Не только щуп: как правильно проверять уровень масла

Проверка уровня масла – самая простая операция, с которой справится даже восемнадцатилетняя выпускница филологического университета. Но и тут иногда возможны ошибки. Они обычно некритические, но лучше их не допускать. Давайте сегодня вспомним, как проверить уровень масла правильно и на что ещё желательно обратить внимание при выполнении этой несложной, но важной работы.

1.png

По инструкции

Наверняка слышали шутку о том, что, мол, раньше в инструкции по эксплуатации автомобиля рассказывали, как регулировать тепловые зазоры клапанов, а сейчас в ней предупреждают, что нельзя пить антифриз. Отчасти так оно и есть – производители пытаются переложить всё обслуживание автомобиля на плечи своих дилеров. Но хотя бы один абзац о проверке уровня масла есть и сейчас – справится с ней любой, а проводить её желательно регулярно. Правда, абзац этот обычно коротенький, и максимум, о чем в нём сказано, это о том, что машина в это время должна стоять на горизонтальной площадке, а проверка должна осуществляться после того, как масло стечёт в картер. То есть, не сразу после остановки мотора.

Насчёт горизонтальной площадки всё верно. Если машина стоит под уклоном, масло в картере хотя бы немного, но стечёт к одному из его краёв. В этом случае уровень на щупе будет занижен или завышен, то есть, не будет отражать реально существующее положение (напомню, что в большинстве моторов диапазон между отметками min и max на щупе соответствует приблизительно одному литру масла). Причём на некоторых автомобилях с мелким картером разброс окажется очень существенным. При этом у щупов, которые используются в таких моторах, есть неприятная особенность: расстояние между отметками с минимальным и максимальным значениями уровня масла у них обычно небольшое. А это значит, что отклонение масляной отметки на щупе в несколько миллиметров может означать колебание в уровне масла на две-три сотни граммов. Поэтому выбрать горизонтальную площадку действительно необходимо, это не прихоть авторов инструкции. Небольшой лайфхак: строго горизонтальные полы обычно в зданиях, то есть, они есть на закрытых паркингах больших торговых центров.

2.png

Не стоит отчаиваться, если асфальт во дворе, где обычно приходится оставлять машину, повторяет поверхность гиперболического параболоида. Если ставить машину всегда на одном и том же месте и проверять масло регулярно, точно его уровень определить, скорее всего, не выйдет, но отследить изменение получится. И если это изменение покажется тревожными, оно станет серьёзным поводом, чтобы озадачиться поиском той самой идеально горизонтальной площадки всерьёз.

Второе, о чём обычно говорят в инструкции, это необходимость проверять уровень масла на тёплом моторе, но дав ему постоять заглушенным хотя бы в течение пяти минут. Почему именно так и что будет, если проверить уровень на холодном моторе?

Требование подождать несколько минут логично и понятно: маслу требуется время, чтобы стечь в картер. Если проверить уровень сразу после того, как заглушили двигатель, можно испытать шок: его там будет совсем мало. Если попытаться с перепугу довести уровень масла до верхней отметки на щупе, его несложно будет перелить, причём существенно. И после этого излишки масла надо будет откачать или слить через фильтр. Поэтому подождать после остановки мотора, конечно же, надо. И лучше не пять минут, а все десять.

А вот с требованием проверять уровень на тёплом моторе не всё так просто. Почему бы не проверять его утром, до запуска двигателя? Очевидно, что за ночь оно точно полностью стекло в картер, а значит, проверка получится точной. На самом деле это не совсем так. Как ни странно, масло, как и любое другое вещество, при нагревании расширяется. Работает оно в приблизительно одинаковом диапазоне температур, а после остановки мотора в первые 5-10 минут сильно остыть не успевает. И замер по щупу в этом случае получается наиболее точным. Если замерить уровень масла после ночёвки машины зимой на улице при -25 градусах, может показаться, что не хватает граммов 200 масла (или 100, или 300 – зависит от его объёма в картере). И это будет неправильно, потому что если производитель прямо указывает в инструкции, что замер должен производиться на тёплом моторе, то и метки на щупе нанесены с тем условием, что масло в картере тёплое, почти горячее. Правда, если в инструкции рекомендовано проверять уровень после стоянки и до запуска мотора, то можно это сделать и с утра. Но всё же желательно убедиться, при каких условиях рекомендует делать это инструкция – замер на холодную и на горячую всегда будет давать разные результаты.

3.png

В целом, это всё, что обычно пишут в инструкциях. Но ограничиваться простым разглядыванием меток на щупе не стоит. Мы же говорили, что это увлекательный процесс, так давайте им увлечёмся.

Динамика и цвет

Не надо посыпать голову пеплом, если с ростом пробега будет заметен некоторый расход масла – это нормально. В любом моторе масло смазывает стенки цилиндров и штоки клапанов, и полностью это масло не снимут ни поршневые кольца, ни сальники клапанов. Небольшой расход масла вполне допустим. Конечно, со временем, когда кольца изнашиваются и коксуются, а сальники клапанов (маслосъёмные колпачки) дубеют, расход масла неизбежно вырастет и когда-то достигнет ненормальных масштабов. Но даже на новом двигателе угар масла неизбежен. Важно понять, насколько интенсивно он растёт.

Если он снижается равномерно за весь пробег от замены до замены, а доливать масло в этот период не приходится, поводов для паники нет. Понятно, что у нового атмосферного мотора расход должен быть минимальным и по щупу практически незаметным, но для мотора с пробегом равномерный расход граммов в 500-700 за 10 тысяч километров пробега – это ещё не приговор. Другое дело, если первые тысяч 3-5 расход был незаметен, а потом резко вырос. Это очень тревожный звоночек, но тревогу в этом случае должно вызвать не состояние мотора, а непосредственно масло. Если после определённого пробега оно стало расходоваться намного интенсивнее, чем сразу после замены, это говорит о том, что оно выработало свой ресурс. А качественное масло не должно этого делать ни за три тысячи пробега, ни за пять. Поэтому, скорее всего, в картере мотора плещется какая-то бадяга: или очень некачественное масло, или подделка. Такое масло лучше как можно быстрее заменить: оно всё равно толком не работает из-за чрезмерно быстрого истощения пакета присадок и старения базы. Одним словом, оценивать нужно не только уровень масла на щупе, но и скорость, с которой этот уровень падает.

4.png

Второй вопрос – это рост уровня масла. Такое в отношении бензиновых моторов встречается очень редко, с дизельными может происходить чаще. Обычно в этом явлении виновато топливо, которое попадает в масло. У дизеля в случае критического повышения содержания солярки в масле может начаться так называемый «разнос» – разбавленное соляркой масло становится топливом, после чего остановить работу мотора сложно. Он будет молотить бесконтрольно, пока не развалится или в нём не кончится масло с соляркой. Это и выглядит пугающе, и кончается плохо, поэтому если в дизельном моторе существенно повышается уровень масла, следует поддаться лёгкой панике.

В случае с бензиновым мотором некоторое повышение уровня масла тоже может говорить о попадании в него топлива. Это может быть связано с не очень благоприятным режимом эксплуатации, особенно зимой: если часто ездить на непрогретом автомобиле на короткие расстояния, он не успевает сжигать весь бензин, который поступает в переобогащённой в режиме прогрева смеси. Это не так опасно, но некоторые меры принять не помешает. Например, покататься по трассе на достаточно высоких оборотах или пересмотреть свой подход к прогреву двигателя до начала движения. Впрочем, со временем бензин из масла обычно испаряется.

Хуже, если в бензин попадает антифриз. Это тоже случается не так часто, но теоретически такое возможно. Так что подозрительный рост уровня масла – повод для проведения диагностики: само собой количество масла в картере увеличиваться не может, а смешивание масла с любыми посторонними жидкостями вредит мотору очень существенно.

И последнее: при проверке уровня желательно обратить внимание на цвет масла как на щупе, так и на пробке горловины. Если на пробке наличие слабого налёта конденсата ещё допустимо, то на щупе – нет. Белёсый налёт – повод съездить в сервис. Ну а заодно проверить уровень и состояние антифриза. Если он имеет нездоровый цвет, некоторые проблемы уже достигли критического уровня.

5.png

А вот темнеющее в ходе эксплуатации масло – это нормально. Конечно же, чёрным оно быть не должно, но немного менять оттенок масло вполне имеет право: оно не только охлаждает двигатель, но и моет его. И грязи не остаётся ничего другого, как оседать в масле.

* * *

По-хорошему, проверять уровень масла нужно каждый раз после или до поездки. И вполне очевидно, что никто этого не делает (кроме владельцев Subaru, которые, судя по поговорке, вычёрпывают всё масло щупом). Наверное, понять нынешних автолюбителей можно: мы привыкли не лазить в двигатель самостоятельно, да ещё и регулярно. Но всё-таки хотя бы раз в неделю проверить уровень не так уж сложно, а если делать это более-менее вдумчиво, то это будет ещё и полезно. Увы, машины чаще страдают от недостатка внимания, чем от его избытка.

Источник: Журнал "Колеса.ру"