Тест 4-канального усилителя Five LM-4.100

Изначально бренд создавался для американских торговых площадок, и это многое объясняет. Но нестабильность в мире заставила отказаться от этой идеи, так что Five начал продаваться у нас.

Позиционирование бренда – «качественный бюджет». На текущий момент в ассортименте – головные устройства, недорогая акустика, усилители и пока что один компактный «подседельный» саб (ещё комплекты для подключения, но их в расчёт уж не беру).

1.jpg

По головным устройствам и акустике делать отчётов не вижу необходимости: они без лишних затей. А вот к остальному интерес есть. Начну с усилителей. Всего в линейке четыре модели – два 2-канальника и два 4-канальника: Five LM-2.80, LM-2.100, LM-4.80 и LM-4.100.

Все они построены на единой базе, так что не стану распыляться, разберу только один из них – в данном случае это будет 4-канальник Five LM-4.100.

2.jpg

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО. КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Усилитель не относится к компактным, но габариты умеренные – 35 х 19 х 6 см, это чуть длиннее и немного уже, чем стандартный лист А4.

Корпус ощетинился частыми рёбрами, так что имеет приличную площадь охлаждения. И это сработало в плюс – усилитель действительно охлаждается очень эффективно и при работе остаётся лишь едва тёплым.

Терминалы подключения «силы» и «акустики» – под клеммы-вилочки, так что не забудьте прикупить. В питании стоят предохранители общим номиналом 60 Ампер. Для подключения питания самым рациональным, пожалуй, будет кабель калибром 4 Ga.

3.jpg

Фильтры в обеих парах каналов одинаковые: можно либо подрезать сигнал снизу (HPF), выставив частоту среза от 30 Гц до 8 кГц, либо ограничить сверху (LPF), выбрав частоту от 30 до 300 Гц.

4.jpg

Так что вырисовывается применение усилителя: либо эстрадный фронт поканально (СЧ – к одной паре каналов, ВЧ – к другой), либо фронт + тыл, либо фронт + саб мостом. В последнем случае пригодится пульт, который регулирует уровни в каналах 3/4 – будет рулить уровнем саба.

5.jpg

Немного начинки. Имеем традиционный класс АВ, построенный по проверенным и отработанным принципам.

6.jpg

Блок питания – двойной.

7.jpg

Никакого новомодного SMD – только традиционный «полноразмерный» дискрет. Во входной части замечены операционники TL084 и JRC4558. Разве что потенциометры немного простоваты, хотя при обычной нормальной эксплуатации должны прослужить достаточно долго.

8.jpg

Для интереса снял прижимную планку с выходных транзисторов – в Five использована распространённая комплементарная пара биполяров 2SB817 и 2SD1047. Из первого, что вспомнилось, где такие используются, – Helix D-Four.

9.jpg

Глубоко в схемные решения не лез, но по некоторым признакам тут реализована так называемая активная защита – если сильно упрощённо, она постоянно держит транзисторы в зоне безопасной работы в зависимости от нагрузки. Такие усилители часто не имеют большого запаса по току (к примеру, не дают заметного прироста мощности при переходе с 4 на 2 Ом), но не из-за слабости блока питания, а именно в силу самих схемных решений. Зато хорошо работают на обычную нагрузку, да и вообще отличаются приличной надёжностью.

ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И ХАРАКТЕРИСТИК

Начну с простого – с фильтров. К ФВЧ (HPF) больших вопросов нет – как заявлено, так и работает. А вот при настройке ФНЧ (LPF) лучше учесть, что во второй половине хода регулировка становится слишком чувствительной.

Т.е., если нужно, например, избавить фронтальную или тыловую акустику от перегрузки слишком глубоким «сабвуферным» инфрабасом, нужное положение регулятора ищите в первой половине хода.

А если решите подключить к этим каналам громкие твитеры эстрадных систем, просто выкручивайте частоту HPF на максимум, не запариваясь с поиском точного положения.

10.jpg

В обеих парах каналов имеется по переключателю Bass Boost с двумя положениями «+6 дБ» и «+12 дБ». По факту они «поддают жару» даже больше, будьте поаккуратней.

11.jpg

Теперь к анализу усилительной части. Тут, признаюсь, получилось неожиданно. Чаще всего недорогие усилители, которые позиционируются как АВ класс, на деле загоняются в жёсткий класс В, и на выходе даже при малом полезном сигнале появляется множество гармоник – спектры становятся похожими на расчёску. А тут – вполне сносно, без каких-то крайностей, у иных более дорогих усилителей бывает попроще.

12.jpg

Ну и, соответственно, интермодуляционные искажения (при подаче не одной частоты, а нескольких частот) не такие злючие. Для бюджетного усилителя, я бы сказал, очень даже хорошо.

13.jpg

Стандарты обычно требуют измерения искажений лишь на одной частоте, но это не даёт общего представления о работе усилителя. Так что измеряю уровень искажений во всём спектре. При работе на 4 Ом придраться особо не к чему – лёгкое повышение КГИ на самых нижних и самых верхних частотах, но в любом случае не больше нескольких сотых долей процента.

14.jpg

На 2-омную нагрузку искажений количественно больше, хотя, по большому счёту, качественно их характер сильно не меняется.

15.jpg

Многие усилители (на самом деле почти все, исключения бывают ооочень редко) смещают выходной сигнал по фазе, причём многие к верхней границе 20 кГц чуть ли не на 180 градусов его выворачивают относительно остального частотного диапазона. Five в этом смысле тоже неидеален, но и особо не хулиганит.

16.jpg

А теперь – каковы искажения при разной выходной мощности. Проверяется, традиционно, на частоте 1 кГц. Нагружены все 4 канала.

17.jpg

Как видите, лишь небольшое повышение КГИ на малом сигнале (это нормально для АВ-класса) и при увеличении выходного сигнала. В самом же рабочем диапазоне выходных мощностей в несколько единиц Ватт (работа на обычной и даже слегка повышенной громкости) уровень искажений минимален.

Из этого же графика можно проследить, при какой мощности начинается ограничение сигнала. В принципе, до заявленных 100 и 150 Вт (на 4 и 2 Ом соответственно) усилитель дотягивает, хоть и без особого запаса. Но это, напомню, при нагрузке всех 4 каналов, т. е. при самых строгих условиях измерений. В формальных циферках снятые параметры усилителя выглядят так:

Мощностные параметры Five LM-4.100 (измерение на 1 кГц):

  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 84 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 102 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,06%
  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=2%) – 131 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 157 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,3%

ПРОБА В ДЕЛЕ. ЧТО ПО ЗВУКУ?

На прослушивании, буду откровенен, усилитель даже удивил (с учётом своей невысокой цены). Он как будто «растворился» в тестовом тракте. И это при том, что формально на время прослушивания он был, получается, самым слабым его звеном. По факту – никакого ощущения «зажатости» или «мыла» или, напротив, утомительной жёсткости – звучит довольно живо и естественно, справляясь практически всеми музыкальными жанрами.

Придирки есть, но они, по большому счёту, из области высоких материй SQ. При этом сложилось впечатление, что «узким местом» в плане звука является входная часть усилителя. Обычно представители брендов не приветствуют советы по твику, так что рискую нарваться, но в данном случае поменять операционники (а если не нужны входные фильтры, то и обойти некоторые из них), поиграться с «проходными» и конденсаторами и электролитами в питании – и усилитель раскроется очень даже неплохо. Так что тоже можно иметь ввиду.

КОРОТКО ПО ДЕЛУ. ДЛЯ КАКИХ ЗАДАЧ ВЫБИРАТЬ?

Хороший добротный бюджетник АВ класса, мне даже понравился. Звучит очень неожиданно для своей цены – легко и живенько, без выраженных окрасов звучания. Зайдёт тем, кто не сильно доверяет «этим вашим D классам». Не ультракомпактный, но и не здоровенная «плита». К термостабильности – вообще ноль вопросов.

По применимости. Можно смело выбирать как усилитель для фронтальной/тыловой акустики – это раз. Как усилитель для эстрадного фронта – это два. И в лаконичные рациональные системы с фронтальной акустикой и сабом – это три (тыл в такой системе можно оставить работать от ГУ). В последнем случае логично подобрать чувствительный саб с лёгкой подвижной системой, а не какого-нибудь дуболомного тяжеловеса.

И да, напоследок. Лично я бы рассматривал Five LM-4.100 не только в системы начального уровня, но и как «базу» под твик, когда бюджет не позволяет размахнуться, а войти в мир SQ всё же хочется.

Преимущества:

  • Корпус с большой эффективной площадью охлаждения
  • Хорошая термостабильность, греется несильно
  • Простая схемотехника с запасом надёжности
  • Красивое и нейтральное звучание

Недостатки:

  • Не слишком большой прирост мощности на 2-омную нагрузку
  • Высокоуровневые входы могли бы оказаться востребованными (для подключения к штатке – преобразователь уровня в помощь)

Источник: Журнал "CarMus"