Камера на полосу: что это и как она штрафует водителей

Сегодня камеры стали неотъемлемой частью контроля за соблюдением ПДД на дорогах России, и получить с них штраф куда проще, чем от живого инспектора, — по крайней мере в больших городах. Среди средств автоматической фиксации нарушений есть и камеры на полосу. Рассказываем, как они выглядят, что видят, какие штрафы с них могут прийти и какие правила необходимо соблюдать, чтобы эти штрафы не получать.

1.png

Что такое камера на полосу

Что значит «камера на полосу»? Вероятно, многие водители слышали такое словосочетание, например, от навигатора. Оно говорит, что система контроля впереди фиксирует нарушения правил проезда по полосам. Такие комплексы отслеживают нарушения, связанные с разметкой и выделенными полосами. Часто они многозадачны и, помимо этого, фиксируют и другие нарушения. Например, водитель может получить с такого комплекса одновременно штрафы за превышение скорости, непристёгнутый ремень и пересечение двойной сплошной.

Что фиксируют камеры на полосу

Камеры на полосу могут фиксировать несколько правонарушений, не связанных со скоростью. Прежде всего, это нарушения проезда по выделенной полосе для общественного транспорта: по ней могут ездить только маршрутные автобусы и троллейбусы, а также такси и спецтранспорт при включённом спецсигнале и мигалке.

Другие нарушения, которые фиксируют дорожные камеры на полосу и разметку:

  • проезд по трамвайным путям;
  • выезд на обочину;
  • проезд по велосипедным или пешеходным дорожкам;
  • пересечение стоп-линии рядом со светофором;
  • проезд на запрещающий сигнал светофора;
  • пересечение двойной сплошной разметки;
  • нарушение правил перестроения (через сплошную линию);
  • проезд по встречной полосе движения;
  • несоблюдение правил движения по полосам.

Штрафы за нарушения, зафиксированные камерами на полосе

Для удобства мы собрали таблицу штрафов с таких камер.

2.png

Единственное серьёзное отличие у штрафов с камер от постановлений, вынесенных лично инспектором, в том, что на основании снимков автоматического комплекса водителя не могут лишить прав. Дело в том, что по картинке невозможно определить, кто именно был за рулём, поэтому и отобрать удостоверение не выйдет, даже если речь о серьёзном проступке.

3.png

О том, как проверять и оплачивать штрафы, мы писали. А полный список штрафов за нарушения ПДД можно посмотреть в этой статье.

Виды камер на полосу

Камеры контроля полосы движения делятся на три основных типа:

  • стационарные комплексы, которые, как правило, фиксируют сразу несколько правонарушений;
  • передвижные камеры, которые могут распознать движение по встречной полосе, но в основном направлены на фиксацию нарушений скоростных режимов;
  • мобильные дорожные камеры, которые инспекторы используют на дежурствах.

Как выглядит камера на полосу

В зависимости от класса системы слежения за дорожным движением выглядят по-разному: могут быть как в виде привычных камер, так и в виде металлических «коробочек». Камеры на полосу должны крепиться высоко для лучшего обзора. Зачастую они способны контролировать четыре полосы движения. Как правило, камеры устанавливают в местах большого скопления машин, рядом с общественными местами или в локациях с высокой аварийностью. Не редкость на дорогах и камеры для контроля за проездом в тоннелях.

Перед камерами обычно можно увидеть информационный дорожный знак 6.22, но его может и не быть. Однако в сентябре 2024 года вступают в силу новые правила, согласно которым знаки обязательно должны быть установлены перед каждой камерой.

Стационарные комплексы крепятся на столбах, о них нетрудно найти информацию на сайте Госавтоинспекции. Временные камеры устанавливают на треногу вдоль трассы, информацию о них также публикуют дорожные службы региона. Например, в Петербурге этим занимается городской комитет по транспорту. Мобильные средства находятся при инспекторах ГИБДД, которых несложно распознать по машине и форме. Недавно появились мобильные камеры «АвтоУраган-МС», которые монтируются в автомобиль патрульного или в общественный транспорт. Такие камеры есть в Москве на машинах Центра организации дорожного движения (ЦОДД). Таким образом, во время езды автомобиля прибор также может зафиксировать заезд за стоп-линию или неправильный разворот.

4.png

Как работают камеры на полосу движения

Принцип работы камер различается в зависимости от их технических характеристик. Они бывают:

  • радарные;
  • лазерные;
  • камеры фотофиксации.

Радарные и лазерные приборы работают за счёт отражения волн — они фиксируют скорость и амплитуду возвращения волн. Принцип работы таких камер в том, что сначала они фиксируют нарушение, а затем фотографируют транспорт. Камеры фотофиксации сначала делают снимки, а потом анализируют их. Так или иначе, программное обеспечение может не только посчитать скорость, но и распознать траекторию движения автомобиля. Если виртуальная линия курса пересекла разметку или вовсе проходит по «запрещённой» зоне, комплекс это зафиксирует.

Все нарушения, выявленные камерами, передаются в отдел обработки информации, после чего в Центре автоматической фиксации нарушений сотрудники проверяют информацию. Постановления утверждаются после того, как фотографии будут отсмотрены и признаны условно годными. Определяющим фактором является читаемость номера — ТС идентифицируется именно по нему. Если по какой-то причине регистрационный знак не удаётся разглядеть или есть другие сомнения в правомерности штрафа, его не отправят (во всяком случае так должно быть). Когда сомнений в правонарушении нет и транспорт опознан, собственнику автомобиля отправляется «письмо счастья», параллельно информация появляется в базах ГАИ.

5.png

Штраф за правонарушение, которое зафиксировала камера, можно обжаловать в обычном порядке в течение 10 дней.

Новые условия установки камер с сентября 2024 года

С 1 сентября 2024 года в силу вступают новые правила, касающиеся дорожных камер. Все стационарные и переносные камеры должны иметь сертификат и свидетельство о метрологической поверке.

Кроме того, теперь камеру не смогут установить в любом месте. Монтировать комплексы в местах-ловушках будет запрещено. Определён строгий перечень локаций установки средств фиксации:

  • перекрёстки;
  • аварийные участки;
  • дороги с выделенной полосой;
  • места с временными ограничениями;
  • пешеходные переходы;
  • железнодорожные переезды.

Камеры должны быть обозначены знаками за 150–300 метров до начала контроля за городом, в населённом пункте — за 100 метров. Временные камеры, например, возле ремонта дорог, должны будут убирать после снятия ограничений.

Кроме того, нельзя устанавливать камеры перекрёстно или следом друг за другом, чтобы исключить двойные штрафы за одно нарушение. Подробнее о планируемых изменениях мы уже писали.

Как избежать штрафов с камеры за полосу

Самый верный способ избежать штрафов — это не нарушать Правила дорожного движения. Внимательно следите за знаками и разметкой. Тогда ни у комплексов, ни у сотрудников не будет повода выносить постановления.

Итак, совсем коротко

  • Камера на полосу — широкое понятие. Комплекс может фиксировать как нарушение требований разметки и знаков движения по полосам, так и выезд на выделенную полосу или обочину.
  • Штрафы с камер не отличаются от тех, что может вынести сотрудник ГАИ, за одним исключением: на основании данных комплекса автоматической фиксации не лишают водительского удостоверения.
  • Программное обеспечение комплексов вычисляет нарушение по множеству параметров. Они зависят от принципа работы устройства.
  • В любом случае подтверждением нарушения будет являться фотография автомобиля с читаемым номером ТС.
  • При контроле полосы, помимо самой машины, на снимке должна быть прорисована траектория её движения — по ней станет ясно, было ли нарушение на самом деле.
  • Штраф с камер оспаривается в обычном порядке, на это есть 10 дней.
  • Избежать штрафов можно, просто не нарушая ПДД.

Источник: Журнал "Auto.ru"