Проехать по песку и не закопаться

Какие шины лучше на песке – дорожные, универсальные (А/Т) или матерые внедорожные (М/Т)? Не торопитесь с ответом!

Покрышки размерности 215/65 R16 взяли одного производителя – фирмы Cordiant.

Дорожные шины Cordiant Comfort 2 SUV (тип H/T, highway terrain – шоссе/пересеченка). Модель Cordiant All-Terrain относится к группе A/T – all terrain, для любых покрытий. А новинка Cordiant Off-Road 2 – это уже M/T, то есть грязь и всё такое.

1.png

При снижении давления в шинах с 2,0 бар до 1,0 у шин Cordiant All-Terrain и Cordiant Off-Road 2 сопротивление качению снижается примерно в два раза. А у Cordiant Comfort 2 SUV благодаря более эластичным боковинам – втрое!

Бурлаки на Волге

Начинаем с оценки тяги. Включаем нижний ряд в раздатке, межосевой дифференциал блокируем. Задача водителя – мягко, но уверенно тронуться с места на первой передаче.

На «хвосте» у нашей Нивы подцеплена другая машина, водитель которой жмет на педаль тормоза, после того как двигатель «буксира» выйдет на режим максимального крутящего момента. В разрез троса вставлен динамометр, определяющий величину тяги до начала пробуксовки: в этот момент шина теряет зацеп и начинает закапываться.

На каждом комплекте шин делаем несколько замеров, затем определяем среднее значение тяги. Испытания повторяем в трех состояниях шин: при стандартном давлении 2,0 бар, в приспущенном до 1,5 бар и спущенном (1,0 бар). Ниже давление снижать опасно – покрышки могут провернуться на дисках и соскочить с них.

2.png

Самый четкий отпечаток рисунка протектора шины Cordiant Off-Road 2 доказывает, что она докопалась до влажного песка - и именно за счет этого показала максимальное тяговое усилие.

При штатном давлении максимальную тягу показывают шины Cordiant Off-Road 2. Обычные дорожные шины тянут вдвое слабее, A/T примерно между ними. При исследовании отпечатков протектора становится ясно, что зубастая шина докапывается до сырого песка и лишь за счет контакта с ним имеет такую высокую тягу.

Снижение давления до полутора бар приносит весьма интересный эффект. Шина Off-Road 2 улучшает результат более чем на 10%, а шоссейная Comfort 2 – аж на 55%! Хотя на «рейтинг тяги» между шинами такое снижение давления влияния не оказывает. Разница между «зубастым» лидером и шоссейной покрышкой составляет около 50%.

Оставляем в покрышках давление 1 бар. Для шин Off-Road 2 общее улучшение составляет почти 20%, что позволяет им сохранить лидирующую позицию. Шины All-Terrain усиливают тягу на 40% относительно стандартного давления и держатся в середине. Comfort 2 SUV, хоть и остается на последнем месте, но общее улучшение составляет почти 85%. А разница в тяге между победителем и отстающей шиной – лишь 30%.

3.png

Шины Cordiant Off-Road 2 при любом давлении больше остальных цепляются своими жесткими крупными шашками за песок и в режиме тяги, и при качении.

Интересно, что в спущенном до 1 бар состоянии тяга дорожной шины больше, чем у A/T в полуспущенном, и приближается к накаченной M/T. В свою очередь, All-Terrain имеет такую же тягу, что и Off-Road 2 при штатном давлении.

Тем не менее, «злые» шины по тяговому усилию на песке во всех состояниях выигрывают у универсальных и шоссейных, как говорится, «в одни ворота». Однако победителя объявлять пока рано. Впереди замеры сопротивления качению и экспертная оценка.

4.png
5.png
6.png

Тянем-потянем…

Тест на определение сопротивления качению шин на песке не входит ни в какое сравнение с нашими традиционными замерами выбега на асфальте. Здесь мы тянем Ниву Travel с водителем (нейтраль в коробке и раздатке, центральный дифференциал разблокирован) электрической лебедкой, чтобы обеспечить равномерную тягу. Сопротивление определяем по той же схеме, что и при замерах тягового усилия – врезанным в трос динамометром. Тоже в трех вариантах давления в шинах.

Результаты получили неожиданные. При штатном давлении меньше всех сопротивляются шины A/T. Грязевые «упираются» на 30% больше. Шоссейные проигрывают универсальным всего 8%.

При пониженном давлении (1,5 бар) сопротивление шоссеек и универсаль­ных шин уравнивается, грязевые на треть «упорнее».

Снижаем давление до единицы. В таком состоянии легче всех катятся покрышки Comfort 2 SUV. All-Terrain проигрывает лишь 5% (боковины жестковаты), а сильнее всех (более чем на 25%) сопротивляются «злые» Off-Road 2. Сказываются жесткие боковины и плечи, которые отказываются распрямляться.

Царь горы

Переходим к экспертной оценке. План такой: на песке трогаемся, преодолеваем горизонтальный участок, штурмуем пологий подъем и поднимаемся на вершину песчаного холма. Процедуру для каждого комплекта повторяем при штатном давлении и при 1,0 бар.

При штатном давлении наиболее высокую оценку эксперты ставят… шоссейным шинам Cordiant Comfort 2 SUV! На них машина довольно легко трогается внатяг, не зарываясь в песок даже при повышенных оборотах. По горизонтальному участку уверенно ползет при оборотах холостого хода на третьей пониженной, однако рыскает из стороны в сторону, а маневрирует не очень охотно.

Шины A/T и M/T оценены практически одинаково. Внатяг трогаться на них тяжело, при повышенных оборотах пытаются закопаться, но машину тянут. По ровному песчаному «полю» на третьей пониженной обе шины норовят зарыться, Нива на них еле ползет. Однако более уверенную маневренность обеспечивают универсальные шины All-Terrain. Грязевым М/Т в поворотах мешает избыточный зацеп, тяги двигателя Нивы едва хватает.

Пологий подъем Нива смогла преодолеть лишь на первой пониженной, независимо от шин. При попытках набрать скорость колеса закапываются, и машина останавливается. Уклон покруче оказался непреодолимым препятствием для всех.

При давлении «единичка» троица преображается. Все обеспечивают уверенное троганье внатяг. Однако при легкой пробуксовке лучший старт у «шоссеек», они практически не зарываются. По «горизонтали» все обеспечивают машине уверенное движение на третьей пониженной при оборотах холостого хода, позволяют сносно маневрировать и даже вползти на пологий подъем на второй пониженной.

Однако на самый верх песчаной кучи Нива смогла забраться лишь на шинах Cordiant Comfort 2 SUV. Жаль, мужичок на Ниве не дождался этого момента. Да, победа по совокупности всех тестов – у обычных шоссейных покрышек!

7.png
8.png

Как проехать по песку

Сухой речной песок имеет очень низкий коэффициент сцепления – почти такой же, как на рыхлом снегу. Зацеп шин происходит лишь за счет взаимного трения песчинок.

Максимальную тягу здесь позволяют получить шины с самым «злым» протектором, в нашем случае – Cordiant Off-Road 2. Но это лишь пиковый момент, после которого покрышки очень резко срываются в пробуксовку, сдвигая «зацепом» верхний слой песка и зарываясь в него. Что приводит к снижению тяги, а, главное, к значительному увеличению сопротивления качению. То есть при малейшем добавлении газа весь пар «уходит в свисток».

9.png

Самые мягкие из сравниваемых – шоссейные шины Cordiant Comfort 2 SUV – не столько цепляются за песок, сколько уплотняют его в зоне пятна контакта. Чем больше площадь пятна контакта и равномернее давление в нем, тем выше реализуемое тяговое усилие. При достаточной величине крутящего момента и плавном движении шины мягко отталкиваются от уплотненных участков и тянут машину вперед. Особенность таких шин – плавное снижение тяги в начальный момент пробуксовки колес, что позволяет водителю понимать, насколько можно увеличить тягу, «играя» педалью акселератора.

Вот и получается, что на сыпучем песке «злой» протектор на шинах скорее вредит, чем помогает. Здесь подойдут мягкие покрышки с эластичными, легко деформируемыми боковинами и плечами.

Источник: Журнал «За рулём»