили, что в реальности Polo проехал 69 160 километров.
Мужчина оперативно обратился к продавцу с претензией и просьбой вернуть деньги, сославшись на ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей», а именно — на предоставление недостоверной информации. Но продавец не воспринял просьбу клиента всерьёз и через пару дней ответил, что не видит правовых оснований для удовлетворения претензии. По словам юриста Василия Черепанова, к которому после этого обратился пермяк, уверенности компании-продавцу могла придать размытая формулировка в документах и акте приёма/передачи машины.
«Если взглянуть на бумаги, то там в графе "Пробег по одометру" перед цифровым значением было очень интересно написано "не менее". В суде представители продавца попытались это использовать, что не увенчалось успехом», — рассказал Черепанов в беседе с Журналом Авто.ру.
Что показала судебная экспертиза
Для подготовки к судебному процессу не требовалось много времени, так как досудебная претензия с отказом автосалона уже была на руках. Но в дополнение к ней юрист посоветовал клиенту заехать к официальному дилеру VW и получить от него официальную справку о том, что пробег в машине всё-таки был скручен.
Суд начался в мае 2023 года, а первое решение вынесли в ноябре. На пяти заседаниях за это время продавец пытался отрицать сам факт скручивания пробега, несмотря на очевидные доказательства, пытался привлечь к слушаниям физическое лицо, у которого первоначально был куплен автомобиль, но человек в суд не явился. Также продавец пытался выдвигать разные версии, как такое могло случиться, максимально оттягивая запрос на судебную экспертизу.
В итоге с решением провести проверку выступил сам судья. Экспертиза подтвердила факт изменения пробега на момент продажи автомобиля. Автосалону не помогла даже фраза «не менее» в документах в графе показаний одометра. Доводы ответчика были признаны недействительными. Решением суда житель Перми вернул себе 1,55 миллиона рублей стоимости автомобиля, а также отсудил убытки (расходы на покупку комплекта шин — 19 360 рублей) и неустойку в размере 800 тысяч рублей. А так как деньги за автомобиль ответчик вернул через 20 дней после решения суда, к ним прибавились ещё и пени в размере 310 тысяч рублей, а также 10 тысяч рублей компенсации морального вреда и 300 тысяч рублей штрафа. Общая сумма выплат составила 2 989 360 рублей. Но на этом история не закончилась.
Как продавец пытался оправдаться
По мнению юриста Василия Черепанова, компания-продавец действительно могла не знать о том, что пробег был скручен, при первоначальной покупке машины у частного лица. А мог и знать, проведя диагностику, и утаить это от клиента.
«Этого точно никто не знает. Но я лично допускаю, что автосалон был в курсе, так как это определяется за две минуты. Ведь они делают предпродажную подготовку. Мы сразу рассчитывали на победу, потому что тут были очевидные нарушения», — рассказал Черепанов.
Но сперва представители автосалона утверждали, что не знали о скрученном пробеге. Потом указывали на то, что пробег не влияет на характеристики машины, после чего и вовсе стали настаивать на том, что клиент купил машину, наездил на ней 60 тысяч километров за неделю и смотал пробег. С решением суда продавец согласился не сразу. Оно было обжаловано в трёх инстанциях, но осталось в силе.
«Клиенту уже выплатили всю сумму. Но продавец ещё может дойти до Верховного суда, хотя вряд ли будет это делать после выплаты. Когда они получили первую претензию от клиента, их поведение было странным. Наверное, рассчитывали, что покупатель не пойдёт в суд. Потому что потом, уже после этой истории, у меня было похожее дело с тем же автосалоном. И там они сразу удовлетворили претензию клиента до суда», — поделился юрист.
Возвращение автомобиля и выплата неустойки по инфляции
После положительного решения суда и возмещения средств автомобиль нужно было вернуть продавцу. Но такую же машину за те же деньги купить через год оказалось невозможно, так как цены сильно выросли. И пермяк вместе с адвокатом обратились с новой претензией к автосалону, чтобы получить денежную разницу в стоимости с учётом инфляции. Продавец отказал.
Начался второй суд. Независимым экспертом провели оценку роста цены автомобиля на 340 тысяч рублей, но суд снизил эту сумму до 170 тысяч рублей и встал на сторону пострадавшего. По итогу второго суда с автосалона взыскали ещё 587 650 рублей с учётом всех неустоек. В общей сложности и с учётом первого суда пострадавший отсудил 3,5 миллиона рублей за покупку автомобиля изначальной стоимостью 1,5 миллиона рублей.
Есть ли штраф за скрученный пробег
Проблема скрученного пробега существует давно, и знают о ней многие. Адвокат Василий Черепанов, например, уверен, что каждый второй подержанный автомобиль продаётся со скрученным пробегом. И покупка у дилера или крупного автосалона не обеспечивает прозрачности сделки. Просто многие не готовы идти в суд или считают этот факт несущественным.
Сегодня в российском законодательстве нет специального наказания за корректировку пробега на одометре. Но наказать за это можно по ч. 1 ст. 7.27.1 КоАП «Причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путём обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния». Речь идёт о штрафе в размере до пятикратной стоимости причинённого ущерба, но не менее 5 тысяч рублей. Правда, на практике случаи наказания по этой статье единичны, потому что нужно чётко определить того, кто скрутил пробег, и найти доказательства его вины.
Введение штрафа за скрученный пробег обсуждалось в прошлом году. Представитель РОАД Алексей Подщеколдин предлагал штрафовать за такое мошенничество физлиц на 300 тысяч рублей, а юрлиц — на миллион рублей. При этом предусматривалось даже уголовное наказание при определённых обстоятельствах. Но в законопроект инициатива не перетекла. Автоюрист Черепанов не сильно верит в штрафы как в способ борьбы с мошенниками такого рода.
«Всё зависит от суммы штрафа. Если это 30 тысяч рублей, то кого это остановит? Никого. Штраф за такое нарушение должен быть существенным и сопоставимым со стоимостью автомобиля. Предлагаемые сегодня меры борьбы со скручиванием пробега, к сожалению, неэффективны», — резюмировал юрист.