Magnum MB 4.150 в модельной иерархии бренда отнесён к серии Basic. Это бюджетный, но достаточно мощный усилитель, построенный по традиционным схемам АВ-класса. На момент теста его цена составляет 8990 рублей, за эти деньги на каждый канал обещано по 150 Вт на 4 Ом и по 250 Вт на 2 Ом. Все заявки, разумеется, проверю, а заодно и остальные характеристики проанализирую. А начну, как всегда, с общего изучения.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Компактным усилитель не назвать, однако для заявленной мощности его габариты довольно скромны: 18,5 х 6,5 х 40 см – совсем не «плита».
Терминалы подключения под калибр 2 Ga и суммарный номинал предохранителей в 120 Ампер как бы намекают, мол, действительно не дохляк.
Для линейных входов использованы приличные разъёмы «Tiffany Style» (немного неожиданно в этой ценовой категории, зачтём в маленькие плюсы). Предусмотрены входы высокого уровня – можно подключать к штаткам.
Фильтры в каналах 1/2 и 3/4 равноценны – можно включить ФВЧ или ФНЧ и настроить аж в диапазоне от 40 Гц до 5 кГц. То есть теоретически можно и саб с фронтом, и поканалку, в случае чего, разрулить. Правда, уж сколько раз убеждался, сделать регулировку в таких широких пределах абсолютно линейной и со стабильными характеристиками довольно сложно, так что потом обязательно обращу внимание, как фильтры работают на деле.
Внутри усилитель – «классика жанра». В хорошем смысле.
Блок питания двойной, что обещает приличный токовый запас. Будет повод при измерениях обратить внимание, как меняются характеристики при переходе с 4-омной на 2-омную нагрузку.
Усилительная часть построена по хорошо отработанным традиционным схемам АВ-класса. В выходных каскадах трудятся «двоечки» – не по одному транзистору в плече, а по два.
Здесь использованы комплементарные пары «тошибовских» биполяров 2SC5198 и 2SA1941.
В линейной части использованы «рабочие лошадки» TL072, не только хорошо показывающие себя в недорогой технике, но и часто встречающиеся в профессиональной технике среднего класса.
В общем, начинка хоть и без аудиофильских изысков, но вполне приличная. Я бы сказал, усилитель построен рационально – ставим плюсик.
ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И ХАРАКТЕРИСТИК
Начну, пожалуй, с фильтров. Как и предполагал, широкие пределы настройки дали о себе знать – характеристики немного плавают, к тому же во второй половине хода крутилка на порядок чувствительнее – достаточно легко прикоснуться, чтобы сбить частоту. В теории это косяк, хотя на деле, как мне кажется, простительно. Потому как повышенная точность нужна при стыковке с сабом (как раз в первой половине хода), а если вы решили разрулить поканалку в «эстрадной» системе, то достаточно просто вывернуть крутилки ФВЧ и ФНЧ в максимум и не париться: частота раздела получится как раз точнёхонько на 5 кГц.
Теперь к усилительной части. На малом уровне полезного сигнала на выходе есть паразитные гармоники, и их спектр намекает, что усилитель работает ближе к классу В. Однако при повышении уровня полезного сигнала, спектр меняется незначительно (ну разве что вторая гармоника становится чуть более значимой), при этом уровень остаётся почти тем же.
Такое поведение говорит о том, что каскады, в принципе, неплохо согласованы между собой, и «забор» гармоник обусловлен не какими-то корявостями схемы, как это часто бывает, а в основном именно выходным каскадом и, в частности, как раз ступенькой при переходе сигнала через ноль, характерной для класса В.
Спектры интермодуляционных искажений ожидаемо получились задиристыми, но уровень паразитных гармоник беспокойства не вызывает – в основном у недорогого АВ-класса (да чего уж там, почти В) на выходе те ещё заборища бывают. В общем, не идеально, но и не криминально.
А вот ещё одна наглядная характеристика – зависимость гармонических искажений от частоты. Снимал её при мощности выходного сигнала несколько Ватт.
Посмотрите, имеем лёгкий подъём искажений на нижних частотах примерно до -60 дБ относительно полезного сигнала (это соответствует КГИ около 0,1%), а вот в остальном диапазоне всё ровненько, и искажения опускаются до -70 дБ относительно полезного сигнала. Если пересчитать в привычные проценты, то КГИ во всём остальном частотном диапазоне не превышает нескольких сотых долей процента. Это немного.
При переходе на более тяжёлую 2-омную нагрузку третья гармоника остаётся почти без изменений, подрастает лишь вторая. Однако уровень КГИ всё равно остаётся в пределах нескольких сотых долей процента. Стабильная работа усилителя на 2 Ом начинает подтверждаться.
Уже стало традицией смотреть для усилителей и фазовые искажения. Как показала практика, многие модели нещадно крутят фазу (порой к 20 кГц вообще чуть ли не на 180 градусов выворачивают), однако тут всё в пределах разумного. Внизу загиб ФЧХ обусловлен межкаскадными ёмкостями, вверху фаза уплывает совсем незначительно. Зачёт.
Ну и снова вернусь к гармоническим искажениям. Вернее, к тому, как КГИ зависит от выходной мощности. Измерение, согласно большинству стандартов, проводил на частоте 1 кГц. Нагружал 2 канала из 4 – оно так ближе к реальной эксплуатации получается:
Имеем классическую «галочку», характерную для АВ-класса. В рабочем диапазоне мощностей, как и предполагал, КГИ составляет порядка сотых долей процента. Ну и по этим же графикам определяется, при каких мощностях начинается ограничение сигнала. Иными словами, определяется мощностной запас. Вот как он выглядит в цифрах, заявленные показатели подтверждаются:
Мощностные параметры Magnum MB 4.150 (измерение на 1 кГц):
- Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 152 Вт
- Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 187 Вт
- Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,03%
- Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 258 Вт
- Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 311 Вт
- Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,06%
А ЧТО ПО ЗВУКУ?
Усилитель вроде бы недорогой, но говорить о нём пренебрежительно повода не даёт. Отмечу несколько характерных моментов, которые обратили на себя внимание.
Во-первых, звучание лишено грубости и синтетичности, присущей большинству недорогих усилителей. Разрешение, понятное дело, проще, чем у дорогих аппаратов, но серединка подаётся как-то живенько, верха не начинают песочить или сыпать хрустящим пластиком – в звучании нет никаких раздражающих окрасов. Слушать комфортно.
Во-вторых, в звучании чувствуется приличная такая энергетика. При повышении громкости усилитель не начинает схлопывать динамику и давить лавиной перемешанных в кашу звуков. Запас есть. И это, если что, хорошо не только для эстрадных систем.
Если придираться, то фактура НЧ диапазона показалась хоть и достаточно плотной, но всё же немного жирноватой. Хотя… Что-то мне подсказывает, что всякого рода джазовые опусы и прочие аудиофильские экзерсисы будут проходить мимо систем с этим усилителем. А вот на электронной музыке такая нарочито «мясистая» подача, да ещё и учитывая запас мощности, будет как раз в тему. Правда, в реальных системах основной вклад в звучание мидбаса будет определяться в основном акустикой и сабом, так что просто отмечу это как факт.
КОРОТКО ПО ДЕЛУ. ДЛЯ КАКИХ ЗАДАЧ ВЫБИРАТЬ?
Во-первых, усилитель приживётся в громких эстрадных системах: запас мощности солидный, нормально работает на 2-омную нагрузку, так что спокойно потянет массивы динамиков среднего масштаба. При необходимости можно даже кроссовер задействовать, организовав поканалку без процессора.
Во-вторых, это вариант для тех, кто строит классическую систему в ограниченном бюджете – силовой запас не делает усилитель грубым, играет он вполне музыкально. Например, одну пару каналов можно пустить на фронт (потянет любую акустику, выбор ничем особо не ограничен), а вторую пару – мостом на сабвуфер (главное, выбрать модель с импедансом 4 Ом или 2+2 Ом, усилитель выдаст на него что-то около 500 Вт неискажённой мощности). Получится лаконичная, экономная, но совсем не хилая система.
А ещё, без шуток, на Magnum MB 4.150 можно обратить внимание «эскьюшникам». Он представляет собой хорошую базу для твика, так что при правильном приложении рук есть шанс получить весьма и весьма приличное усилительное звено, затратив очень небольшие деньги.