Почему водителей лишают прав за обгон «паровозиком»

Верховный суд фактически поставил точку в спорных делах по лишению прав за обгон следом за другой машиной — так называемый обгон «паровозиком». В мае 2023 года ВС поддержал решение инспектора ГИБДД и признал жалобу водителя на лишение прав за такой манёвр безосновательной.

1.png

Чтобы подобное решение вошло в постоянную практику, нужно ещё оформить постановление пленума Верховного суда, но автомобильные эксперты уже уверены, что привычный многим манёвр отныне будет считаться серьёзным нарушением. Хотя в предыдущие годы суды в таких делах часто вставали на сторону водителей и отменяли лишение, ссылаясь на отсутствие состава нарушения. Мы выяснили, что на самом деле может измениться.

Как ГИБДД трактует обгон «паровозиком»

Многие считают, что в ПДД нет прямого запрета на обгоны за кем-то ещё. Однако инспекторы ДПС подобные манёвры не одобряют и пытаются лишать водителей прав. В протоколах полицейские ссылаются на пункт 11.2 ПДД, в котором говорится, что обгон запрещён в случае, когда автомобиль впереди уже совершает обгон или объезд препятствия либо когда автомобиль, движущийся впереди по той же полосе, подал сигнал поворота налево.

Сотрудники ГИБДД также ссылаются на то, что по завершении обгона «паровозиком» автомобилист не сможет вернуться в свою полосу, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству. Водители же полагают, что такой манёвр не опаснее обычного обгона, который сопряжён с теми же рисками, однако разрешается правилами.

Протоколы на автомобилистов по таким делам составляют по пункту 4 статьи 12.15 КоАП, который предусматривает штраф 5000 рублей или лишение прав на 4–6 месяцев. Повторный проступок грозит лишением уже на год.

Почему водители не согласны с нарушениями

По словам эксперта центра Probok.net Александра Шумского, формулировки в ПДД менялись в 2010 году, когда обгоном стал считаться только манёвр, связанный с выездом на встречную полосу. Кроме того, новая редакция запретила обгонять транспортное средство, которое выполняет объезд препятствия.

А ещё в 2010-м водителям прямо запретили обгонять, если такой же манёвр начала следующая впереди или сзади машина, а также если обгон создаст помехи обгоняемым. Эти требования существовали и раньше, но не в виде прямого запрета — водитель лишь должен был убедиться, что эти условия выполняются. Такие, вроде бы малозначительные правки позволили инспекторам трактовать массовые обгоны как нарушения правил выезда на встречную полосу.

Шумский уверен, что водители, получившие права до 2010 года, о нововведениях не знают и попадаются, хотя ничего опасного не делают. «Раньше, в 1990-е и 2000-е, “паровозик” был нормой. Никто не вводил такой запрет. Потом запрет размыто прописали в ПДД. Но только в последние несколько лет за это начали лишать прав. Да, “паровозик” имеет больше риска, чем обычный обгон. Но если правильно обгонять и видимость хорошая (спуск или подъём на несколько километров), сделать это можно. Нет никакой статистики по опасности именно такого обгона. Мы не можем запретить то, что лишь теоретически опасно», — поясняет Шумский.

Одно из громких дел по такому вопросу рассматривалось Верховным судом в 2019 году. Тогда судья не дал конкретного определения по вопросу обгона, зато лишение прав водителю отменили. Но 18 мая 2023 года ВС принял обратное решение и фактически подтвердил запрет манёвра.

«Следующая инстанция — пленум ВС. Но вряд ли он отменит это решение, так как судья, вынесший его, широко известен своими делами и знаниями по автомобильной тематике. Считаю, что если уж запрещать обгон “паровозиком”, то надо чётко прописать это в ПДД, чтобы было понятно, что это именно обгон одной машины следом за другой. Сейчас формулировка составлена непонятным языком», — уверен автоэксперт.

Что говорит юридическая практика

Как пояснил в беседе с Журналом Авто.ру ведущий юрисконсульт Европейской юридической службы Орест Мацала, обгон «паровозиком» был запрещён всегда и в последнем решении Верховного суда нет ничего необычного. Ссылается юрист на всё тот же пункт 11.2 ПДД.

«Достаточно много прецедентов, свидетельствующих, что квалификация данного нарушения должна быть именно по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Например, решение Калужского районного суда в апреле 2021 года, решение Октябрьского районного суда города Пензы от ноября 2022 года. Такое же решение по "паровозику" было у Перовского районного суда Москвы в феврале 2023 года, но уже про случай, когда водитель выехал на встречку перед не завершившим обгон другим автомобилем. Таких решений много. В том числе постановление ВС в мае», — объясняет Мацала.

У водителей есть шанс убедить инспектора, что в таком манёвре нет нарушения, но для этого нужно найти решение Верховного суда по аналогичному делу с той же статьёй в пользу автомобилиста. Никто не препятствует демонстрировать это решение в общении с инспектором, однако последний может занять жёсткую позицию и всё равно составит административный материал.

«Не соглашусь с утверждением, что формулировка в ПДД размыта. Там всё ясно и однозначно. Водителю запрещается выполнять обгон в случае, если транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия. Это, собственно, и есть обгон "паровозиком"», — пояснил юрист.

Во избежание неприятностей и судебных издержек правозащитник советует автомобилистам внимательно относиться к манёвру обгона и не совершать его в паре с другим автомобилем, а просто дождаться своей очереди.

Кстати, на тему обгона «паровозиком» в конце июня обратили внимание даже депутаты Госдумы. Группа законодателей отправила в ГИБДД письмо с просьбой не наказывать водителей за такие манёвры. Ответ от ведомства пока не поступил.

Источник: Журнал "Auto.ru"