Самая большая на нашем рынке модель Suzuki вошла в число главных новинок России 2023 года, наравне с четырёхмоторным вездеходом Mengshi M-Hero и экстравагантным HiPhi Z. Но ни одной по-настоящему новой, яркой и тем более революционной фишки японская Ertiga к нам не принесла. Более того, вы будете рады даже просто обнаружить в салоне USB-разъём и кнопку соединения Bluetooth. Да и дизайн машины, прямо скажем, создан не вчера. Чем тогда «параллельно» ввозимая в РФ Suzuki намерена привлечь аудиторию, искушённую фаршированными паркетниками из Китая? Мы прокатились на Ertiga и готовы ответить на главные вопросы: что это за модель, к чему в ней стоит присмотреться и есть ли у неё реальные соперники.
Почему Ertiga кажется хорошо знакомой
Одна из главных российских новинок 2023 года — звучит почётно и звонко, но на деле Ertiga в этом году отметит 11-летие. Всё началось в 2012-м, когда на рынки Индии и Индонезии вышел однообъёмный LUV (Life Utility Vehicle, «утилитарный автомобиль на каждый день») с тремя рядами сидений и чертами минивэна во внешности. Платформой с новинкой поделился тогдашний хэтч Swift, а имя — проще не придумаешь: R-tiga на местном означает «три ряда сидений».
Через шесть лет предприятие Maruti Suzuki выкатило модель второго поколения — на доработанной модульной платформе Свифта (МакФерсон спереди, балка сзади, передний привод без вариантов), в том же формате и с точно такой же колёсной базой в 2740 миллиметров. Новая Ertiga при этом стала длиннее, шире и выше, а интерьер — современнее и визуально дороже. Внутри появились расширяющие пространство горизонтальные линии, щедрый набор пластика «под дерево» и подобие медиакомплекса — крупный глянцевый мезонин на панели с запрятанным в него монохромным экранчиком.
Снаружи автомобиль не изменился, а скорее, мутировал: появилась новая светотехника, изменилась пластика кузовных панелей, а задние крылья получили затейливую форму, создающую эффект парящей крыши. Не слишком динамично, но глазу приятно.
Под капотом при смене поколений тоже не случилось радикальных перемен. Турбомотора для Эртиги разработчики не приготовили, зато атмосферная 1,5-литровая «четвёрка» с индексом K15B отлично знакома владельцам Suzuki по всему миру. В России безнаддувный агрегат с распределённым впрыском и цепью ГРМ мы знаем по внедорожнику Jimny и ценим за выдающийся ресурс и отсутствие врождённых болячек. А вот адресованный двигателю четырёхступенчатый «автомат» с кнопкой овердрайва — уже откровенный олдскул. Впрочем, в реальной жизни такая коробка иной раз выигрышнее «механики» и вариатора.
На ходу Ertiga не разочарует, но мощи не ждите
105 лошадиных сил и чуть меньше 140 Ньютон-метров тяги в сухой озвучке — не фонтан. Однако вся мощь и тяга в случае с Ertiga приходится всего на 1100 с небольшим килограммов снаряжённой массы. Поэтому даже с тандемом «атмосферника» и древнего «автомата» динамика вэна в городе — приемлемая. Паспортные 15 секунд разгона до «сотни» — сухой бумажный показатель, а на дороге водитель будет ориентироваться по потоку, почти всегда оказываясь в его темпе или даже немного быстрее. Однако для трассовых обгонов лучше заранее набрать ход и выполнять манёвр с запасом дистанции и на полном газу.
Да и в городе попытки шустрить ещё активнее отсекает мотор, который надсадно взвывает при переходе коробки с третьей на вторую. А ведь рестайлинговым Ertiga за рубежом с прошлого года адресуют современный шестиступенчатый «автомат».
За рулём при этом почти всегда комфортно и приятно. Простое по конструкции шасси настроено так, чтобы водитель не чувствовал себя исполняющим обязанности шофёра. На команды руля автомобиль откликается чётко и точно, в повороты входит без пугающих кренов, на траектории держится до азартного цепко, а на прямой не требует постоянных подруливаний.
С дефектами полотна подвеска вэна справляется отлично, тихо глотая почти всё, что летит под колёса, и не допуская продолжительной раскачки на волне. За пределами сносного асфальта вэн тоже проявляет чудеса энергоёмкости. Правда, слабая шумоизоляция и гуляющие по просторному салону звуки нагружают фон и с набором скорости начинают нервировать.
Увы, полный салон пассажиров и набитый багажник почти целиком меняют представление о потенциале Suzuki. Потяжелевшая 105-сильная коробочка ускоряется нехотя: с надрывом и через силу. Но при этом просевшая подвеска всё равно работает на совесть: глотает мелочь, сглаживает «крупняк» и совсем не допускает пробоев. Жить можно!
В салоне хватит места для всех
То, что Ertiga создана для большой семьи, понимаешь издалека. На забитой легковушками парковке «макушка» Suzuki заметно выдаётся. Да и в профиль японо-индийский вэн выглядит пухляшом. За счёт приподнятого кузова 15-дюймовые колёса кажутся ещё меньше, чем есть на самом деле, а паре стремительных линий кузова не под силу добавить облику динамизма. Зато взгляд чётко цепляется за высоту остекления и ширину дверных проёмов: сюда явно поместится большое семейство!
Доступ на второй ряд открывает очень широкая распашная дверь. Половинки дивана регулируются и продольно, и по углу наклона. Свободного пространства по всем направлениям (в том числе по высоте) — навалом.
Ниш для фиксации напитков в подлокотнике нет. И пожалуй, это единственное, за что можно поругать организацию главного пассажирского ряда. Однако бутылки всё же можно разместить в выемках дверных карт.
Галёрка традиционно не балует пассажиров. Зато в недорогой и компактной Эртиге пассажирам заднего ряда доступны подстаканники и своя 12-вольтовая розетка.
Ёмкость под гнездом розетки — ниша Шрёдингера. Она вроде бы есть, но из-за ручки-перемычки положить туда что-то крупнее небольшого пауэрбанка не выйдет, а помещённый в нишу смартфон будет торчать и грохотать из-за пластиковой обивки. Для мелочи (если вы пользуетесь монетами) в салоне предусмотрено отдельное хранилище — слева от руля.
Чуть ли не главная достопримечательность салона Ertiga — отдельный потолочный кондиционер. Со своим вентилятором и набором воздуховодов.
У установки три скорости работы. Увы, тепло в зимнее время климатическая установка не обеспечит. Да и подогрева сидений на втором ряду нет.
Дверная обивка предельно простая, дешёвая и неустойчивая к царапинам. При этом пластик в Suzuki ничем не пахнет.
При длине 4,4 метра (как компакты Geely Coolray или Omoda C5) Ertiga умудряется быть полноценно семиместной, на удивление просторной и гостеприимной. Задние двери открывают широченный проём, достаточный для комфортабельной посадки на средний ряд и удобного проникновения на галёрку. Причём загрузку можно облегчить, сложив спинки и сдвинув вперёд части дивана — они закреплены на салазках и настраиваются во впечатляющем диапазоне.
То же самое касается наклона спинок. Если искать компромисс с ногами сидящих на третьем ряду не требуется, то средний диван можно сдвинуть назад и разложить для езды полулёжа. Из такого положения дотянуться руками до потолка практически невозможно — настолько высоко задрана крыша. Сами сиденья в Ertiga — тканевые, с довольно мягкой набивкой. Зимой на их естественный прогрев уходит не так много времени, а в дальней дороге пассажиры не будут ёрзать из-за чрезмерной жёсткости. Отдельные плюсы бюджетной машины — наличие центрального подлокотника и регулируемый обдув. Правда, подача воздуха реализована необычно — через потолочную консоль со встроенным кондиционером.
При полной посадке багажник Suzuki Ertiga скромен — всего 150 литров с мелочью. Зато салон можно сконфигурировать так, что образуется пространство и для двух пассажиров с длинномером (например, ёлки или пары сноубордов по левому борту), и ровная площадка для транспортировки чего-то крупного.
Для предметов помельче под полом есть небольшая ниша. А вот искать запаску нужно снаружи — колесо закреплено под днищем машины.
Современные опции искать бесполезно
Современному автомобилисту прибывшая из 2018 года Ertiga покажется нетривиальной и своеобразной. У неё три ряда сидений, но набор фишек и элементов комфорта стремится к минимуму. USB-гнездо? Лишь одно и спереди. Дисплеи? Только два, и оба маленькие — чтобы водитель мог фиксировать расход горючки, прочесть название трека и выбрать частоту радиостанции. Настройки незатейливого звука и медиаменю запараллелены с кнопками избранных частот, поэтому спарить мобильник по Bluetooth или убрать резонирующий бас получится не с первой попытки — и точно не на ходу. Apple CarPlay? Коннект с Android-устройствами? В поставляемой к нам дорестайлинговой Ertiga нет даже камеры заднего вида!
Ни одно из кресел, включая водительское, не имеет обогрева (ведь у машины нет никакой российской адаптации). Руль настраивается только по высоте. А об электроприводах можно говорить лишь в контексте регулировки зеркал и стеклоподъёмников. С другой стороны, почти всё для полноценной жизни автомобиль предоставляет. Подцепить мобильник к «медийке» сможет даже владелец устаревшей модели телефона. Втиснуться в узком пространстве двора помогут сенсоры парктроника. А габариты автомобиля отлично ощущаются на глаз — за счёт почти панорамного остекления и информативных зеркал.
Попытку выглядеть дороже стоит занести в ключевые достоинства салона Ertiga. Куда ни глянь, всюду жёсткий пластик, но визуально панели кажутся презентабельными и даже стильными. А полуматовый «деревянный» пояс даже облагораживает пространство.
Передние кресла — мягкие и с минимальным набором регулировок. Тканевая обивка кому-то покажется бедненькой на вид, зато в отсутствие подогревов сидений такой материал явно комфортнее.
Руль регулируется только по высоте.
Из кнопок на спице руля — только необходимый минимум. Зато на колонке есть ещё три кнопки — они заведуют настройками Bluetooth и телефонными командами.
Приборы — самый настоящий олдскул, с аналоговыми циферблатами и экранчиком компьютера по центру. Последний старается выдать как можно больше разномастной информации, но половина данных (вроде диаграмм мощности и тяги) попросту не нужна водителю.
Псевдопланшет «медийки» примитивен. Никакиx крутилок, цветных пикселей, картинок с камеры и глубокого меню. Все действия — только через тач-кнопки и ползунки по периметру. Привет из поздних двухтысячных!
Зато такой же старенький блок климат-контроля по-настоящему радует. Всё на своих местах, всё понятно и регулируется до полуградуса всего за пару действий. Если олдскул — то такой.
Ресурсные испытания тестовой машины сказались на внешнем виде розетки. Справа от неё под крышкой — USB-гнездо для медианосителя и разъём AUX.
Селектор «автомата» в Ertiga движется по прямому пазу. Поэтому несложно промахнуться мимо Драйва и включить одну из фиксированных нижних передач. Подсветка выбранного режима здесь бы не помешала.
Неожиданная опция в насквозь бюджетном автомобиле — регулируемый подвод воздуха к передним подстаканникам.
Да и «обычной» электроники у Ertiga хватает. Есть климат-контроль с удобными крутилками температуры и кнопками выбора режимов. Есть АБС, о наличии которой в России снова уместно напомнить. Наконец, есть бесключевой доступ и кнопочный запуск мотора — никаких выкидных жал и поисков брелока по карманам.
Семь мест и японская эмблема стоят недёшево
Автомобили с тремя рядами сидений по определению недёшевы. Но минимальный набор опций и простая конструкция Suzuki позволили удержать ценник, который в лучшие годы мы бы назвали конкурентоспособным. Правда, в 2023 году «параллельная» Ertiga с её минимальными 2,3 млн рублей (на Авто.ру, на момент выхода этого материала) топчет почти пустую поляну рыночного сегмента. Безальтернативная до недавнего времени Lada Largus находится в подвешенном состоянии и пока отсутствует на рынке: массовую сборку универсалов в лучшем случае запустят в мае 2024-го.
Прочие семиместные модели — это либо официально продаваемые кроссоверы из КНР (Dongfeng 580, Chery Tiggo 8, Jetour X90 Plus), которые стоят сильно дороже, либо «параллельные» вэны Mitsubishi Xpander и Toyota Rush. И две последние модели уже интереснее в сравнении: обе приходят в Россию с юго-востока, обе оснащаются почти одинаковыми полуторалитровыми двигателями и обе по-своему скромны в части оборудования. При этом в Mitsubishi можно встретить обогрев кресел, а приподнятая заднеприводная (!) Toyota вне асфальта дарит ощущение кроссовера.
Однако даже на их фоне Suzuki интереснее с точки зрения цены. И если на секунду представить, что российский офис марки вдруг начнёт предлагать Эртигу с гарантией, реально полновесных оппонентов у модели не останется. Только покупатель всё так же будет требовать тепла, исходящего (хотя бы) из передних сидений.