Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90

Ко мне в руки попал процессорный усилитель Alpine HDP-D90. Для понимания сегмента, в который он метит, за 14 каналов процессорной обработки и 12 каналов усиления придётся выложить что-то в районе 230 тысяч рублей (на момент теста). Из того, что ранее бывало на тестировании, в ближайших конкурентах получается Resolut X12-DSP. Или JL Audio VXi, хотя там по числу каналов напрямую не сравнишь, но тоже где-то тех же порядков.

1.jpg

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Большой, тяжёлый, почти квадратный. Размеры корпуса в плане – 28 х 25,5 см (плюс разъёмы), высота – около 6 см. Компоновка – двусторонняя.

2.jpg

Выходные каналы неравнозначные: для 1-8 заявлена мощность по 50 Вт на 4 Ом (мостовое включение не заявлено), а для 9-12 – по 80 Вт на 4 Ом (эти можно мостить).

Вся входная часть расположилась на противоположной стороне. Коротко пробегусь по возможностям подключения.

3.jpg

Высокоуровневый вход для подключения к штаткам – 12-канальный. Правда, он принимает сигнал с полным размахом (peak-to-peak) только до 26 Вольт, т. е. с «мощными» штатками нужно быть внимательней.

4.jpg

Плюс отдельный 2-канальный аналоговый линейный вход (AUX). Цифровых входов два: оптика формата Toslink и коаксиальный. Независимые друг от друга.

Обращу внимание, что выходы процессора 1-4 и 9-12 дублируются в линейном виде. Типа, если не устраивают собственные усилители (ну мало ли), можно подключить что-то другое. С каналами 13/14 – понятно, они изначально предназначены для вывода в линейном виде.

5.jpg

Если так приспичит с отдельными усилителями, встроенный можно и отключить. О его работе, если что, сигнализирует индикатор на верхней панели (рядом с индикатором Hi Res – этот загорается, когда на процессор подаётся входной сигнал в высоком разрешении).

6.jpg

Примечательно, что в комплект входит внешний приёмник Bluetooth. По информации от производителя, его не стали интегрировать по двум причинам. Во-первых, внешнее исполнение слегка увеличивает радиус стабильной связи, а во-вторых, меньше лишних наводок внутри самого усилителя. Модный LDAC не поддерживает, а вот кодирование aptX HD – принимает как родное.

7.jpg

Пульт управления в комплект не входит и покупается только при необходимости. Например, если источником в системе является родной «статусный» плеер Alpine HDS-990, то он не нужен. Если что-то другое, то может и понадобиться. Его модельный индекс – Alpine RUX-C810.

8.jpg

При включении энкодер ненавязчиво подсвечивается фирменным синим (аж ностальгия пробила, ибо долгое время сам ездил с «восьмисотым» процессором).

9.jpg

А вот и повод поворчать – кабель USB. Хорошо, что в принципе добавили в комплект, но могли бы и не такой короткий – у того же «восьмисотого» в комплекте шёл 5-метровый (кстати, качественный, до сих пор пользуюсь).

10.jpg

Теперь немного «техноэротики». Добраться совсем уж до всего, не снимая платы, невозможно: часть элементов расположена с нижней стороны. В частности, до чипов D-класса. Но, судя по описаниям и презентациям, усилитель построен на чём-то «инфинеоновском» (от Infineon Technologies).

11.jpg
12.jpg
13.jpg

Процессорная часть скомпонована на отдельной плате – её снять несложно. На основной плате под ней – не так много интересного, разве что наличие непростых операционников Muses 8820 (хотя покажите мне, что тут вообще есть простого).

14.jpg

Сама субплата даёт чуть больше представлений о компонентном составе. Из основного – чипы PCM4204 и PCM4104 (Texas Instruments, линейка Burr Brown) – это, соответственно, АЦП и ЦАП. За «математику» отвечают два ADAU1467, один ADAU1452 (Analog Devices), и тут же замечен микроконтроллер Cortex-M3.

15.jpg

Замечу, что обработка сигнала ведётся с частотой дискретизации 192 кГц. Это не так запредельно, как у F#1 Status (тот вообще на 384 кГц шпарит), но как бы тоже немало – уровню аппарата соответствует.

КАК НАСТРАИВАЕТСЯ

Программа скачивается с сайта, установки не требует. Когда управление переходит к ней, проводной пульт становится неактивным.

Программа построена не по принципу «всё в одном окне», а по принципу вкладок, каждая из которых отвечает за свою часть настройки.

На главном окне – выбор основного текущего источника и дополнительного, сигнал с которого может подмешиваться к основному. Ну и здесь же – загрузка или сохранение пресетов:

16.jpg

Вторая вкладка – управление входами. Обратите внимание, для каждого входа есть свой эквалайзер и частотные фильтры – последние могут пригодиться при подключении по высокому уровню. Особенно когда нужно суммировать сигнал со штатной поканалки:

17.jpg

В третьей вкладке рулим выходными каналами. Можно задать предназначение каждого из них или тупо выбрать одну из предложенных конфигураций:

18.jpg

При этом фильтры уже встают в некие исходные значения, так что систему можно включать без риска что-нибудь спалить и продолжать настраивать «на живую» (конечно, если при подключении ничего не напутали).

К стандартным фичам добавлена возможность не просто переключать полярность выходного сигнала, а плавно регулировать его фазу. Кто не в курсе, это работает иначе, чем обычная задержка. Если та «смещает» сигнал по времени на постоянную величину, то при настройке фазы есть зависимость от частоты сигнала. Не стану сейчас вдаваться в теорию, но между ними – принципиальная разница.

19.jpg

Кстати, есть одна фича, касающаяся линкования каналов для их синхронной настройки (касается как входных, так и выходных каналов). По умолчанию линкование объединяет настройки уровней, кроссоверных фильтров и эквалайзера, но… Жмём наверху кнопочку Option, выбираем Input Link Settings или Output Link Settings и при желании указываем сами, что хотим регулировать синхронно.

20.jpg

Так, идём дальше, задержки. Выставляются с шагом немногим больше 0,005 мс (за счёт округлений кратность с каждым шагом чуть меняется), что эквивалентно нескольким миллиметрам. Максимальная задержка – 20 мс (почти 7 метров).

Из особенностей по части задержек – возможность объединять каналы в группы. Правда, каждый канал можно добавить только в одну группу, так что скомпоновать их по принципам, например, «все левые/правые каналы фронта» и одновременно сделать группу «весь фронт целиком» не выйдет.

21.jpg

Маршрутизация входов задаётся привычным матричным способом – просто указываем, с какого входа на какой выход идёт сигнал и с каким уровнем. Из особенностей в этой части – два варианта «Passive Input» и «Active Input». Второй подразумевает суммирование сигналов с входов высокого уровня. Вот тут как раз и пригодятся и частотные фильтры во входных каналах, и эквализация входных сигналов...

22.jpg

Из важных дополнительных особенностей – возможность анализировать АЧХ сигнала в каждом из выходных каналов (кнопка RTA, которая в данном случае открывает не вкладку, а отдельное окно).

Ползунком Signal Gain подгоняете чувствительность RTA-анализатора, а вот выбор Sensitivity – это на самом деле усреднение (если анализируете шумовой сигнал, советую выбирать Low: так спектрограмма более стабильна и меньше скачет):

23.jpg

Такой анализатор – штука полезная. Скажем, подключаете процессор к штатной системе, запускаете на ГУ трек с розовым шумом, и можете посмотреть, что там у вас по итогу получается. Если сигнал шибко кривой – делаете эквализацию во входных каналах, и вот уже сигнал стал более-менее сносным.

Другой пример – тоже штатка, но уже с поканалкой, и вы решаете суммировать все полосы, собрав широкополосный сигнал. А что бывает, когда при сложении сигналов они на какой-то частоте оказываются в противофазе? Правильно, один погасит другой, и на выходе на этой частоте получим провал на АЧХ. А если в фазе, то наоборот – горб. Проконтролировать это на слух, мягко говоря, сложновато, а вот на АЧХ – можно увидеть эти проблемные частоты и принять меры. Конечно, всё по ситуации, но, как минимум, можно задействовать во входных каналах ФВЧ или ФНЧ, уменьшив диапазон, в котором суммируемые полосы пересекаются, а может, и с полярностями поиграться.

Эта пара примеров касается контроля входных сигналов. Но можно проконтролировать и то, что вы там накрутили в выходных каналах. Для этого есть ещё один полезный инструмент – собственный генератор сигналов.

Запускаете, с наслаждением слушаете в системе шум или синусы (шутка, если кто не понял) и тем же RTA-анализатором смотрите, что у вас происходит в каждом выходном канале.

24.jpg

Как видите, возможности у генератора приличные – розовый или белый шум и синус с возможностью задать конкретную частоту. Плюс «срезанный» синус, от которого остался только положительный полупериод (Positive Half-Cycle). Ну почти, т. к. на выходе усилителя сигнал всё же чуточку смещён в отрицательную область:

25.jpg

Не стану лезть глубоко в дебри софта, иначе получится инструкция, лучше перейду к делу – к измерениям и прослушиванию.

ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И ХАРАКТЕРИСТИК. КАНАЛЫ 1-8

Спектры сигнала не ограничиваются первой парой гармоник, но с ростом порядка спадают шустро. Фоновый шум гораздо ниже, чем обычно приходится видеть в усилителях – стабильно ниже отметки -100 дБВ, а на отдельных участках вообще почти «прилипает» к отметке -120 дБВ. Про распределение между чётными и нечётными пока ничего говорить не буду, чуть дальше увидите, почему.

26.jpg

А вот, собственно, поэтому – примерно до 1 кГц (фактически, в области основных тонов большинства инструментов и вокала) преобладает 2 гармоника, а выше по частоте – 3 гармоника (в последнее время эту зависимость снимаю при выходной мощности 10 Вт). Потом посмотрим, как это отразится на звучании.

27.jpg

График выше снят при работе усилителя на 4 Ом, но на 2 Ом усилитель работает почти так же. Причём и характер распределения гармоник сохраняется, и по уровню их не становится больше:

28.jpg

Что примечательно, усилитель так работает практически на любой мощности, начиная от самых малых уровней выходного сигнала (что получается далеко не у всякого D-класса):

29.jpg

Для любителей циферок, которым лень водить пальчиком по графикам, немного конкретики – при каких выходных мощностях начинается ограничение сигнала:

Мощностные параметры Alpine HDP-D90, каналы 1-8 (измерение на 1 кГц):

  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 47 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 57 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,03%
  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 71 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 82 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,05%

В описаниях и презентациях серии Alpine Status упор делается на соответствие требованиям JAS (Japan Audio Society) по части High Resolution Audio. С цифровой частью всё понятно – там обработка ведётся с частотой дискретизации 192 кГц, так что всё выполняется.

А вот в аналоговой части спецификации требуют, чтобы верхний предел диапазона был не ниже 40 кГц. И вот тут усилители D-класса упираются в выходной LC-фильтр (те самые дроссели на плате по количеству каналов и конденсаторы рядышком с каждым из них).

Обычно они настраиваются лишь немногим выше 20 кГц, чтобы отсечь всю «грязь», которая может попасть в звуковой диапазон в виде разностных гармоник. Обнаружить их влияние довольно просто – если к усилителю подключить не 4 Ом, а 2 Ом, то фильтры оказываются настроенными ниже, и на АЧХ появляется завал на верхнем краю, а заодно и фаза сигнала на ВЧ уплывает сильнее.

Не берусь достоверно утверждать (Alpine в своём D-классе часто довольно хитро заворачивает обратные связи, контролирующие выходной сигнал), но, полагаю, косвенно определить, насколько высоко настроены выходные фильтры, здесь тоже можно именно так – сравнив работу усилителя на 4 и 2 Ом.

Снимаю фазовые характеристики и… не то, чтобы разницы совсем нет, но она едва уловима. Так что да, похоже, Alpine действительно имеет полосу пропускания шире, чем большинство обычных усилителей D-класса, и заявленный частотный диапазон до 40 кГц – соответствует действительности:

30.jpg
31.jpg

ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И ХАРАКТЕРИСТИК. КАНАЛЫ 9-12

Спектры этих каналов плюс-минус похожи на спектры каналов 1-8. Фоновый шум – тоже низкий.

32.jpg

Величину КГИ на разных частотах опять же снимаю при выходной мощности 10 Вт. И обратите внимание, на нижних частотах искажений меньше, чем в каналах 1-8. Это неплохо согласуется с логикой построения процессора, ведь каналы 9-12 явно нацелены на применение в качестве мидбасовых или даже сабвуферных:

33.jpg

Причём, опять же, на 2 Ом усилитель работает практически так же, как и на 4 Ом:

34.jpg

К нежным экзерсисам на малом сигнале эти каналы уже не склонны, но силовой запас, как и обещалось, повыше.

35.jpg

Мощностные параметры Alpine HDP-D90, каналы 9-12 (измерение на 1 кГц):

  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 73 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 94 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,03%
  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 118 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 168 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,04%

Напомню, эти каналы можно включать в мост, так что на 4 Ом с каждой пары (9/10 и 11/12 каналы) можно снять где-то порядка 300 Вт. Т. е. если пустить обе пары каналов (т. е. два моста) на 2-катушечный сабвуфер (с импедансом 4+4 Ом) – суммарно получится уже 600 Вт. Достаточно для почти любого саба, нацеленного на SQ применение.

А ЧТО ПО ЗВУКУ?

Вот вроде бы не один дорогой усилитель доводилось слышать, но с HDP-D90 всё равно поймал вау-эффект. Вначале подключился к каналам «первой группы» (конкретно – к паре 1/2).

Первое, что сходу зацепило – скорострельность, «бритвенная» острота атаки и непривычно высокая детальность. Едва уловимые нюансы знакомых записей легко вытаскиваются до уровня явного восприятия. Не перетягиваются с задних планов на передние, а остаются на своих местах, но прорисовываются с эдакой «кристальной» прозрачностью. Сцена при этом строится глубоко и как-то просторно что ли.

Интересно, что при такой подаче звучание не воспринимается холодным. Да, ни разу не тёплое, но точно не холодное. Допускаю, дело не в последнюю очередь в распределении гармоник по диапазону. Вспомните измерения – в области основных тонов преобладает вторая, а выше по частоте – третья. А может, это была часть задумки производителя?

Характер мидбасового диапазона я бы назвал упругим. Плотный такой, собранный. Неожиданно, но субъективно усилитель воспринимается более мощным. Бас без рыхлости и гулкости, довольно собранный и... ну да, упругий – самое подходящее слово. Дело, конечно, не в мощности, а в контроле – способности «держать» динамики в более широких пределах амплитуды сигнала, не отпускать их болтаться под действием собственной инерции и всяких переходных процессов. У Alpine на этот счёт немало наработок, так что в какой-то мере это было ожидаемо.

В каналах 9-12 звучание чуть иное. На СЧ и ВЧ оно проще, с лёгким таким пренебрежением к деталькам – уже без той кристальной прозрачности. Но тут от них особых подвигов и не требовалось.

Зато в басовом диапазоне энергетики больше, что особенно чувствуется на повышенных уровнях громкости. Когда прибавляя её, с каждым шагом звучание низов не теряет в плотности, не превращается в накрывающий с головой разрыхляющийся басовый поток, а сохраняет характер – та же бас-гитара не гудит, а заставляет вибрировать диафрагму, бас-бочка не раскатывается вялой кашей, а ритмично так выбивает воздух из груди. Может, такая оценка и субъективна, но как по мне, «сильная» подача мидбаса всегда придаёт звучанию эмоциональность.

МЫСЛИ ПО «СПЕЦИАЛИЗАЦИЯМ» КАНАЛОВ

Каналы 1-8 – имеют выдающиеся возможности на СЧ и ВЧ, но при этом, несмотря на формально невысокие показатели мощности, спокойно справятся с большинством мидбасовых динамиков (хороший контроль на всей доступной амплитуде сигнала важнее запаса этой самой амплитуды). Так что я бы назвал их универсальными, разве что совсем уж откровенно тугими и тяжеловесными динамиками грузить не нужно.

Каналы 9-12 – эти явно заточены под НЧ, так что распускать их высоко по частоте нерационально. Их определять либо на НЧ звено (причём именно в трёхполоске, чтобы отведённый им диапазон был не очень широким), либо вовсе на сабвуфер (как вариант, двумя мостами на один двухобмоточный саб) – в этом применении они окажутся уместнее всего.

КОРОТКО ПО ДЕЛУ

Что-то резюмировать сложно: Alpine HDP-D90 – процеусь высокого класса с соответствующим звучанием. Для понимания концепции, рискну сравнить с основным конкурентом – Resolut X12-DSP. Тот цепляет своей массивностью НЧ диапазона, способностью таскать тяжёлую акустику и одновременно с этим – корректностью подачи СЧ/ВЧ диапазона. А Alpine HDP-D90 первым делом цепляет кристальной прозрачностью звучания на СЧ и ВЧ. Хотя и к НЧ поводов к придиркам не даёт – упруго, энергично, можно даже сказать «по алпайновски».

ПРЕИМУЩЕСТВА

  • Выдающееся звучание с высокой детальностью и чёткой передачей атаки
  • Хороший контроль динамиков на всей доступной амплитуде сигнала
  • Возможность обойти каналы встроенного усилителя и подключить внешние
  • В комплекте модуль Bluetooth с поддержкой aptX HD

НЕДОСТАТКИ

  • Может не зайти любителям «смягчённого» и «тёмного» саунда
  • Каналы 1-8 не объединяются в мостовое включение
  • Высокоуровневые входы принимают сигнал не больше 26 В (peak-to-peak)

Источник: Журнал "CarMus"