Вспоминаем все основные способы и несколько нестандартных. Например, вы знали, что «прикурить» севший аккумулятор можно даже от шуруповерта?
Что ж, включаем фантазию. Заодно вспоминаем, что обычно исправному бензиновому двигателю для пуска достаточно всего 100 об/мин. При низких температурах — желательно побольше. А дизель требует вначале нагрева свечей накаливания до высоких температур, и только затем достаточно быстрого проворачивания коленчатого вала. Свечам накаливания нужно немало электроэнергии, поэтому требования к аккумуляторным батареям дизелей намного выше.
Так пускали не только легковушки, но и солидные грузовики типа ЗИЛ-130. Работа требовала известной сноровки, но практически всегда заканчивалась довольным урчанием ожившего мотора.
Прикуриваем
Смысл простой: к выводам штатной батареи надо подсоединить другую. В былые времена такую помощь водители оказывали друг другу без раздумий, да и подходящие толстые провода лежали в каждой второй машине.
Сегодня найти автомобиль-донор непросто: многие владельцы не без оснований опасаются выхода из строя штатной электроники. Да и провода мало у кого есть. Однако способ в этом не виноват: он вполне работоспособен. Главное требование безопасности — в момент пуска зажигание на доноре должно быть выключено.
Оптимисты утверждают, что в подобных случаях можно вызвать такси и прикурить от приехавшей машины. Ну, не знаем, обрадуется ли такому предложению таксист. Впрочем, во многих местах подобную услугу оказывают специально обученные сервисмены.
Бустер
Новомодный способ — воспользоваться бустером. Запасной батареи ни у кого точно нет, а вот небольшой бустер вполне может лежать где-то в перчаточно-вещевом ящике.
Малогабаритная «коробочка с электричеством» может запасать в себе энергию, достаточную для нескольких пусков двигателя. Нужно лишь, чтобы она была заряжена.
Теоретически бустер может подзаряжаться даже от подсевшей АКБ, но это уже приключение: то ли зарядится, то ли нет. Кроме того, от замерзшего на морозе бустера толку не будет: его перед использованием необходимо отогреть.
А еще существуют бустеры с конденсаторами. Такие, при качественном исполнении, дают хорошие результаты. Высосав остатки электричества из штатной батареи, они обеспечивают хороший выброс энергии в течение короткого времени, достаточный для пуска исправного мотора.
Зарядные и пускозарядные устройства
Если рядом с местом стоянки автомобиля доступна розетка 220 В, то можно воспользоваться пускозарядным устройством. Бытовые пускозарядки дают ток около 100 А, и после нескольких минут «подкачки» штатной АКБ обеспечивают надежный пуск.
Почти все продаваемые нынче пусковые провода на деле никуда не годятся: сечение крошечное, крокодилы-зажимы непродуманные. Самодельный набор на базе солидного провода оказывается лучше покупного.
Если столь мощного устройства нет, то придется довольствоваться обычным зарядником с током 6–10 А. С таким помощником поездку придется отложить на значительное, вплоть до 10 часов, время. Но его можно сильно сократить, если…
Принять ванну
Реально попытаться оживить штатную батарею, сняв ее с автомобиля и поместив минут на 30–40 в тазик с горячей водой. Теплая батарея гарантированно отдаст больше энергии, чем ледяная. Этот простейший способ можно совместить с подзарядкой даже слабым выпрямителем. Совместные усилия ускорят процесс.
Найти себе другую
Совет не такой и бестолковый, каким кажется на первый взгляд. Если штатная батарея уже не первой молодости, а дело происходит не в глухой тайге, то вполне можно решить проблему кардинальным образом, потратившись на новую АКБ. При удачном стечении обстоятельств эту операцию можно провернуть довольно быстро — если помогут знакомые, таксисты, сервисмены и прочие добрые люди.
Сварка и шуруповерт
Да, это своего рода хулиганские способы — но штатную батарею действительно можно быстро «взбодрить» с помощью источника питания, имеющего заметно большее напряжение. Например, аккумулятор от 18–20‑вольтового шуруповерта вполне способен создать дополнительный импульс для АКБ автомобиля, которой совсем чуть-чуть не хватает, чтобы провернуть коленвал.
На минимальных регулировках сварочный аппарат постоянного тока способен за несколько минут подзарядить аккумулятор автомобиля.
Метод Деточкина
Пустить машину с толкача? В общем, это должно сработать — было бы кому ее толкать. Но только если на машине простая механическая коробка передач, а не автомат, вариатор или робот — с ними не удастся передать вращение от колес на коленчатый вал.
В одиночку с задачей точно не справиться — если, конечно, автомобиль не стоит на пригорке. Тогда можно включить зажигание, подтолкнуть автомобиль вниз, не забыв сесть за руль, и через некоторое время включить передачу, рывком отпустив сцепление. С помощником можно попытаться разогнать машину и на ровной дороге, однако Деточкин со старшиной милиции не сумели оживить таким образом даже относительно легкий мотоцикл. А вот на буксире быстро справились с задачей.
Какую передачу включить после «нейтрали»? Обычно рекомендуют 3‑ю, но в нашей практике был случай, когда насквозь промерзшая Нива, взятая на буксир, сумела провернуть двигатель через все свои шестеренки в густом масле лишь на пятой передаче!
Как бензопилу?
Домкратим автомобиль, включаем передачу, наматываем буксирный трос на вывешенное ведущее колесо и дергаем. Так пускают маломощные лодочные моторы, садовую технику и прочие средства малой механизации. Вполне получалось подобным образом пустить старые карбюраторные двигатели с низкой степенью сжатия.
При отсутствии зарядного устройства вполне можно воспользоваться источником питания от ноутбука с напряжением 19 В. Ограничить ток позволяет галогеновая лампа, вынутая из фары — например Н4 или Н7, подключенная последовательно.
Но завести шестнадцатиклапанник К4М редакционного Ларгуса таким способом нам не удалось. Высокая степень сжатия не позволяет раскрутить коленвал до пусковых оборотов. При каждом сжатии в цилиндре колесо останавливается от недостатка тяги. Такой способ для современных автомобилей непригоден.
Звонок другу
Почти у каждого «ботаника» есть друг-технарь, у которого в хозяйстве есть и бустеры, и провода, и всё остальное. Друг, конечно же, поможет. А глядя на него, возможно, и неопытный человек обзаведется подходящим «девайсом», способным помочь ему в трудную минуту. А заодно — и опытом.