Вылетел камень из-под колес автомобиля – работает ли ОСАГО, это ДТП?

Повреждение лобового стекла камнем из-под колес встречного автомобиля — вовсе не редкость в наших широтах. Имеет место некачественная дорогая, многие водители любят ездить по обочинам и активно используют это место для обгонов и объездов. Нередко камни вылетают из протектора грузовых автомобилей, которые собрали их на месте стоянки. Ситуаций может быть очень много, а для владельца поврежденного авто результат примерно понятен. Ремонтировать стекло будет сам владелец, разве что у него есть страховка КАСКО. Но на деле все не так плохо, и в этой ситуации можно найти виновного и заставить его восстановить автомобиль. Давайте по порядку разберемся в том, что делать, чтобы не допустить такой ситуации, а также для предотвращения неприятных расходов с вашей стороны. Тем более, опыт получения камнем в лобовое стекло был практически у каждого водителя. Поэтому намного лучше использовать полную информацию о том, что делать в такой ситуации.

1.jpg

Водитель не всегда может избежать столкновения с камнем от попутной или встречной машины. Но иногда можно предпринять определенные меры, чтобы снизить шансы такой ситуации. Также важно понимать, что нужно сделать после этого происшествия, чтобы минимизировать личные расходы на ремонт или замену стекла. В статье мы также обсудим, какие действия можно предпринять, чтобы недорого отремонтировать повреждения, и есть ли вообще смысл ремонта трещин на автомобильных стеклах. Часто такие сведения помогут сохранить ваш бюджет и не стать жертвой случая на дороге. Сегодня все чаще документируются ситуации, когда камень, вылетевший из-под колес другого авто, сколол краску и стекло, заставил водителя выложить несколько тысяч рублей, а порой и десятки тысяч. Стоит внимательно отнестись к информации, которая является важной для каждого автомобилиста.

Является ли такой случай ДТП?

Да. Согласно Правилам дорожного движения:

ДТП – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Водителю, лобовое стекло, фару или бампер автомобиля которого разбил или повредил такой камень, причинен материальный ущерб, поэтому данная ситуация подходит под определение термина «ДТП».

Но важно понимать, что, в основном, такое событие сотрудниками ГИБДД и судами квалифицировалось как ДТП, однако было и Постановление Верховного Суда Российской Федерации, в котором при рассмотрении административного дела суд указал, что вины водителя автомобиля, из-под колес которого вылетел камень, нет и что событие произошло по обстоятельствам, не зависящим от водителя, а также что данное событие не отвечает признакам дорожно-транспортного происшествия.

Постановление: ВС РФ от 11 марта 2021 г. №39-АД16-1.
  • Требования заявителя: Отменить акты нижестоящих судов, которыми он признан виновным в оставлении места ДТП.
  • Суд решил: Жалобу удовлетворить, так как повреждение другого автомобиля, возникшее из-за вылетевших из-под колес другой машины камней, не является ДТП.

Таким образом, точного и безапелляционного мнения по данному вопросу на данный момент нет, и каждая ситуация должна рассматриваться индивидуально.

2.jpg

Подбор стекла для замены — что нужно учитывать?

Как бы ни было неприятно об этом говорить, но основным вариантом выхода из данной ситуации является замена лобового стекла. Этот процесс стоит достаточно много денег, так как сами запчасти оказываются дорогими. На иномарках часто устанавливают стекла с защитой от бликов, жаропоглощением и другими полезными функциями. Это еще больше увеличивает стоимость потенциального ремонта. Если вы столкнулись с необходимостью менять лобовое стекло в машине, лучше придерживаться таких правил:

  • китайские недорогие стекла могут стать альтернативой, но они служат не более 2-3 лет, затем поверхность затирается, появляются различные проблемы и неприятности в виде сколов;
  • царапины на недорогих стеклах сильно мешают обзору, а внутренняя поверхность быстро начинает превращаться в зеркало и отражать внешний вид панели, не давая нормального осмотра дороги;
  • оригинальные заводские стекла самые лучшие, но их стоимость часто нецелесообразная, поэтому стоит выбирать стекла от известных производителей, таких как Saint Gobain, к примеру;
  • замену следует производить на профессиональной станции — одно неправильное движение мастера, и ваше стекло будет пропускать воду, потеть и приносить прочие неприятности в эксплуатации;
  • важно качественно подготовить место для установки стекла, использовать все рекомендуемые материалы, иначе герметичность и качество монтажа вызовут вопросы уже на первый месяц использования.

3.jpg

Поэтому устанавливать дешевые китайские стекла не следует, часто это приведет к тому, что вы просто не сможете нормально ездить на машине. Также следует помнить о важности профессионального монтажа. Обратившись в первый попавшийся гаражный сервис, вы вполне возможно получите крайне некачественные услуги от неопытных мастеров. После таких услуг установки ветрового стекла придется ехать на проверенную станцию и переплачивать снова за монтаж.

Нужно вызывать сотрудников ГИБДД или сотрудников Полиции?

В нашем случае, можно вызывать и тех и других.

  • Если оформлять произошедшее как ДТП, то вызывать придется сотрудников ГИБДД, при этом желательно, знать марку и номер авто, из-под которого вылетели посторонние предметы с дороги, а лучше иметь видеозапись данного события.
  • Если же сотрудники ГИБДД откажутся приезжать и оформлять ДТП, а такое тоже может быть, тогда можно вызвать сотрудников Полиции, чтобы те оформили документы о причинении вреда вашему автомобилю в результате ненадлежащего содержания и обслуживания дороги, на которой находился злополучный камень, щебень или гравий.

Откуда берутся камни на дорогах

4.jpg

Можно долго думать, откуда на дорожном полотне появляются камни. Большая часть из них остается после зимы, когда замерзшее дорожное полотно посыпают щебнем для устранения скольжения и заносов. Многие камешки остаются после ремонтных работ. Также много их находится на обочине. На дорогу их переносит ветер или останавливающиеся машины.

Кто виноват?

Рассмотрим три ситуации:

  1. водитель пострадавшего автомобиля не держал дистанцию;
  2. камень вылетел из-под колес автомобиля в зоне действия знака «Выброс гравия»;
  3. никаких знаков или предупреждений не было.

5.jpg

Несоблюдение дистанции

Итак, ситуация первая.

Для начала обратимся снова к ПДД. Пункт 9.10 ПДД говорит о том, что дистанцию до движущегося впереди транспортного средства необходимо держать такую, которая позволила бы избежать столкновения. При этом, нет никаких точных мер этого расстояния.

В нашем же случае столкновения между транспортными средствами не произошло, а значит водитель, в автомобиль которого попал щебень или другие предметы на дороге, не нарушил данный пункт правил, и его вины в произошедшем нет. Соответственно, виноват будет либо водитель другого автомобиля, либо организация, обслуживающая дорогу или производящая ремонтные работы на ней.

Ситуация вторая, есть знак «Выброс гравия»

Согласно Приложению 1 к ПДД:

1.18 «Выброс гравия». Участок дороги, на котором возможен выброс гравия, щебня и тому подобного из-под колес транспортных средств.

В данном случае, водители предупреждены о том, какое состояние дороги в зоне действия знака, и с учетом этого должны выбирать скорость движения. В таком случае будет виноват водитель, из-под колес которого и вылетели гравий, щебень или камень.

Третья ситуация – самая неоднозначная

При таких условиях вину водителя или организации, обслуживающей, содержащей или ремонтирующей дорогу, придется доказывать, и скорее всего в суде. Результат рассмотрения дела будет зависеть от многих факторов, которые и будут учтены судом при вынесении решения.

6.jpg

Как ремонтировать стекло? Или лучше заменить полностью?

Сегодня есть технологии ремонта автомобильных стекол. Они основаны на простых инструментах, но требуют значительного профессионализма. Иногда не удается качественно восстановить стекло после попадания камня. Глубокие сколы и большие трещины практически невозможно устранить без визуальных последствий. Оптимально ремонтируются трещины до 30 мм и сколы без серьезного повреждения слоев стекла. Процесс ремонта выглядит следующим образом:

  • мастер внимательно осматривает трещину и производит анализ оптимальных методов подготовки к ремонту в вашем случае, часто это занимает не менее 1 часа только для осмотра;
  • далее специалист выводит всю влагу из поврежденного участка, чтобы полностью исключить дальнейшие проблемы с повреждением, это позволяет гарантировать качество ремонта;
  • следующим шагом будет засверливание в тех местах, где трещина может дать дополнительный ход и распустить стекло, так мастер предотвращает рост повреждения в дальнейшем;
  • затем засверленное место заливается специальным полимерным составом, от качества которого зависит долговечность службы такой «пломбы», выравнивает поверхность и шлифует ее;
  • последний шаг — проверка выполненной работы, а также шлифовка краев трещины, чтобы они не разрывали дворники, но такой ремонт можно производить в зонах, где повреждение не мешает осмотру.

7.jpg

Крайне часто случаются ситуации, когда водитель не успевает доехать до ремонтной мастерской, трещина начинает расходиться и приносит определенные неудобства. В таком случае лучше всего заменить стекло на новое. Иногда можно отремонтировать и большие трещины, залив из специальными составами. Но такой ремонт уже происходит без гарантии, и он практически всегда недолговечен. Оптимальный вариант — замена на оригинальные детали от завода-производителя вашего автомобиля.

Покрывает ли ОСАГО ущерб в такой ситуации?

В случае, когда будет установлена вина второго водителя и его ответственность будет застрахована, то у потерпевшего будет возможность получить страховую выплату в рамках ОСАГО.

Если ответственность виновного лица не будет застрахована, тогда потерпевшему придется обращаться в суд с исковым заявление к непосредственному причинителю вреда.

Куда обращаться: в свою страховую или страховую виновника?

Согласно положениям Закона об ОСАГО, в свою страховую компанию потерпевший может обратиться в случае, если выполняются следующие условия:

  1. в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам;
  2. ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с Законом об ОСАГО.

В рассматриваемом случае, несмотря на то, что на одном автомобиле было разбито стекло или треснул бампер, т.е. вред был причинен только транспортному средству, взаимодействия (столкновения) транспортных средств не было, поэтому второе условие для ПВУ – прямого возмещения убытков страховщиком потерпевшего – не выполняется.

Таким образом, придется обращаться в страховую компанию виновника ДТП.

Правила после ремонта

После ремонта лобового стекла, чтобы не ухудшить его состояние, необходимо выполнять следующее:

  • Не включайте подогрев или обдув стекла в зимнее время. Большая разница температур снаружи и внутри негативно сказывается на состоянии отремонтированной поверхности.
  • Не посещайте мойки, где используется оборудование высокого давления. Вытирать поверхность ветрового стекла специалисты советуют вручную, без сильного нажатия на него.
  • В холодное время года прогретый автомобиль сразу оставлять на холоде не рекомендуется. Его следует охладить постепенно, к примеру, открыв окна на 1-2 минуты, чтобы разница температур в салоне и на улице стала примерно одинаковой.

С точки зрения законодательства

Федеральный закон №40, регулирующий основные законодательных принципов ОСАГО, не даёт чёткого определения обо всех возможных случаях причинения вреда различным ТС в результате дорожных происшествий с участием транспорта. Именно поэтому частный случай с вылетевшим камнем из-под колёс должен рассматриваться как причинение вреда транспортному средству потерпевшего лица из-за произошедшего ДТП.

Вопреки заблуждению, закон не содержит обязательного требования о прямом контакте ТС застрахованного лица и потерпевшего: достаточно подтверждения вины.

Не стоит забывать, что в договоре ОСАГО страхуется личная ответственность того, кто причиняет вред, а не имущество потерпевшего.

Что делать автовладельцу, чья машина была повреждена камнем?

Что делать водителю, чье авто пострадало от вылетевшего из-под колеса камня? Порядок действий зависит от того, есть ли у него полис КАСКО и предусмотрен ли договором данный риск. Если страховка есть, нужно:

  • прекратить движение;
  • включить «аварийку»;
  • выставить аварийный знак;
  • вызвать сотрудников ГИБДД;
  • сообщить о случившемся в страховую компанию.

До приезда представителей Госавтоинспекции рекомендуем внимательно перечитать условия страхового соглашения. Договором могут быть предусмотрены определенные правила поведения при наступлении страхового случая, несоблюдение которых может привести к отказу в выплате компенсации. Детальную инструкцию о последующих действиях после происшествия можно также получить у оператора горячей линии страховой компании.

В каких же случаях при попадании камня в лобовое стекло его можно отремонтировать?

8.jpg

Ответить на этот вопрос достаточно просто и легко. Так, если камень при попадании в лобовое стекло оставил скол размером не более 5 мм, то возможно, что с помощью специального оборудования и химии это стекло можно будет отремонтировать в автомастерской, которая как-раз занимается ремонтом автомобильных стекол.

Таким образом, мы теперь знаем с вами, если данное повреждение на стекле более 5 мм в диаметре, то рекомендована замена лобового стекла.

Также нет ни какого смысла ремонтировать лобовое стекло на котором образовалась трещина после попадания в него камня. К нашему с вами сожалению, остановить это распространение трещины очень и очень тяжело. К тому же никто не даст вам в дальнейшем 100% гарантию после ремонта такого стекла с трещинами.

Кроме всего прочего, ремонт лобового стекла в машине после попадания в него камня будет зависит именно от того, в какой конкретно области образовалось это повреждение. Например, если камень попал в стекло с любого из краев (в пределах 10 см от края с каждой стороны), то такое стекло рекомендовано заменить на новое.

9.jpg

В том числе, поврежденное стекло в машине необходимо заменить на новое, если оно было повреждено в поле зрения водителя. Как правило, поле зрение водителя, попадающее на часть лобового стекла, представляет собой определенную площадь равной примерно размеру бумажного листа формата А4.

Источник: Журнал "Моё авто"