Тест сабвуферных динамиков Best Balance E10 (10 дюймов) и E12 (12 дюймов)

Давненько не было новинок акустики от Best Balance, не стану забегать вперёд, сегодня разберу примечательные сабы, которые уже вышли в продажу: по случаю разнокалиберная парочка оказалась у меня в лаборатории.

Как всегда, главная задача теста – не просто вывалить кучу измерений, но и в первую очередь понять, под какие запросы они зайдут лучше всего, а когда лучше смотреть на другие модели (кому не терпится, велкам сразу к выводам).

1.jpg

В модельном ряду Best Balance сабы определены в серию Е – Emotion. Это далеко не самая верхняя линейка, так что цены умеренные. На момент этого теста 10-дюймовый Best Balance E10 можно купить за 10800 рублей, а 12-дюймовый Best Balance Е12 – за 11400 рублей.

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Сходу, конечно же, обращают на себя внимание диффузоры. Они полипропиленовые, с необычным рельефом конусной части. Задача таких заморочек понятна – придать конусу конструктивную жёсткость, не увеличивая его массу. Ну и выглядит тоже прикольно.

2.jpg
3.jpg

Нижняя часть конуса, что под колпачком, более привычная – с прямой образующей, в этой части рельеф особо и не нужен.

4.jpg

Не самая заметная, но на деле важная особенность – ребро по периметру диффузора. За счёт него конус приобретает весьма высокую жёсткость – изогнуть его пальцами, как у обычного динамика, просто невозможно (если без дури, конечно же).

5.jpg

Верхний подвес (к слову, он тут резиновый, не «пенка») подклеен по этому ребру с обратной стороны.

6.jpg

Собраны динамики на стальных штампованных корзинах. Минимум плоских участков, немного вычурный рельеф и, как результат, достаточно приличная заглушенность, без откровенного звона.

7.jpg
8.jpg

Моторы у обоих динамиков одинаковые. По крайней мере, внешне. Хотя катушки, судя по результатам измерений, имеют чуть разные обмотки (это следует из разницы в параметре Re). Хотя диаметр катушек у E10 и E12 один – 2 дюйма.

9.jpg

Охлаждение – по проверенной схеме: окна в корзине под центрирующей шайбой и осевой канал в керне. И то, и другое – закрыты сетками от попадания в мотор всего того, что там быть не должно.

10.jpg

Магниты закрыты резиновыми кожухами. Снял, чтобы оценить внутреннюю геометрию:

11.jpg

Что имеем. Высота верхней шайбы магнитопровода – 9 мм, здесь она определяет высоту магнитного зазора. Судя по видимой части намотки, она выходит из зазора тоже примерно на столько же, т. е. в зазоре находится примерно треть звуковой катушки.

Если сильно упрощённо, то имеем разумный компромисс между запасом хода диффузора (чем больше намотки вне зазора, тем больше запас хода) и контролируемостью динамика усилителем (чем больше витков в зазоре, тем лучше контроль динамика усилителем).

В остальном – всё более-менее традиционно. Пружинные клеммы и подводящие в виде плоских косичек, прошитых через центрирующие шайбы.

12.jpg

ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И АНАЛИЗ РАБОТЫ

Для 10-дюймового E10 результаты измерений довольно точно повторили заявленные, а 12-дюймовый Е12 оказался чуть жёстче. Хотя допускаю, что ему просто требуется чуть больше разминаться, поскольку концепция, в общем-то, соответствует обещанной. Так что при расчётах можно смело ориентироваться на циферки из инструкции.

13.jpg

Заявленные/фактические параметры Best Balance E10:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 35 Гц / 35 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 27 л / 26 л
  • Qms (механическая добротность) – н. д. / 14,09
  • Qes (электрическая добротность) – н. д. / 0,34
  • Qts (полная добротность) – 0,32 / 0,33
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 113 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 15,7 Тл м*
  • Re (сопротивление постоянному току) – н. д. / 3,5 Ом*
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,0 дБ / 87,1 дБ

*результат измерения при последовательном включении катушек

14.jpg

Заявленные/фактические параметры Best Balance E12:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 29 Гц / 32 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 69 л / 56 л
  • Qms (механическая добротность) – н. д. / 13,71
  • Qes (электрическая добротность) – н. д. / 0,38
  • Qts (полная добротность) – 0,33 / 0,37
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 155 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 15,7 Тл м*
  • Re (сопротивление постоянному току) – н. д. / 3,9 Ом*
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 89,0 дБ / 88,2 дБ

*результат измерения при последовательном включении катушек

Параметры, как видите, получились интересными: достаточно сильные моторы, лёгкие подвижки и мягкие подвесы (в первую очередь центрирующие шайбы) обещают неплохую отзывчивость динамиков к малым сигналам. Понятно, что это хорошо сказалось на чувствительности – опорные значения выглядят прилично. Насчёт чувствительности в оформлении – есть свои нюансы, но об этом чуть дальше.

Короче, это не дубовые тяжеловесы, которые в буквальном смысле встают, если их не «пинать» ваттами. Тут можно легко обходится и компактными моноблоками, выдающими от 250-300 Вт на 4 Ом или обычными усилителями (мостом к паре каналов или каждый канал – на свою катушку).

Теперь чуть больше о работе динамиков. Анализ излучения в ближнем поле (микрофон около 2 см от диффузора) обычно хорошо показывает наличие резонансов у сабвуферных динамиков. Любой резонанс в подвижке приводит к «подтормаживанию» или «возбуждению» излучения и особо наглядно виден на фазовой характеристике – на графике появляются ступеньки.

Здесь в сабвуферном диапазоне всё ровно, ну а в районе 500 Гц – это уже диффузоры начинают себя проявлять. Вернее, полипропиленовые колпаки, ибо сами конусы с хитрым рельефом, судя по всему, как раз оказались хорошо задемпфированы и значимых призвуков не дают. В общем, ничего такого, к чему можно было бы придраться.

15.jpg
16.jpg

Что касается собственных искажений динамика, тут тоже без особых претензий. Типичная картинка нормальных сабов.

17.jpg
18.jpg

РАСЧЁТ АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ПРОБА В ДЕЛЕ

Описание рекомендует довольно компактные ЗЯ, да и ФИ тоже небольшие. Смотрим, что из этого получается (учёт влияния салона, как всегда, по характеристике Тома Ньюзена, указанные объёмы – «чистые», т. е. к ним нужно добавить объёмы, занимаемые динамиком и портом).

19.jpg
20.jpg

Казалось бы, ЗЯ не вписывается в общепринятые модели: добротности у динамиков невысокие, результирующая отдача ни разу не ломовая. Но на деле его однозначно можно (и даже нужно) рассматривать: конкретно в данном случае не нужно бояться низкой добротности. Да и вообще, большая ошибка рассматривать её как единственный параметр при выборе оформления в отрыве от остальных свойств динамика.

Короче, с этими сабами в ЗЯ получается очень артикулированный бас, без гудения и «тянучки» басовых нот, как раз для тех, кому важнее не количество, а качество – точность и разборчивость. Расчётная отдача в оформлении вроде бы не ломовая, хотя субъективно – ещё вопрос: какой-нибудь Ghost Rider или Phaxe, если поддать громкости, туго бьют в грудь со старанием пневматического молота. При этом объёмы корпусов посмотрите какие получаются – компактней уж некуда.

Вариант ФИ для этих динамиков – компромисс между качеством и количеством. Только корпус лучше делать не с круглым, а со щелевым портом. Внутри узкого и вытянутого порта воздушная масса сильнее демпфируется, её резонанс «размазывается» в более широкой полосе – есть все шансы получить музыкальный бас без характерного гудения на одной ноте.

КОРОТКО ПО ДЕЛУ. ДЛЯ КАКИХ ЗАДАЧ ВЫБИРАТЬ?

В данном случае оба динамика имеют схожую концепцию по звуку, так что выбор калибра – 10 или 12 дюймов – вопрос личных предпочтений и объёма, который можно выделить под саб.

Теперь о самой концепции. Редкий на сегодняшний день случай, когда есть все шансы построить музыкальный саб с ФИ оформлением (по крайней мере, в этой ценовой категории). Это, пожалуй, самый универсальный и компромиссный вариант для обоих калибров, который покроет большинство музыкальных потребностей.

Вариант ЗЯ – для более требовательных к точности баса. На первый взгляд, отдача в таком оформлении не самая высокая, но на деле, учитывая высокую опорную чувствительность динамиков, это не так принципиально – громкости даже с запасом получается (в рамках нормальных SQ-систем, конечно же).

Во-вторых, ЗЯ предпочтительней, когда мидбасовое звено неохотно забирается вниз по частоте – в этом случае необходимую плотность баса может создать именно сабвуфер («насосы» с тяжёлыми подвижками этого не могут). В большей степени это касается 10-дюймового E10, хотя 12-дюймовый E12 тоже способен решить эту задачу.

Преимущества:

  • Хорошее совпадение реальных и заявленных параметров
  • Способны работать в очень компактных корпусах
  • В отличие от «тяжеловесов» отзывчивы на малом сигнале
  • Одни из немногих сабов, способных на музыкальный бас в ФИ
  • В ЗЯ способны на плотный, точный, артикулированный бас

Недостатки:

  • Не слишком высокая отдача в ЗЯ

Источник: Журнал "CarMus"