Тест головного устройства ACV AD-9005 со встроенным аудиопроцессором на чипе Asahi Kasei

Аудиопроцессор в этой модели выполнен на чипе AKM7604 от Asahi Kasei – он сегодня встречается во многих девайсах, хорошо показывает себя по звуку, но каждый раз результат зависит от конкретной его реализации. Как с этим обстоят дела у платформы, взятой за основу аппарата от ACV, – это и стало предметом внимания.

Ну и сразу для понимания о ценовой категории. ACV выпустили сразу три «родственных» модели. Конкретно ACV AD-9005 является верхней в этой троице, и на момент теста стоит 21690 рублей. Но если что, есть более доступные ACV AD-9004 (16990 рублей) и ACV AD-9003 (9990 рублей) – у них базовое «железо» попроще.

1.jpg

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВ, НАЧИНКА

Итак, поехали. Аппарат выполнен в формате стандартной «трапеции» с 9-дюймовым экраном (кстати, с весьма приличной IPS-матрицей) и так называемым 2,5D-стеклом (т. е. с закруглёнными краями).

Корпус экрана – пластиковый, но тыльная центральная часть – металлическая, выполняет роль радиатора. Охлаждение пассивное, дополнительного кулера не предусмотрено (место под него, правда, есть).

2.jpg

Глубина корпуса, если считать от плоскости экрана, чуть меньше 5 см, а если вместе с антенной Wi-Fi – около 7 см.

3.jpg

Модуль Wi-Fi работает в двух диапазонах – не только 2,4 ГГц, но и 5 ГГц. В машине можно раздавать Интернет со смартфона или, если вставить SIM-карту, ГУ само может стать точкой доступа.

4.jpg

В комплекте идут антенны GPS и 3G/4G.

5.jpg

Держатель SIM-карты вынесен на «хвосте». На мой взгляд, это удобнее встроенного в корпус (скажем, приехали на дачу и в два счёта переставили симку из машины в модем для ноутбука).

6.jpg

Идём дальше. Три слота USB, причём заявлена поддержка OTG-подключения (в некоторых аппаратах эта возможность заблокирована).

То есть, если у вас процессор имеет вход USB Audio (скажем, у MadBit он уже в базе, а в Helix или Resolut, к примеру, реализуется через опциональные модули), то можно использовать ACV AD-9005 в качестве приличного аудио источника.

Разве что придётся озаботиться программным плеером, который умеет «выгонять» аудиопоток на USB: это FiiO Music, USB Audio Player, Neutron, HF Player и т. п. – вариантов не то чтобы много, но выбор есть. К тому же часть из них поддерживает стриминговые сервисы.

7.jpg

По остальным подключениям. Имеем 2 входа для видеокамер, причём можно использовать камеры AHD. Плюс композитные видеовходы, связанные с AUX.

Есть вход для внешнего микрофона (для работы Hands Free), но сам микрофон придётся докупить отдельно.

Обнаружились провода RX и TX для подключения к CAN-шине и для подключения системы TPMS, но подробностей на их счёт описание не даёт. Ну и выходы для обычных резистивных кнопок на руле тоже имеются.

8.jpg

Линейных выходов – три пары.

9.jpg

Теперь к начинке. Конкретно в данной модели имеем 64 ГБ встроенной памяти и 4 ГБ оперативки DDR3. Процессор – 8-ядерный MediaTek Helio A25 (архитектура Cortex A53).

10.jpg
11.jpg

А вот, собственно, что и заставило обратить внимание на эту модель – звуковой процессор Asahi Kasei AK7604. Построен на ядре хорошо известного AK7738 – на нём строятся многие премиальные ГУ (скажем, топовые Kenwood). Всё, что доводилось встречать на этих чипах, особых вопросов не вызывало – обработка сигнала довольно «бережная». АЦП и ЦАП встроены в него же.

12.jpg

Микросхема усилителя – TDA7388, тут без лишнего фанатизма, но и без сомнительных аналогов.

13.jpg

ОСОБЕННОСТИ ОБОЛОЧКИ

Включаю аппарат. Долго останавливаться на предустановленном лаунчере не стану, просто приведу несколько фото для понимания.

14.jpg

Тем более, при желании можно поменять лаунчер или, если уж приспичит, и вовсе свой поставить. Вот, к примеру, парочка, вытащенная из недр системы в этом аппарате:

15.jpg
16.jpg

Сервисы Google работают полноценно, не урезаны, из Play Market можно установить любое приложение. Отмечу как достоинство – кроме базового минимума предустановлен Яндекс.Навигатор.

17.jpg

При запущенной навигации можно разделить экран и, например, на одной половине следить за маршрутом, а на второй – запускать что-то ещё.

18.jpg

А вот фича с малоговорящим названием ZLink5 на деле оказалась принципиальной. Описание не афиширует её, но вообще это CarPlay и Android Auto. Насчёт CarPlay не скажу (не являюсь владельцем iPhone), но Android Auto поддерживается даже беспроводной (если Wi-Fi не задействован как-то иначе).

19.jpg

КАКИЕ СИСТЕМЫ ПОЗВОЛЯЕТ ПОСТРОИТЬ ПРОЦЕССОР

Итак, захожу в звуковые настройки. Тип системы задаётся в окне настройки кроссовера. Предлагается три варианта, в каждом из них назначения выходов жёстко зафиксированы:

  • Система 5.1 (Фронт / Тыл / Саб)
  • 2-Way (Поканальный 2-полосный фронт / Саб)
  • 3-Way (Поканальный 3-полосный фронт)

20.jpg
21.jpg

Каждый раз при смене системы все фильтры встают в исходные значения по умолчанию. Частоты настройки ФВЧ и ФНЧ можно задавать в заданных пределах с точностью до 1 Гц (в некоторых аппаратах – выбор только из фиксированного списка частот).

22.jpg

Вот тут сразу отмечу, эта информация актуальна для текущей версии прошивки. Как рассказали в компании, сейчас готовится прошивка с чуть более широкими пределами настройки фильтров. Ну а пока они выглядят следующим образом:

Система 5.1, срезы:

  • Сабвуфер, сверху – от 20 до 160 Гц, крутизна до 48 дБ/октава
  • Фронт, снизу – от 20 Гц до 20 кГц, крутизна до 48 дБ/октава
  • Фронт, сверху – от 20 Гц до 20 кГц, крутизна до 48 дБ/октава
  • Тыл, снизу – от 20 Гц до 20 кГц, крутизна до 48 дБ/октава
  • Тыл, сверху – от 20 Гц до 20 кГц, крутизна до 48 дБ/октава

Система 2-Way, срезы:

  • Сабвуфер, сверху – от 20 до 160 Гц, крутизна до 48 дБ/октава
  • Мидбас, снизу – от 63 Гц до 5 кГц, крутизна до 48 дБ/октава
  • Мидбас, сверху – от 63 Гц до 5 кГц, крутизна до 48 дБ/октава
  • Твитеры, снизу – от 5 до 20 кГц, крутизна до 48 дБ/октава
  • Твитеры, сверху – от 5 до 20 кГц, крутизна до 48 дБ/октава

Система 3-Way, срезы:

  • НЧ-динамики, снизу – от 63 до 630 Гц, крутизна до 48 дБ/октава
  • НЧ-динамики, сверху – от 63 до 630 Гц, крутизна до 48 дБ/октава
  • СЧ-динамики, снизу – от 630 Гц до 6,3 кГц, крутизна до 48 дБ/октава
  • СЧ-динамики, сверху – от 630 Гц до 6,3 кГц, крутизна до 48 дБ/октава
  • Твитеры, снизу – от 5 до 20 кГц, крутизна до 48 дБ/октава
  • Твитеры, сверху – от 5 до 20 кГц, крутизна до 48 дБ/октава

Ещё раз напомню, это актуально для текущей прошивки, в последующих может быть немного иначе. А пока что есть несколько моментов, к которым можно придраться. Но они, в принципе, легко обходятся, поэтому держите лайфхаки:

Во-первых, при настройке частоты стрелочками нет «ускоренного» листания, т. е. одно нажатие – один шаг в 1 Гц. Поэтому не тыкайте в них, а сразу вводите нужное значение частоты вручную.

Во-вторых, в системах 2-Way и 3-Way хотелось бы видеть более широкие диапазоны настройки. Для «эстрадников» они достаточны, но, например, в SQ-системах твитеры иногда можно резать и ниже 5 кГц. Да и стык с сабом иногда не грех опустить ниже 63 Гц.

Но обратите внимание, при выборе системы 5.1 пределов регулировок достаточно, чтобы легко и вообще на каких угодно частотах разрулить 2-полоску с сабом. Поэтому в большинстве случаев можно выбрать именно этот вариант.

Третий нюанс. Если отключить в настройках все фильтры, то каналы 1/2 и 3/4, как и полагается, становятся широкополосными, а вот в сабвуферных каналах сигнал ограничен сверху. Так что в системах 5.1 и 2-Way эти каналы действительно сабовые, а вот в режиме 3-Way (когда они «переквалифицируются» в мидбасовые), настраивать ФНЧ есть смысл не выше 160 Гц.

23.jpg

Ну и сходу проверяю корректность работы самих фильтров. Для примера вот вам 2-полосная система с разделом полос на 80 Гц и 4 кГц (с крутизной 12 и 24 дБ/октава):

24.jpg
25.jpg

РАБОТА ЭКВАЛАЙЗЕРА

Эквалайзер здесь 16-полосный, его можно использовать в простом графическом режиме или же как параметрический (менять ширину отдельных полос регулирования параметром Q, а если нужно, то и центральные частоты полос).

26.jpg

Проверил. Для примера выкрутил 300 Гц в плюс, а 3 кГц – в минус. Вот так можно менять ширину полос регулирования, просто меняя параметр Q от 0,7 (самая широкая полоса) до 8 (самая узкая полоса):

27.jpg

В памяти можно сохранить до 3 собственных настроек или (для ленивых) выбрать из нескольких предустановленных вариантов эквализации.

ПРОВЕРКА РАБОТЫ ЗАДЕРЖЕК

Задержки отображаются сразу в миллисекундах и в сантиметрах (расстояние, на которое «отодвигаются» динамики). Минимальный шаг – 0,02 мс (эквивалентно расстоянию 0,68 см). Максимум можно «отодвинуть» на 14 мс (что-то около 4,8 метра).

28.jpg
29.jpg
30.jpg

Если задержки вам не нужны (ну мало ли, в той же «эстраде» не все их используют), можно переключиться в упрощённый режим с балансом и фейдером. Все выставленные ранее значения при этом обнуляются.

31.jpg

ПРОВЕРКА РАБОТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ НАСТРОЕК

В пункте «Усиление басов» есть дополнительный басовый эквалайзер, не связанный с основным. Просто выбираете центральную частоту (правда, в этот раз только из фиксированных вариантов 54, 68, 86, 108, 134, 172 или 214 Гц) и степень усиления.

32.jpg

Работает вроде корректно, задал несколько значений, проверил:

33.jpg

И здесь же – переключатель, активирующий функцию тонкомпенсации (забавное, кстати, сокращение получилось – «Тон-сация»). Кто не в курсе – это лёгкая корректировка АЧХ, чтобы на небольшой громкости не терять в разборчивости звучания на НЧ и ВЧ. Ну или тот же Loudness, если хотите.

34.jpg

Вообще-то тонкомпенсация должна зависеть от громкости (на малых уровнях – максимальная коррекция, а на высокой громкости АЧХ должна выравниваться). А тут – просто фиксированный подъём на НЧ и ВЧ, не зависящий от громкости. Так что если захотите «поддать жару», функцию лучше выключать вручную.

УРОВНИ СИГНАЛА НА ЛИНЕЙНЫХ ВЫХОДАХ

Запускаю с флешки трек с синусом 1 кГц с уровнем 0 дБ (максимальный «цифровой»), постепенно прибавляю громкость.

Намёки на ограничение сигнала не начинаются даже при максимуме громкости в 40 единиц – запишем в плюсы (само собой, если эквалайзер и прочие обработки выключены). На выходе при этом имеем сигнал с максимальной амплитудой около 5,7 Вольт (это 4 Вольт среднеквадратическое, т. е. RMS, Root Mean Square). Короче, честные 4-вольтовые выходы.

35.jpg

Кстати, если этого будет мало, можно задействовать вход AUX – он принимает сигнал без перегруза с амплитудой до 4 Вольт (2,8 В RMS), и на линейных выходах сигнал при этом «разгоняется» аж до амплитуды 8,4 В (это чуть меньше 6 В RMS).

36.jpg

КОРОТКО ПО ДЕЛУ. В КАКИХ СЛУЧАЯХ ВЫБИРАТЬ

В своей ценовой категории ACV AD-9005 показал себя достойно, и если сравнивать с имеющимися на рынке одноклассниками, то по соотношению цена/возможности аппарат выгодный.

Приживётся в системах среднего уровня – когда обычного ГУ уже мало, но хочется сэкономить и обойтись без отдельного процессора или «процеуся». Звуковая часть позволяет спокойно построить систему «на всём своём» (хотя поддержка OTG и провоцирует использовать что-то внешнее с USB Audio).

В текущей прошивке можно придраться к пределам настройки фильтров в некоторых режимах, но компания уже готовит корректировки, так что на этом можно не зацикливаться. Тем более, что сам аудиопроцессор (а именно на него сегодня было основное внимание) работает корректно – реальные характеристики не промахиваются мимо выставленных значений, со звуком обращается бережно. В общем, на аппарат можно смело рассчитывать: всё базово необходимое он умеет.

Преимущества:

  • Качественная IPS-матрица
  • Двухдиапазонный Wi-Fi (2,4 и 5 ГГц)
  • Встроенный модем 4G с выносным слотом SIM-карты
  • Полноценный, не урезанный Play Market
  • Поддержка Android Auto и CarPlay
  • USB можно использовать как выход USB Audio

Недостатки:

  • В комплекте нет внешнего микрофона
  • В текущей прошивке пока есть вопросы к пределам настройки фильтров
  • Заметный нагрев корпуса (как, впрочем, и у всех подобных аппаратов)

Источник: Журнал "CarMus"