Тест компонентных акустических систем Dynamic State серии Sound Line

В скромном бюджете, но с характером.

Тема доступной акустики никогда не теряет актуальности, и когда в лаборатории оказывается что-то действительно заслуживающее внимания, стараюсь сделать развёрнутый отчёт. В этот раз – «компонентка» и коаксиалы Dynamic State совсем свежей серии Sound Line, которая вышла в продажу вот только в начале этого лета. Задача – не просто выяснить возможности динамиков, но и понять, под какие запросы она подойдёт лучше всего, и с какими музыкальными предпочтениями на неё стоит обратить внимание.Ну и сразу для ориентира обозначу порядок цен: компонентная модель SLE-165.2 на момент теста стоит 6620 рублей, а коаксиальная SLE-165CX – 4330 рублей.

1.jpg

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Начну с компонентной акустики SLE-165.2, поскольку кокасиалы созданы на их же основе – потом просто отмечу основные отличия.

2.jpg

Магнитные системы неожиданно крупные – диаметром 10 см. Навскидку в этой цене я и не припомню моделей с такими же моторами (имею ввиду традиционные, не эстрадные динамики). Обычно встречаются магниты помельче.

3.jpg

Осевого канала в магнитной системе нет, но есть вентиляционные окна под центрирующей шайбой. Терминалы универсальные – под клеммы-лопаточки и клеммы-колечки под винт. Подводящие дополнительно прихвачены к центрирующей шайбе.

4.jpg

Диффузоры – классическая целлюлоза. С лицевой стороны – полимерное покрытие, с тыльной – более привычная «бумажная» фактура.

5.jpg

Центрального колпачка нет, вместо него – фазовыравнивающая «пуля», закрепленная на керне.

6.jpg

Твитеры – с крупными 28-мм полупрозрачными куполами из шёлка в полимерном связующем. Вместо привычных сеток – пара защитных дуг. Габариты скромные – диаметр около 4,5 см.

7.jpg

В комплекте, как всегда, чашки для врезной и наружной установки, а ещё – универсальные «паучки» и планки для штатных мест. Вот это зачтём в плюсы.

8.jpg

Кроссоверы средних размеров – 9,3х7,3 см – и относительно лёгкие, так что с их размещением проблем не возникнет.

9.jpg

Для подключения нужно снять крышку, но сразу после монтажа лучше не торопиться её закрывать – на плате предусмотрен переключатель уровня твитера – его положение лучше подбирать на слух. Как он работает – будет видно на измерениях, ну и по результатам прослушивания тоже сделаю выводы.

10.jpg

Коаксиальная акустика SLE-165CX во многом повторяет компонентную модель.

11.jpg

Твитеры – абсолютно те же самые, 28-миллиметровые шёлковые. Кстати, очень даже недурно для своей ценовой категории – это вам не какие-нибудь майларовые пьезоизлучатели.

12.jpg

Фильтры отличаются от компонентной модели. Если там – ФНЧ и ФВЧ второго порядка, то тут – только ФВЧ первого порядка в цепи твитера, а на мидбасовое звено сигнал идёт напрямую.

13.jpg

ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И АНАЛИЗ РАБОТЫ ДИНАМИКОВ

Интересное дело – многое в этой акустике перекликается с «эстрадными» динамиками, но это ни разу не «эстрада», а вполне привычная «классика». Например, в этой ценовой категории использование колец Фарадея в магнитных системах – редкость. А тут они, судя по всему, есть (посмотрите, импеданс мидбасовых динамиков почти не растёт с повышением частоты). Подвижные системы очень лёгкие, что пусть и дало не самую низкую резонансную частоту, но ход диффузора позволяет динамикам спокойно играть в мидбасовом диапазоне и не становиться среднечастотниками. Чувствительность – высокая, так что приличный запас громкости можно получить даже в системах без отдельных усилителей – при простом подключении к ГУ или при замене штатных динамиков. Вот как это выглядит в цифрах:

14.jpg

Измеренные параметры Dynamic State SLE-165.2 (комп.):

  • Fs (собственная резонансная частота) – 85 Гц / 77 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 9,7 л / 10,5 л
  • Qms (механическая добротность) – 10,4 / 9,28
  • Qes (электрическая добротность) – 0,69 / 0,68
  • Qts (полная добротность) – 0,64 / 0,63
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 10,1 г / 10,0 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,8 Тл м / 4,8 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,0 Ом / 3,0 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 92 дБ / 90,8 дБ

15.jpg

Измеренные параметры Dynamic State SLE-165CX (коакс.):

  • Fs (собственная резонансная частота) – 85 Гц / 76 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 9,7 л / 10,8 л
  • Qms (механическая добротность) – 9,62 / 9,59
  • Qes (электрическая добротность) – 0,72 / 0,75
  • Qts (полная добротность) – 0,65 / 0,70
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 10,1 г / 10,0 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,8 Тл м / 4,4 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,0 Ом / 3,0 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 92 дБ / 90,0 дБ

Ну а теперь чуть больше. Наличие упомянутых колец Фарадея дало прирост отдачи на верхнем краю диапазона – АЧХ имеет небольшой наклон, но сама по себе ровная, без резких ям и горбов. И посмотрите, как высоко тянет мидбасовый динамик по уровню – до 8-10 кГц вот прямо спокойно.

16.jpg

Единственное, к чему можно хоть как-то придраться – это лёгкая неравномерность АЧХ в районе 1-1,5 кГц (какой-то едва заметный резонанс, скорей всего в подвесах). Но лёгкий диффузор не ломает, звона от него нет – переход из поршневого режима работы в модальный (от 2 кГц и выше) спокойный, без подмешивания «изгибных мод» и с достаточно ровной фазовой характеристикой.

17.jpg

Искажения низкие, причём с понижением частоты мотор продолжает контролировать ход диффузора, и резкого роста искажений на НЧ, как это часто бывает, тут нет.

18.jpg

У твитера – классическое поведение хорошего шёлкового купола – сначала плавный подъём, и потом – спад отдачи. Но это не значит, что от него не добиться «воздушности» звучания, поскольку на слух она определяется не столько АЧХ, сколько динамикой звучания (есть масса примеров твитеров с ровной АЧХ, но «тусклым» звучанием). А у этих твитеров, как потом показало прослушивание, с передачей атаки и быстрых пиков сигнала как раз всё хорошо.

19.jpg

При этом, обратите внимание, купол абсолютно стабилен и не начинает «ходить волнами» на отдельных частотах – об этом говорит абсолютно ровная фазовая характеристика (подобные резонансы приводят как бы к «торможению» излучения на отдельных частотах, что сразу видно на графике ФЧХ).

20.jpg

По искажениям – тоже никаких вопросов. Причём с понижением частоты нет резкого роста искажений, что даёт некоторую свободу настройки ВЧ звена в поканалке (действительно, почему бы не использовать эту акустику с процессорным ГУ).

21.jpg

Тем не менее, собственный кроссовер из комплекта делит полосы достаточно высоко – акустический стык получается выше 5 кГц. Переключатель твитера действует размашисто, меняя уровень почти на 7 дБ, но на деле получилось удачно – чуть позже отмечу, как он работает на слух.

22.jpg

У коаксиальных SLE-165CX стык мидбасового звена с твитерами иной, к тому же НЧ/СЧ подключены напрямую, без фильтрации. Поэтому если направить динамик «в лоб», получается пологий «холм» в широком диапазоне 2-10 кГц, делающий звучание ярким. Но если на стенде в магазине это может вызвать вопросы, то в машине, когда динамики видны под углом, эта яркость уходит. Обратите внимание, к примеру, на синюю АЧХ – ну красота же.

23.jpg

К стыковке полос, в принципе, никаких вопросов. Даже на фазовой характеристике определить диапазон, в котором мидбас передаёт эстафету твитеру, толком невозможно – всё ровно и плавно.

24.jpg

По искажениям тоже всё предсказуемо и без претензий. Разве что с понижением частоты их рост чуть более выражен, чем у компонентной модели, но принципиально это мало что меняет.

25.jpg

В общем, по объективным измерениям всё выглядит прилично, а вот как выявленные особенности проявят себя на слух – покажет прослушивание.

А ЧТО ПО ЗВУКУ?

Общий характер звучания ясный, никакого ощущения накинутого покрывала или тусклости. Хорошо подходит слово «открытое». Причем, не за счёт яркого выделения каких-то диапазонов или залезания в ультразвук, а за счёт хорошей динамики – акустика звучит как-то легко что ли, отзывчиво, пики сигнала передаёт, не напрягаясь.

Басовый диапазон без тягучести и тяжеловесности, даже немного легковесный, но главное, что сложности вроде контрабаса или бас-гитары отрабатываются без гудения и потери контроля. А для любителей могучего баса сабвуфер никто не отменял. Я бы выбрал в пару к этой акустике хорошую десяточку: с этим калибром будет легче получить подвижный, чёткий и упругий бас. Хотя с большинством 12-дюймовых сабов акустика тоже состыкуется без проблем.

Поначалу смутила большая разница между уровнями твитеров при разных положениях переключателя в кроссоверах, но на деле всё получилось как надо. Если твитеры будут направлены в сторону слушателей, то лучше их «притушить» – получится вполне ровное звучание. А если упрятывать их в штатные места, где они окажутся сильно развёрнутыми от слушателей, то в большинстве случаев лучше щёлкнуть переключателями, чтобы поднять их уровень.

Правда, по ходу прослушивания сложилось впечатление, что верха звучат интереснее как раз во втором случае (не обращая внимания на повышенный уровень, а именно по фактуре и проработке деталей). Так что, как вариант, можно щёлкнуть переключателем в положение погромче, а избыточную навязчивость верхов «прибрать» как раз разворотом твитеров.

Единственное, нужно помнить, что при такой установке в дело вступят отражения (от лобового стекла, от панели и т. п.), поэтому попробуйте включить твитер сначала в прямой, а потом в обратной полярности и сравнить звучание. Вариант выберите, ориентируясь на слитность музыкальной картинки – чтобы твитеры не «отслаивались» от мидбасовых динамиков.

КОРОТКО ПО ДЕЛУ

Акустика понравится тем, кто ищет ясное и лёгкое звучание. В отличие от многих конкурентов, звучит без характерной «пластмассовости». А ещё она может привлечь на сторону SQ тех, кто наигрался с «эстрадой» и понял, что основную часть времени ездит внутри машине, а не только «валит на улицу». Высокая чувствительность и ненавязчивая яркость звучания без жёсткости сделают переход на «светлую сторону» более естественным. А ещё эта акустика не требует мощных усилителей и отзывчива даже при работе от ГУ или взамен штатных динамиков. Так что если кошелёк не резиновый, возьмите на заметку – своих денег серия SL точно стоит.

Источник: Журнал "CarMus"