Российский союз автостраховщиков поделился предварительными результатами исследования по использованию при ремонте по ОСАГО бывших в употреблении запчастей. Возможность ремонтировать машины после аварий подержанными комплектующими позволит страховщикам уложиться в установленный законом срок восстановления ТС, тогда как сегодня ожидание запчастей заставляет страховые компании затягивать процесс или вообще отказывать клиентам в починке транспорта, если они понимают, что не могут уложиться в отведённые законом 30 дней. Мы пообщались с РСА и автоэкспертами, чтобы узнать, когда исследование перерастёт в законопроект и что об этом думают российские автомобилисты.
Какие б/у запчасти хотят использовать в ремонте по ОСАГО
Страховщики обратились в Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ), чтобы оценить реальные риски использования в ремонте автомобилей подержанных запчастей. Результаты исследования станут основой для подготовки законодательной базы, ведь страховые компании давно лоббируют возможность вписать б/у детали в ремонт по ОСАГО. До сих пор все подобные обсуждения вызывали негативные отклики, но сейчас ситуация может измениться.
Как пояснили в РСА, полный список подержанных запчастей, которые можно будет использовать в страховом ремонте, опубликуют лишь после того, как НИИАТ завершит исследование. На данный момент обсуждаются только популярные кузовные элементы — бампер, крыло, капот, дверь и подобные. Страховщики уже проговаривают, какие б/у запчасти использовать точно нельзя — любые детали, которые способны оказать влияние на безопасность эксплуатации автомобиля.
«В настоящее время в международном законодательстве поименован ряд компонентов транспортных средств, относящихся к категориям M1 и N1, которые не должны повторно использоваться при производстве новых транспортных средств: подушки безопасности, ремни безопасности, сиденья со встроенными ремнями или подушками безопасности, устройства блокировки рулевого управления, электронные блоки управления и иммобилайзеры, системы последующей обработки выбросов, глушители. Их регламентирует Правило ООН № 133», — пояснили Журналу Авто.ру в РСА. Аналогичные требования могут быть введены по отношению к деталям для ремонта.
До конца лета НИИАТ должен разработать не только обоснование предложений по использованию подержанных деталей, но и порядок оценки их технического состояния и пригодности к использованию. Будет создан список конкретных элементов, узлов и агрегатов, использование которых допускается при выполнении восстановительного ремонта повреждённого автомобиля.
«Бывшие в употреблении и восстановленные запасные части уже широко применяются при ремонте автомобилей в России. Для повышения прозрачности рынка и гарантии легальности узлов участники обязаны предоставлять открытую информацию о происхождении компонентов, их идентификационных признаках (VIN автомобиля, номер детали, марка, модель автомобиля и др.). Предполагается также ведение реестра поставщиков компонентов», — добавили в РСА.
Когда б/у запчасти впишут в закон об ОСАГО
Результаты исследования в итоге лягут в основу поправок в Закон об ОСАГО и изменений в Правилах ОСАГО. «Проработанные инициативы планируется обсудить в том числе на площадках Экспертного совета по защите прав потребителей финансовых услуг при Банке России, профильного комитета Государственной Думы Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти», — уточнили в пресс-службе союза автостраховщиков.
Страховщики также планируют провести соцопросы граждан на тему нововведения. Пока же они придерживаются данных прошлых лет. Согласно исследованию Финансового университета при правительстве РФ в 2022 году, ради сокращения сроков ремонта переход на б/у запчасти поддержали 73% автомобилистов. Исследование РОМИР в 2023 году показало, что 52% водителей скорее готовы использовать восстановленные запчасти, чтобы ускорить ремонт, в том числе по полису ОСАГО.
Также страховщики обещают повышение уровня сервиса по ОСАГО и сокращение числа мошеннических схем. «Реальному потерпевшему нужно отремонтировать автомобиль, а не получить деньги и суету с поиском СТО. Сокращаются также предпосылки для мошенничества, поскольку мошенникам нужны деньги, а не направления на ремонт. Сокращается простой в ремонте на СТО из-за отсутствия запчастей. Есть и экологические преимущества: значительное снижение потребления первичных ресурсов и энергии», — уверены в РСА.
Кто поддерживает ремонт б/у запчастями, а кто нет
Собственный опрос в этом году провела рабочая группа ОНФ «Защита прав автомобилистов». Как пояснил в беседе с Журналом Авто.ру руководитель группы Пётр Шкуматов, 84% опрошенных водителей готовы использовать б/у запчасти при ремонте по ОСАГО, если речь идёт о машине старше 10 лет.
«Столько же людей готовы просто использовать при ремонте подержанные запчасти, без привязки к страховке. То есть, начиная с определённого возраста автомобиля, люди довольно спокойно относятся к использованию таких материалов. Поскольку у нас есть определённые проблемы с поставками запчастей из-за санкций, и есть ограничения по срокам ремонта по ОСАГО, ремонт по страховке сегодня почти отсутствует. Хотя людей, которые хотят, чтобы им страховая отремонтировала машину, много — это каждый второй», — объясняет Шкуматов.
По словам эксперта, люди сейчас не получают тот сервис, который хотят. А хотят они просто приехать на СТО страховой, отдать машину в ремонт и через какое-то время забрать. При этом лучше сделать ремонт новыми запчастями, а использование подержанных нужно согласовывать с владельцем, подчёркивает Шкуматов.
«Люди категорически против использования не новых запчастей в тормозной системе и системе рулевого управления. В ходовой — мнения разделились ровно пополам. Отдельно люди говорили по поводу КПП и моторов, там много нюансов. В общем и целом владельцы старых машин в массе своей спокойно относятся к б/у деталям. Но с тремя главными условиями: с их согласия, чтобы им показали конкретную запасную часть, чтобы дали гарантию на год, и чтобы срок ремонта был ускорен», — пояснил правозащитник.
Крайне отрицательно, по данным опроса, к теме использования подержанных запчастей в ремонте по ОСАГО относятся владельцы новых и дорогих автомобилей. Но они, как правило, по словам Шкуматова, покупают каско и не имеют проблем с ремонтом.
Риски ремонта по ОСАГО б/у запчастями
Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин видит в использовании подержанных запчастей в сфере ОСАГО немало рисков и угроз безопасности. Поэтому он считает необходимым более тщательно проработать реформу, учитывая все возможные риски и юридические тонкости.
«Надо заставить страховое лобби идти через внесение поправок в Технический регламент Таможенного союза 018/2011. Это самый главный документ, который определяет все этапы жизни автомобиля кроме утилизации и использования б/у запчастей. Эти разделы просто забыли написать. В итоге мы не знаем, какие запчасти можно использовать, какие нет, кто может восстанавливать запчасти и как это происходит», — считает Шапарин.
Эксперт уверен, что описать эти параметры необходимо, иначе может получиться, что страховым СТО разрешат ставить подержанные тормозные колодки или бамперы, склеенные из нескольких частей, а также подушки безопасности непонятного происхождения. И ради выгоды сервисы будут использовать самое дешёвое. Другие участники рынка также указывают на возможное снижение страховых выплат из-за подержанных деталей.
«Мы не против восстановления запчастей, мы очень даже за. Это реальная практика, которая много где в мире используется. Однако надо понять для начала, что можно восстанавливать, что такое восстановление, как обеспечить безопасность, качество и интересы покупателя. Одновременно надо решить и вопрос легальности происхождения б/у запчастей. В нашей стране вообще нет законодательства о "разборках" авто. Это полностью серая зона», — объясняет Шапарин.
По мнению спикера, пока не будет на 100 процентов понятно, что запчасть легальная, использовать её нельзя.
Минпромторг уже отреагировал на инициативу по поводу использования подержанных запчастей и обозначил необходимость внесения поправок в техническую документацию. По мнению Шапарина, процесс внесения всех законодательных изменений займёт не один год, и рынок успеет подготовиться.