Замена колодок не помогла: почему тормоза остаются валкими

Важность тормозной системы для современного автомобиля трудно переоценить. От эффективности ее работы зависит не только удобство и уверенность управления транспортным средством, но и его безопасность, а зачастую здоровье и даже жизнь водителя и пассажиров. А качественная тормозная жидкость — залог безотказной работы всей системы.

1.png

В общем-то, в основе работы гидравлической системы тормозов заложен физический принцип всех жидкостей — они не сжимаются и сохраняют свой объем. Казалось бы, залей в систему воду, спирт или масло — и она будет работать. По большому счету, да, работать будет. Но в реальной эксплуатации, когда на дворе жара или мороз, плюс высокие нагрузки, к современной тормозной жидкости предъявляют еще множество требований.

Замедляя машину, тормозные колодки и диски от трения сильно нагрева­ются, заодно разогревая и саму жидкость. В активном режиме, когда часто приходится пользоваться педалью тормоза, или при движении по горному серпантину вниз жидкость может просто-напросто закипеть. Тогда в системе образуется смесь жидкости и пара — а этот коктейль уже поддается сжатию и не способен передавать нужное усилие. Происходит отказ тормозной системы. Водитель давит на педаль — она «провали­вается», и машина не тормозит.

Апогей процесса, когда «тормозуха» закипает, так и называется температурой кипения жидкости. Для современной DOT4 этот показатель должен быть не менее 230 градусов по Цельсию.

Еще один важный показатель — вязкость. Дело в том, что тормозные жидкости гигроскопичны, и, набрав избыточную влагу, в зимнее время при отрицательных температурах густеют. В этом случае педаль тормоза стоит колом, и система отказывает. В то же время чрезмерно низкая вязкость может вызвать подтекание жидкости из тормозной системы и образования пузырей воздуха, которые приводят к тем же последствиям, что и при закипании.

Обслуживанием тормозной системы не стоит пренебрегать. К тому же при работе гидравли­ческой системы ее элементы — поршни, клапаны и плунжеры — перемещаются и двигаются. Для того чтобы подвижные детали служили дольше, тормозная жидкость должна обладать еще и смазывающим эффектом. Причем в широком диапазоне температур. И даже при этом не стоит забывать об обслуживании тормозной системы при смене колодок или дисков.

2.png

При недостаточных смазывающих свойствах тормозной жидкости в механизме может появиться коррозия, что приведет к заклиниванию тормозов.

Как видите, современная тормозная жидкость (ТЖ) — это сложная смесь нескольких базовых веществ и присадок, способная работать в сложных условиях. А продолжительность ее безопасной работы характеризует температура кипения, значение которой для DOT4 должно быть не менее 230°С в так называемом «сухом», то есть изначальном, варианте. Ведь со временем тормозная жидкость впитывает влагу извне до 2–4%, снижая температуру кипения — спецы ее называют «увлажненной». Когда это снижение доходит до критической отметки, дальнейшая эксплуатация жидкости может стать опасной. Кстати, минимально допустимая точка кипения увлажненной жидкости определена ГОСТом на уровне 155°С.

Именно поэтому срок годности ТЖ ограничен 2 годами или 60 000 км пробега. На заряженных и спортивных автомобилях жидкость надо менять в два раза чаще. К тому же тормозуха обладает моющими и антикоррозионными свойствами, которые с течением времени так или иначе утрачивают свои характеристики. А просроченная жидкость постепенно окисляет и забивает тормозные шланги и магистрали, разъедает пластиковые и резиновые детали и уплотнения.

3.png

Важно также купить изначально качественный продукт, соответствующий всем современным требованиям. Чтобы сохранял свои свойства и эффективность за все время эксплуатации, был лоялен к резиновым и пластиковым изделиям, препятствовал образованию коррозии и шлаков, а также был доступен и удобен в пользовании.

Фраза «Тормоза придумали трусы» особенно нелепа в наши дни, когда скорости становятся все выше, а движение все плотнее. Кроме своевременной замены колодок и дисков не стоит забывать о том, что их приводит в действие: о тормозной жидкости. Без нее даже самые современные суппорта, диски, колодки — просто набор неработающих запчастей.

Источник: Журнал «За рулём»