Когда маркетологи наконец-то дают оперативный простор опытным инженерам, которые участвовали в SQ-движении ещё когда иные нынешние «спецы» под стол пешком ходили, получаются примечательные вещи – в умеренном бюджете, но способные составить конкуренцию моделям в более дорогом сегменте. Серия Terza появилась в своё время «под крылом» Kicx, но заметно выбивается из концепции бренда последних лет и, кажется, уже имеет хороший задел, чтобы прочно закрепиться в SQ сегменте.
Года полтора назад я имел дело с примечательным 6-канальником Terza AB6, который даст фору очень многим усилителям АВ-класса в своей цене. Сегодня на очереди – акустика с очень необычными в своей ценовой категории решениями. Кстати, модельный индекс K2 ничего не напоминает? Да-да, кое-что в ней действительно есть от той самой серии K2 Power известного французского бренда…
Ну и пока не приступил к технической части, коротко о ценовом уровне. Стоимость комплекта Terza K2 с пассивными кроссоверами на момент теста планируется в районе 31000 рублей, а комплект для поканалки без пассивных кроссов (его можно купить уже на момент этого теста) выходит чуть дешевле – 28000 рублей.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Первое впечатление всегда создаётся по упаковке, тут у Terza всё в порядке: без излишеств, строго, лаконично.
Мидбасовые динамики выглядят примечательно – с белыми диффузорами. Диффузоры, кстати, ну очень жёсткие, даже как-то неожиданно: при попытке слегка согнуть пальцами край конуса податливость практически нулевая.
Оно и понятно: материал конусов – кевлар. Сам по себе в исходном виде этот материал имеет довольно неприглядный цвет (он светло-серый с болотно-зеленоватым оттенком), так что в данном случае при производстве использовался краситель.
С упомянутой выше серией K2 Power диффузоры роднит не только сам материал, но и структура – она слоёная, с промежуточным слоем вспененного полимерного состава. Точно его названия я нигде в описании не нашёл, но на «фокаловский» Rohacell очень похоже.
Собраны динамики на прочных литых корзинах с пятью сдвоенными «спицами».
Центрирующая шайба – с прогрессивным профилем – шаг и высота «волн» увеличиваются от центра к внешнему краю. Это должно избавить от часто возникающего резонанса в районе 500-800 Гц. В принципе, позже измерения показали, что в этом диапазоне действительно никаких фазовых артефактов не возникает.
Конструкция мотора, судя по всему, традиционная, с плоской верхней шайбой магнитопровода, а значит высота магнитного зазора (и, соответственно, рабочая часть намотки звуковой катушки) – 6 мм. Потом будет повод вспомнить про геометрию мотора, когда дело дойдёт до анализа работы динамика.
Твитеры – вполне традиционные, с мягкими тканевыми куполами. Не слишком глубокие: установочная глубина – всего 1,4 см.
Корпуса – алюминиевые.
Кроссоверы выполнены в «олдскульном» форм-факторе и, кстати, по стилю неплохо пересекаются с упомянутым в самом начале усилителем Terza AB6. На момент теста комплекты с кроссами в продаже ещё не появились (зато есть комплекты для поканалки), поэтому на изучение приехали образцы без опознавательных знаков. На товарных экземплярах добавится логотип Terza на верхней крышке.
Примечательно, что акустику можно подключить не только привычным способом, т. е. к одной паре каналов усилителя, но и поканально. Точнее, биампингом – к двум парам каналов. Не стану детально останавливаться на достоинствах биампинга, скажу коротко – этот способ подключения устраняет взаимодействие между полосами акустики через кроссовер (чем даёт некоторый выигрыш в качестве звука) и даёт дополнительную свободу в настройке относительных уровней НЧ/СЧ и ВЧ звеньев.
Вдохновением для содержимого кроссовера явно стали неоднократно упомянутые K2 Power. Нет, это далеко не копии, но некоторые аналогии можно провести с моделью Focal ES 165 KX2. По крайней мере, это касается многочисленных регулировок: кроме уровня твитера можно выбрать характер спада ВЧ звена (TW Shelt) и порядок ФНЧ для мидбасового звена.
ИЗМЕРЕНИЕ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ
Итак, имеем дело с достаточно сильным мотором, средней (не слишком лёгкой, но и не запредельно тяжёлой) подвижкой и достаточно мягкими подвесами (в первую очередь центрирующей шайбой: именно она во многом определяет механические параметры динамика). Как результат – низкая резонансная частота, высокая чувствительность и непривычно низкая электрическая (а вслед за ней и полная) добротность. Работа в коробе? Да, это возможно, но и дверную установку, как позже выяснилось, эти динамики тоже любят. Потому что дело не только в цифре Qts (на которой в основном все зацикливаются и кроме неё ничего больше знать не хотят), но и в реальной способности динамика контролироваться усилителем. А тут многое, между прочим, геометрия мотора решает (скажем, рабочая длина намотки в зазоре и её соотношение с длинной намотки, остающейся вне зазора). Ну и не забываем, что Fs здесь тоже уже практически в сабвуферной области находится.
Заявленные/фактические параметры Terza K2:
- Fs (собственная резонансная частота) – 50 Гц / 49 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 18,5 л / 16,7 л
- Qms (механическая добротность) – 5,45 / 5,75
- Qes (электрическая добротность) – 0,44 / 0,37
- Qts (полная добротность) – 0,41 / 0,35
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15,1 г / 15,2 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,0 Тл м / 5,4 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 2,3 Ом / 2,3 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 90,0 дБ / 89,4 дБ
АНАЛИЗ РАБОТЫ ДИНАМИКОВ
Ожидаемо при очень низком резонансе и невысокой добротности получается пологий спад АЧХ ближе к сабвуферной области, но при этом динамик «тянет» вниз непривычно глубоко. Ближе к 2 кГц есть некоторые колебания АЧХ. Предположу, что их причина – в жёстком конусе: распространяющиеся механические напряжения часто приводят к подобным артефактам. Возможно, с разминкой верхних подвесов они немного сгладятся, т. к. снизятся воздействия на диффузор по периметру. Впрочем, все эти артефакты укладываются в не такой уж и широкий коридор, т. е. без откровенных «эверестов», как у какой-нибудь эстрады.
График акустической фазы чуть нагляднее демонстрирует резонансные процессы в подвижке.
И снова возвращаясь к работе в басовой области. Этот график снимался при довольно значительной громкости, и посмотрите, внизу – никакого резкого роста искажений. Одно из подтверждений хорошего «держака» подвижки мотором. Ну или, если хотите, контролируемости усилителем.
Теперь твитеры. Тут всё достаточно ровно, без скачков АЧХ, что говорит об удачной форме куполов и внутреннем демпфировании – купол не «подпирает» изнутри резонирующей воздушной массой, которая часто приводит к провалам в районе 10-15 кГц.
Ну и при таком раскладе вполне ожидаемо, что фазовая характеристика – тоже в линеечку во всём информативном диапазоне.
При оценке гармонических искажений обращают внимание два момента. Во-первых, с понижением частоты они не начинают расти – это даёт свободу в настройке стыка с мидбасовым звеном. Во-вторых, обратите внимание, значимой является только вторая гармоника – именно она определяет КГИ. Третья гармоника болтается где-то вообще на пределе заметности.
РАБОТА СИСТЕМЫ В СБОРЕ С КРОССОВЕРОМ
В кроссовере аж три переключателя, но описание вносит в их работу ясность – приведены несколько АЧХ для разных их сочетаний.
Это, разумеется, электрическая АЧХ, а вот что получается на выходе системы, т.е. АЧХ акустического сигнала, уже с учётом характеристик динамиков:
Усилитель же «видит» эту акустику следующим образом (в принципе, никаких откровенных просадок импеданса или, напротив, чрезмерных горбулин):
КАКОГО ОЖИДАТЬ ЗВУЧАНИЯ, И КАК «ГОТОВИТЬ» АКУСТИКУ?
Звучание на НЧ
Ну и кто там говорил, что низкодобротные динамики не умеют играть бас, будучи установленными в большие объёмы? Ещё как умеют. Не буду обобщать, ещё раз замечу, что многое зависит от внутренней геометрии мотора. Конкретно в данном случае мы явно имеем дело как раз с представителем «правильных» низкодобротных динамиков.
Да, это не тот бас, к которому многие привыкли – он не раздутый и не накатывает жирной подгуживающей волной. Он сухой, точный, с хорошей проработкой фактуры инструментов в басовом диапазоне и, кстати, даже пытающийся забраться в сабвуферную частотную область. Сухо, несколько облегчённо, но без перегрузов.
Про перегрузки – отдельный разговор. Я «распускал» акустику в полную полосу, и даже последние альбомы Yello не выводили диффузоры на большой ход, и динамики не уходили в разнос. Или, к примеру, взять трек Ghost Rider – Make Us Stronger с недавней компиляции Vini Vici – да там удары просто мозги выносят, если наподдать. Как ни крути, а электрическое демпфирование (тот самый «держак») решает многое.
Так что с фактурой баса всё хорошо, а если не загоняться по его тяжеловесности и «жиробасности», то и по количеству, как по мне, его тоже достаточно. Если же низов захочется побольше (именно от акустики, не от саба), можно аккуратно эквалайзером добавить пару-тройку децибел в широкой полосе и получить не перегруз и размазывание, а толкающий в грудь плотный удар.
Звучание в СЧ/ВЧ диапазоне
Здесь, как всегда, многое зависит от взаимного расположения излучателей, разворотов твитеров (с мидбасовыми то всё понятно, для них вариантов немного) и стыковки полос кроссовером. Поэтому тут отмечу лишь общие моменты.
Если собирать систему с пассивными кроссоверами, твитеры я бы слегка развернул, чтобы они были видны под небольшим углом к слушателям. При направлении в лоб они немного «оттягивают» внимание на себя, и избавиться от этого не получалось при любых настройках кроссовера. Лёгкий разворот возвращал звучанию цельность.
Сам характер верхов достаточно лёгкий. Если посмотреть на графики, то формально на самом-самом верху начинается спад, но субъективно это не приводит к «притемнённости» звука, в информативном диапазоне звук получается даже слегка остреньким что ли.
Довольно заметно влияет на звук ФНЧ мидбасового звена. В положении переключателя 12 дБ/октава подача немного ярче, и как по мне, это вариант для случаев, когда динамики видны под достаточно большими углами или упрятаны глубоко под обивки. Если же динамики стоят более-менее открыто, положение 6 дБ/октава делает звучание более ровным. Но тут, как говорится, на вкус и цвет. Главное, что выбор есть.
КОРОТКО ПО ДЕЛУ. ДЛЯ КАКИХ ЗАДАЧ ВЫБИРАТЬ?
Акустика для тех, кому нравится Focal K2 Power, но не может себе позволить купить эту акустику. Как выяснилось, схожесть не ограничивается внешними и технологическими моментами, в характере звучания Terza переняла от неё тоже очень многое – та же напористость и перегрузочная способность. Разве что характерная жёсткость на ВЧ не так выражена – просто твитеры тут классические шёлковые, хотя звук у них тоже ни разу не мутный и для шёлка, может, даже немного яркий. Так что это не копия, не «реплика», не попытка «сделать так же, но дешевле». Terza K2 – вполне самобытная модель, просто K2 Power – слишком удобная «точка отсчёта», чтобы описать её характер и провести кое-какие технические параллели.
Преимущества:
- Высокая перегрузочная способность
- Способность работать в корпусах
- Высокая чувствительность
- Напористое, «скорострельное» звучание
- Подключение классическое или биампингом
- Точный артикулированный бас и способность забираться вниз
Недостатки:
- Любителям жирного и тягучего баса Terza K2 покажется сухой