Как завести мотор, если АКБ еле дышит?

Вспоминаем все основные способы и несколько нестандартных. Например, вы знали, что «прикурить» севший аккумулятор можно даже от шуруповерта?

1.png

Что ж, включаем фантазию. Заодно вспоминаем, что обычно исправному бензиновому двигателю для пуска достаточно всего 100 об/мин. При низких температурах — желательно побольше. А дизель требует вначале нагрева свечей накаливания до высоких температур, и только затем достаточно быстрого проворачивания коленчатого вала. Свечам накаливания нужно немало электроэнергии, поэтому требования к аккумуляторным батареям дизелей намного выше.

2.png

Так пускали не только легковушки, но и солидные грузовики типа ЗИЛ-130. Работа требовала известной сноровки, но практически всегда заканчивалась довольным урчанием ожившего мотора.

Прикуриваем

Смысл простой: к выводам штатной батареи надо подсоединить другую. В былые времена такую помощь водители оказывали друг другу без раздумий, да и подходящие толстые провода лежали в каждой второй машине.

Сегодня найти автомобиль-донор непросто: многие владельцы не без оснований опасаются выхода из строя штатной электроники. Да и провода мало у кого есть. Однако способ в этом не виноват: он вполне работоспособен. Главное требование безопасности — в момент пуска зажигание на доноре должно быть выключено.

Оптимисты утверждают, что в подобных случаях можно вызвать такси и прикурить от приехавшей машины. Ну, не знаем, обрадуется ли такому предложению таксист. Впрочем, во многих местах подобную услугу оказывают специально обученные сервисмены.

Бустер

Новомодный способ — воспользоваться бустером. Запасной батареи ни у кого точно нет, а вот небольшой бустер вполне может лежать где-то в перчаточно-вещевом ящике.

3.png

Малогабаритная «коробочка с электричеством» может запасать в себе энергию, достаточную для нескольких пусков двигателя. Нужно лишь, чтобы она была заряжена.

Теоретически бустер может подзаряжаться даже от подсевшей АКБ, но это уже приключение: то ли зарядится, то ли нет. Кроме того, от замерзшего на морозе бустера толку не будет: его перед использованием необходимо отогреть.

А еще существуют бустеры с конденсаторами. Такие, при качественном исполнении, дают хорошие результаты. Высосав остатки электричества из штатной батареи, они обеспечивают хороший выброс энергии в течение короткого времени, достаточный для пуска исправного мотора.

Зарядные и пускозарядные устройства

Если рядом с местом стоянки автомобиля доступна розетка 220 В, то можно воспользоваться пускозарядным устройством. Бытовые пускозарядки дают ток около 100 А, и после нескольких минут «подкачки» штатной АКБ обеспечивают надежный пуск.

4.png

Почти все продаваемые нынче пусковые провода на деле никуда не годятся: сечение крошечное, крокодилы-зажимы непродуманные. Самодельный набор на базе солидного провода оказывается лучше покупного.

Если столь мощного устройства нет, то придется довольствоваться обычным зарядником с током 6–10 А. С таким помощником поездку придется отложить на значительное, вплоть до 10 часов, время. Но его можно сильно сократить, если…

Принять ванну

Реально попытаться оживить штатную батарею, сняв ее с автомобиля и поместив минут на 30–40 в тазик с горячей водой. Теплая батарея гарантированно отдаст больше энергии, чем ледяная. Этот простейший способ можно совместить с подзарядкой даже слабым выпрямителем. Совместные усилия ускорят процесс.

Найти себе другую

Совет не такой и бестолковый, каким кажется на первый взгляд. Если штатная батарея уже не первой молодости, а дело происходит не в глухой тайге, то вполне можно решить проблему кардинальным образом, потратившись на новую АКБ. При удачном стечении обстоятельств эту операцию можно провернуть довольно быстро — если помогут знакомые, таксисты, сервисмены и прочие добрые люди.

Сварка и шуруповерт

Да, это своего рода хулиганские способы — но штатную батарею действительно можно быстро «взбодрить» с помощью источника питания, имеющего заметно большее напряжение. Например, аккумулятор от 18–20‑вольтового шуруповерта вполне способен создать дополнительный импульс для АКБ автомобиля, которой совсем чуть-чуть не хватает, чтобы провернуть коленвал.

5.png

На минимальных регулировках сварочный аппарат постоянного тока способен за несколько минут подзарядить аккумулятор автомобиля.

Метод Деточкина

Пустить машину с толкача? В общем, это должно сработать — было бы кому ее толкать. Но только если на машине простая механическая коробка передач, а не автомат, вариатор или робот — с ними не удастся передать вращение от колес на коленчатый вал.

В одиночку с задачей точно не справиться — если, конечно, автомобиль не стоит на пригорке. Тогда можно включить зажигание, подтолкнуть автомобиль вниз, не забыв сесть за руль, и через некоторое время включить передачу, рывком отпустив сцепление. С помощником можно попытаться разогнать машину и на ровной дороге, однако Деточкин со старшиной милиции не сумели оживить таким образом даже относительно легкий мотоцикл. А вот на буксире быстро справились с задачей.

Какую передачу включить после «нейтрали»? Обычно рекомендуют 3‑ю, но в нашей практике был случай, когда насквозь промерзшая Нива, взятая на буксир, сумела провернуть двигатель через все свои шестеренки в густом масле лишь на пятой передаче!

Как бензопилу?

Домкратим автомобиль, включаем передачу, наматываем буксирный трос на вывешенное ведущее колесо и дергаем. Так пускают маломощные лодочные моторы, садовую технику и прочие средства малой механизации. Вполне получалось подобным образом пустить старые карбюраторные двигатели с низкой степенью сжатия.

6.png

При отсутствии зарядного устройства вполне можно воспользоваться источником питания от ноутбука с напряжением 19 В. Ограничить ток позволяет галогеновая лампа, вынутая из фары — например Н4 или Н7, подключенная последовательно.

Но завести шестнадцатиклапанник К4М редакционного Ларгуса таким способом нам не удалось. Высокая степень сжатия не позволяет раскрутить коленвал до пусковых оборотов. При каждом сжатии в цилиндре колесо останавливается от недостатка тяги. Такой способ для современных автомобилей непригоден.

Звонок другу

Почти у каждого «ботаника» есть друг-технарь, у которого в хозяйстве есть и бустеры, и провода, и всё остальное. Друг, конечно же, поможет. А глядя на него, возможно, и неопытный человек обзаведется подходящим «девайсом», способным помочь ему в трудную минуту. А заодно — и опытом.

Источник: Журнал «За рулём»