Логотипы марок и их названия: самые интересные истории

Представить автомобиль без логотипа или названия бренда сложно. Значки и марки машин стали настолько неотъемлемым атрибутом, что без них любой автомобиль кажется неполноценным. И зачастую это не просто украшение. Логотипы автомобиля могут многое рассказать об истории и философии марки. В этой статье мы собрали самые интересные истории про имена и логотипы автомобилей.

Европейские автомобили

Alfa Romeo

1Alfa Romeo.png

Известный итальянский производитель автомобилей изначально был просто A.L.F.A. — Anonima Lombarda Fabbrica Automobili или «Публичная компания Ломбардский автомобильный завод». Вторая часть названия появилась в годы Первой мировой, когда управлять компанией стал Никола Ромео (Nicola Romeo). Красный крест на белом фоне эмблемы символизирует флаг Милана. Вторая часть — змея, пожирающая человека (на современном варианте логотипа человек уже не так заметен), — тоже элемент старинного герба города. Сложные эмблемы автомобилей, как у Alfa Romeo, сегодня встречаются нечасто.

Audi

2Audi.png

История бренда началась с Августа Хорьха, который положил начало производству премиальных автомобилей. Ещё с юношества он работал в кузнице, позже — в конструкторских бюро, а также был ведущим инженером у Карла Бенца. Но после разногласий уволился и начал строить свою фирму. Новая компания получила название Horch. Однако и её Август был вынужден оставить через несколько лет — на этот раз из-за конфликта с другими акционерами. В итоге талантливый инженер и предприниматель снова организовал производство автомобилей, но назвать его своим именем уже не мог. Чтобы дать название новой компании и машинам, он решил перевести фамилию Хорьх на латинский язык. На немецком horch значит «слушай», а по латыни это — audi.

Четыре кольца на эмблеме появились позже, в результате слияния с тремя другими производителями и образования союза Auto Union. Каждое кольцо — отдельная фирма: Horch, Audi, DKW, Wanderer. После Второй мировой войны Auto Union перестал существовать, а его преемником стала Audi. Унаследовала фирма и эмблему, но с небольшими изменениями.

BMW

3BMW.png

BMW — это аббревиатура от полного названия компании Bayerische Motoren Werke AG (то есть «Баварские моторные заводы»). С логотипом всё гораздо интереснее. Многие до сих пор уверены, что на эмблеме BMW изображён пропеллер. Такая версия могла бы иметь право на жизнь, ведь в начале XX века концерн выпускал и двигатели для самолётов (а тогда они были исключительно с пропеллерами). Однако в то время компания носила другое название: Rapp Motorenwerke.

И логотип Rapp Motorenwerke был круглым, но после трансформации в BMW дизайнеры решили добавить в него баварскую стилистику. А флаг Баварии состоит из чередующихся белых и синих ромбов. Так и появились бело-синие сектора, вписанные в окружность. Кстати, BMW — далеко не единственный пример эмблемы с символикой родного региона.

Citroёn

4Citroen.png

В 1919 году компанию Citroen учредил Андре Ситроен, назвав её своим именем. Но и логотип имеет к основателю непосредственное отношение.

Андре разработал двойные винтовые зубчатые шестерни — сначала их изготавливали из дерева, затем из стали. Позже француз получил патент на изобретение и хотел обеспечить себе максимальную известность. Поэтому и для логотипа компании он взял рисунок поверхности такой шестерни — шевроны, прозванные в народе «ёлочкой».

Fiat

5FIAT.png

FIAT — аббревиатура от Fabbrica Italiana Automobili Torino. Но с латыни слово Fiat можно перевести и как «да будет» — выражение, которое применяется исключительно в церковном обиходе.

Эмблема компании интересна тем, что после множества трансформаций сейчас на ней используется оригинальное написание букв: его вернули в 1999 году в честь 100-летия компании. Один из характерных элементов — зеркально отражённая буква А.

Ferrari

6Ferrari.png

Бренд основан Энцо Феррари, и дятельность компании всегда была связана с автомобильным производством. Изначально она выпускала детали и комплектующие для машин. И на протяжении всего своего существования фирма участвовала в автогонках. Даже сейчас команда Scuderia Ferrari — один из фаворитов Формулы-1.

История появления логотипа Ferrari связана с лётчиком Франческо Баракка — на его самолете красовался щит такой же формы. Познакомившись с родителями пилота, Энцо принял решение декорировать свои машины щитом с изображением коня. Считается, что такой значок приносит удачу. Жёлтый цвет тоже выбран неспроста: это цвет города Модены, где родился Феррари.

Lamborghini

7Lamborghini.png

Автомобильное подразделение компании запустилось в 1963 году бизнесменом Ферруччо Ламборгини. К моменту, когда первый автомобиль сошёл с конвейера, он уже много лет успешно выпускал тракторы под маркой Lamborghini. Автомобильный бренд назвали точно так же.

Официальной версии появления логотипа нет. Существует две легенды. Первая гласит, что золотой бык символизирует знак Тельца, под которым и родился Ферруччо. Вторая — Ламборгини страстно любил корриду и не пропускал ни одного выступления. У последней версии есть серьёзное обоснование: модели Diablo, Huracan, Aventador и некоторые другие были названы в честь быков, участвовавших в корридах.

Opel

8Opel.png

Opel — один из старейших немецких автопроизводителей. Основатель — Адам Опель, поэтому несложно догадаться, откуда пошло название бренда. Фирма начала свою работу с выпуска швейных машин, а после переключилась на велосипеды.

Первая эмблема в виде молнии появилась на грузовых автомобилях Opel Blitz. Молния — это дословный перевод слова blitz. Легковушки тогда декорировались значком с изображением дирижабля, который летит сквозь круг. Но руководство марки решило добиться единообразия и использовать эмблему с молнией везде. Современные веяния внесли свои коррективы: теперь эмблема стала плоской и одноцветной.

Peugeot

9Peugeot.png

Лев впервые появился на эмблеме предприятия Peugeot Frères. Правда, компания выпускала не автомобили, а ручные инструменты, механизмы для часов, мельницы для специй и кофемолки. Официально фирменный знак в виде льва, идущего по стреле, для транспорта Peugeot стали использовать в 1905-м. Его устанавливали, например, на велосипеды. А в 1933 году лев появился и на капотах автомобилей.

За время существования Peugeot лев не раз трансформировался. Он то стоял на четырёх лапах, то на двух, то вообще изображался в виде одной лишь головы. Последняя версия появилась совсем недавно, в 2021-м — это вновь голова, только уже в минималистичном исполнении.

С названием всё просто: Peugeot — это фамилия французских предпринимателей. Автомобильное подразделение основал Арман Пежо: в 1859 году на выставке в Париже он представил первый трёхколёсный автомобиль собственного бренда на паровой тяге.

Rolls-Royce

10Rolls-Royce.png

Основатели компании, Генри Ройс и Чарльз Стюарт Роллс, своими фамилиями дали название марке. Ройс был отличным техническим специалистом и имел в собственности автомастерскую, а Роллс — опытным менеджером по продажам. В названии два слова пишутся через дефис — так создатели бренда хотели подчеркнуть равноправие и прочные партнёрские связи друг с другом.

Логотип компании прост и понятен: первые две буквы от каждой фамилии. Но есть ещё один символ, известный не меньше логотипа: скульптура «Духа экстаза». Изначально украшение автомобилей такими фигурками было сродни современному тюнингу. Но позже компания решила «узаконить» статуэтку — с 1920 года и по сей день она ставится на все машины Rolls-Royce.

11Rolls-Royce2.png

Skoda

12Skoda.png

Компания была основана в 1925 году на базе фирмы Laurin&Klement, которую создали два Вацлава — Клемент и Лаурин. Сначала они выпускали велосипеды, а позже появилась идея создать собственную машину. При этом название автомобильного подразделения — Skoda — дали в честь главного инженера фирмы Эмиля Шкоды.

Эмблемы автомобилей часто меняются со временем. Логотип Skoda долгое время не мог прижиться, было даже зарегистрировано два значка. Один — крылатая стрела с пятью перьями по кругу, которая указывает вправо. Второй — стрела с крыльями и тремя перьями. Именно она существует по сей день. Стрела символизирует скорость, крылья — свободу передвижения.

Придумал эмблему, кстати, сам Эмиль Шкода. Он путешествовал по Америке и был впечатлён головными уборами аборигенов, украшенными синими перьями.

Американские автомобили

Cadillac

13Cadillac.png

Основателем компании стал Генри Лиланд, но ни в названии, ни в логотипе это не отражено. Откуда же взялся Cadillac? Генри решил назвать свой первый автомобиль в честь Антуана де Ламот Кадильяка — основателя штата Детройт. И логотип марки тоже выполнен в стилистике фамильного герба Кадильяка. Эмблему меняли больше 30 раз: то упрощали, то добавляли символ V, чтобы подчеркнуть одну из особенностей автомобилей — V-образные двигатели.

Современный логотип тоже в двух словах не опишешь, но он относительно прост, понятен и лаконичен. Кстати, на электромобилях Cadillac используют монохромное изображение: никаких цветных секторов на нём нет.

Chevrolet

14Chevrolet.png

Основатель компании — гонщик Луи Шевроле, который после успеха на соревнованиях решил основать свою компанию и выпускать машины. Его фирма — одна из немногих, сразу стартовавших с производства автомобилей.

А вот история логотипа вас наверняка удивит. Многие уверены, что фирменный крест перекликается с изображением флага Швейцарии (у Луи были швейцарские корни). На самом деле это не что иное, как стилизация рисунка с обоев в номере отеля «Паризьен»! По крайней мере, именно такую версию сообщил сам Шевроле. Позже официальные представители Chevrolet её отрицали, посчитав несолидной. Поэтому есть и другая версия, по которой эмблема напоминает галстук-бабочку.

Ford

15Ford.png

Генри Форд — одна из ключевых фигур не только в американском, но и в мировом автомобилестроении. Поэтому компания до сих пор носит имя своего основателя.

Эмблема Ford выполнена в классическом стиле. Ещё в 1912 году это было стилизованное начертание названия бренда, вписанное в овал. Сравните с современным лого. Менялись пропорции овала, его окантовка, но по сути нынешний вариант — практически тот же (вплоть до шрифта!), с которым выпускали автомобили с конвейера в начале XX века.

Японские автомобили

Honda

16Honda.png

Бренд, появившийся в 1946 году, получил своё название в честь основателя Соичиро Хонда. Правда, тогда речь шла не о производстве автомобилей: Honda Technical Research Institute выпускала двигатели, а появившаяся чуть позже Honda Motor Company — мотоциклы. Одним из первых автомобилей бренда стал Honda T360 — пикап с двигателем объёмом меньше 0,4 литра.

Логотип примечателен тем, что существует в двух версиях. Если говорить об автомобилях — это хорошо знакомая всем стилизованная буква H. Она претерпела несколько изменений (в основном менялись толщина линий и пропорции), но в целом оставалась узнаваемой.

17Honda-2.png

А на мотоциклах эмблема всегда была другой — с крыльями. Это отсылка к греческой богине победы Нике. Предложил её сам Соичиро.

Toyota

18Toyota.png

Тут вроде бы всё понятно: компанию основал Сакити Тоёда. Правда, называлась она Toyoda Spinning & Weaving Co и занималась выпуском не автомобилей, а ткацких станков. Тогда почему Toyota?

Разгадка проста: чтобы написать Toyoda на японском, нужно было сделать 9 штрихов, а Toyota — восемь. И восьмёрка считается в Японии счастливой цифрой, сулящей процветание. Так через небольшое упрощение и появилось знакомое всем название бренда.

Эмблемы японских автомобилей часто наполнены философией. В эмблеме Toyota многие видят иголку и продетую в ушко нитку — отсылку к станкам, с которых начинал Сакити. Но, по официальной версии, это просто три овала, которые символизируют единство компании, клиента и окружающего их глобального рынка.

Mitsubishi

19Mitsubishi.png

Эмблемы автомобилей иномарок иногда влияют и на название бренда. Mitsubishi — тот случай, когда начать стоит с логотипа. Казалось бы, три ромба, сплошная заливка, и ничего сложного. Но компания японская, а значит, даже простые вещи могут нести глубокий смысл.

На самом деле эмблема появилась как результат слияния фамильного герба основателя компании Ятаро Ивасаки и герба клана Тоса, представители которого приняли Ятаро на работу ещё подростком. Позже он возьмёт у Тоса пароходы в аренду и займётся собственным бизнесом.

Так появились три бриллианта: mitsu (то есть «три») и ishi (читается как bishi, это водяной орех с листьями, напоминающими ромбы). Сейчас представители концерна отмечают, что логотипы машин Mitsubishi характеризуют три основных принципа бизнеса: ответственность, честность, открытость к сотрудничеству.

Корейские автомобили

Hyundai

20Hyundai.png

Как быть, если хочется сделать максимально простой логотип, но буква H уже используется в логотипах автомобилей конкурентов? Придумать альтернативный вариант дизайна. У Hyundai первая буква в эмблеме наклонена, чтобы не напоминать о Honda. К тому же в её начертании основатели видели двух людей, пожимающих друг другу руки. По одной из версий, это представитель компании и владелец автомобиля — так хотели подчеркнуть клиентоориентированность.

А что с названием? В переводе с корейского 현대 (現代) (Hyundai) — это «современность». Кстати, в русской транслитерации слово звучит как «Хёндэ», а не «Хюндай» и прочие варианты.

Kia

21Kia.png

Иногда имена брендов образуются искусственным путём. Например, Kia изначально носила название Kyungsung Precision Industry и выпускала велосипеды. Лишь в 1952 году компании дали упрощённое название Kia Industries. Kia в вольном переводе с корейского означает «выйти из Азии на весь мир». Бизнес у компании шёл неплохо, и планы на экспансию точно были.

Современный логотип компании максимально бесхитростный: стилизованное название бренда. Правда, не все оценили последний редизайн — стремление корейцев к максимальной простоте привело к тому, что многие не могут прочитать название марки правильно, видя его как «КИ».

Китайские автомобили

Chery

22Chery.png

Сравнительно молодая автомобильная марка появилась в 1997 году по решению властей города Уху. Название не имеет ничего общего с вишней (по-английски cherry), хотя звучит похоже. На самом деле имя Chery — транскрипция китайского слова Qirui, которое переводится как «особо одарённый» или «очень удачливый».

Изначально Chery называлась САС (Chery Automobile Company) и несла на логотипе три эти буквы: два полукруга в виде С и А посередине. Со временем эмблема трансформировалась в А (больше похожую на русскую «Л») в овале. По словам представителей компании, цвет эмблемы машины также имеет значение. Серебро указывает на инновации, нововведение и постоянное развитие.

Great Wall

23Great Wall.png

Со страной происхождения автомобилей «Великая стена» сложно ошибиться. В Китае государственные символы имеют большое значение, поэтому неудивительно, что компания выбрала именно такое название. Если быть точнее, изначально оно было более длинным: Baoding Great Wall Automobile Company.

Значок также непосредственно связан с Великой Китайской стеной: на нём изображена сторожевая башня в окружности или овале — символе единения. Сначала башня была «контурной», в современной версии она похожа скорее на зубец.

Источник: Журнал "Auto.ru"