Процессорное ГУ или полноценный процессор в формате 2din?

Тест головного устройства Nakamichi NAM1630DSP со встроенным 8-канальным аудиопроцессором.

Вот и сбылась мечта тех, кто хотел получить недорогое ГУ c процессором и четырьмя парами выходов. Признаюсь, видел прототип этой модели ещё осенью 2021 года, но на тот момент полным ходом шла его подготовка к производству, поэтому полноценный тест-обзор было решено сделать только сейчас, когда модель вышла в продажу.
Nakamichi сделали это ГУ по настоятельным просьбам российского дистрибьютора, компании «Аудиосистемы». При этом конечную цену удалось уместить в 17990 рублей (на момент теста). Это очень недорого, и вот почему.

1.jpg

Что умеют распространённые сегодня процессорные ГУ? На самом деле немного. Например, настраивать фильтры можно только в парах каналов, но не в каждом отдельно. Эквалайзер – один общий на все каналы. Для простых систем этого достаточно, но когда нужно больше, приходится переходить на отдельные процессоры.

А теперь самое интересное – Nakamichi NAM1630DSP умеет то же, что и отдельные процессоры: поканальная эквализация, поканальные фильтры, и я уж не говорю о количестве каналов. Фактически, это даже не ГУ с процессором, а полноценный процессор, только выполненный в формате 2DIN и дополненный мультимедийным источником. Трёхполоска с сабом и даже с центральным каналом? Легко!

2.jpg

КАК УСТРОЕН?

Конструктив – как у традиционной «двухдинки»: 7-дюймовый экран, несколько базовых кнопок в левой части, разъём USB для флешек и ещё – слот для карт microSD.

3.jpg

С тыльной стороны – ещё один разъём USB. В отличие от фронтального, он предназначен для настройки процессора с компа. Кабель подключения с разъёмами USB-A с обоих концов идёт в комплекте.

4.jpg

AV-вход, вход камеры заднего вида и два видеовыхода разместились прямо на корпусе. Линейные выходы скомпонованы в отдельный разъём. Выходы встроенного усилителя «висят» на каналах 1/2 и 3/4.

5.jpg

Глубина корпуса уменьшена – всего 10 см от монтажной плоскости или 12 см – от плоскости самой панели. Ну и на разъёмы не забыть оставить немного места.

6.jpg

Внутри всё уместилось на общей материнской плате и маленькой жёстко зафиксированной субплате. Маркировка основного чипа скрыта под радиатором, рассмотреть не удалось. Встроенный усилитель – на микросхеме TDA7388 (напомню, он «висит» на каналах 1/2 и 3/4).

7.jpg

ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ, ЭРГОНОМИКА

Загрузка быстрая, единицы секунд. Аппарат работает под управлением собственной операционной системы, отклики шустрые, интерфейс не тормозит. Отмечу это как плюс, потому что у многих даже более дорогих мультимедиек с этим бывают проблемы.

8.jpg

Сенсорный экран – ёмкостный, так что свайп по экрану и пролистывание списков проблем не вызывают. ЖК-матрица имеет разрешение 1024 х 600 – этого достаточно, чтобы обойтись без «пиксельности». Углы обзора – вообще без вопросов. По части интерфейса – зачёт.

Ну и раз уж говорим про эргономику, в комплекте идёт маленький, но довольно удобный пульт, которым можно «в полглаза» регулировать громкость или, скажем, переключать треки.

9.jpg

А ещё можно задействовать штатные резистивные кнопки на руле. Соответствие кнопок разным командам настраивается из меню.

10.jpg

ОТКУДА МУЗЫКУ ИГРАТЬ БУДЕМ?

Во-первых, с привычных USB-носителей. Причём не только с флешек – неожиданно даже жёсткий диск в 500 ГБ прочитался. Правда, правильно отобразить структуру папок в нём Nakamichi не смог, но подсунуть полтерабайта, согласитесь, тоже было наглостью. Главное, выяснил, что поддерживается не только FAT32, но и NTFS, и нет ограничений по объёму носителей.

11.jpg

Читаются все базовые форматы, включая FLAC. Кстати, с разрешением вплоть до 24 бит/96 кГц. Плюс к этому поддерживаются видеофайлы, включая AVI и MKV, но аппарат воспринимает не всякое кодирование, так что отнесу это не к основным фичам, а к приятным бонусам.

Во-вторых, тут есть слот microSD. На нём останавливаться не стану: всё работает так же, как и с флешек.

В-третьих, Bluetooth. Со смартфона дополнительно передаётся информация об исполнителе, названии песни и т. п. – всё это отображается на экране. При передаче аудио используется базовый кодек SBC, но игр в аудиофилию и не предполагалось.

12.jpg

Ну и в-четвёртых, можно подключить Android-смартфон к USB и продублировать его экран на экране ГУ – «активное зеркалирование» через технологию AutoLink. При первом подключении предлагается установить приложение, через которое смарт будет «общаться» с аппаратом. При дальнейших подключениях соединение устанавливается автоматически.

13.jpg

Приятно удивила высокая скорость отклика. Доводилось видеть немало аппаратов с технологией Android Mirroring, и все они тупили в той или иной степени. У Nakamichi обратная связь абсолютно без задержек. Да чего уж там, это первый на моей памяти аппарат, в котором «зеркалированием» действительно можно нормально пользоваться.

Правда, «ложку дёгтя» подлил экран – у него небольшой динамический диапазон, изображение по сравнению со смартфоном выглядит «выцветшим». Как пояснил дистрибьютор Nakamichi, это особенность первой партии головных устройств, в дальнейшем планируется переход на матрицу с более широким диапазоном.

КАК НАСТРАИВАЕТСЯ ПРОЦЕССОР, И ЧТО ОН УМЕЕТ?

А вот теперь – к самой изюминке Nakamichi NAM1630DSP – к процессору. Настраивать можно двумя способами – с компьютера или с самого ГУ. Софт скачивается с официального сайта, запускается без установки. Выглядит более-менее привычно, так что останавливаться на нём особо не стану, больше внимания уделю настройке с самого ГУ.

14.jpg

Первым делом – фильтры. Сходу предлагается выбрать один из трёх вариантов системы:

  • Фронт / тыл / сабвуфер / центральный канал
  • Поканальный 2-полосный фронт / тыл / сабвуфер / центральный канал
  • Поканальный 3-полосный фронт / сабвуфер / центральный канал

Фильтры для каждого канала настраиваются раздельно, хотя в пары их тоже можно залинковать. Выбор частот – произвольный, крутизна – до 48 дБ/октава, тип фильтра – на выбор Линквиц-Райли, Баттерворт или Бессель.

15.jpg

Для настройки задержек можно предварительно задать одну из предустановок (на какое место в салоне ориентировать звучание)…

16.jpg

…а потом при необходимости скорректировать задержки уже вручную. Важный момент – задаются именно величины задержек (в мс или эквивалентное расстояние в см), а не расстояния до динамиков. Максимум – 20 мс или 6,92 м.

17.jpg

Эквалайзер – 14 полосный, параметрический, можно менять центральную частоту каждой полосы и её ширину (добротность, параметр Q). Каждый канал можно настраивать раздельно или, опять же, залинковать их парами. Во встроенную память можно занести две настройки. Ну или выбрать один из предустановленных вариантов, хотя они не редактируются – опять же «бесплатный бонус».

18.jpg

Ещё одна фича – Bass EQ. Дословно – басовый эквалайзер, хотя центральную частоту можно выбрать аж до 400 Гц – это как бы уже не совсем бас. Выбираете, в каких каналах нужно скорректировать АЧХ, выбираете центральную частоту и величину коррекции в плюс или в минус.

19.jpg

Правда, на деле коррекция АЧХ получается совсем узкополосной, так что слишком сильно задирать в плюс эту настройку не нужно. Например, вот какими получаются АЧХ при корректировке в +10 единиц (при разных выбранных частотах):

20.jpg

Зато можно с толком использовать эту настройку в минус. На этих частотах часто возникают резонансы салона, которые убираются как раз «вырезанием» сигнала в узкой полосе.

Ну и раз уж задействовал измерительный комплекс, посмотрю работу фильтров. Выставил громкость – на 30 единиц из 40, а частоты ФВЧ и ФНЧ на 300 и 3000 Гц, соответственно.

21.jpg
22.jpg

Во-первых, названия фильтрам даны достаточно условно (Баттерворт, Бессель, Линквиц-Райли): формы АЧХ немного отличаются от математически идеальных. Ничего страшного в этом нет, потому как при реальной настройке смена типа фильтра приводит к вполне ожидаемым результатам на слух. Нормально, в общем.

Во-вторых, для некоторых сочетаний крутизны и типа фильтров получаются не совсем корректные АЧХ, поэтому графики, как вы наверняка заметили, снял не для всех значений крутизны. Этим моментом сейчас занимается разработчик, так что просто ждём новой прошивки. Зацикливаться на этом не нужно: сложности есть только с фильтрами выше 24 дБ/октава, т. е. их заметят лишь любители «экзотических настроек».

Теперь оценю неискажённый максимум выходного сигнала. Отключаю всю эквализацию, по единичке прибавляю громкость и… Клиппирование не наступает даже на максимуме 40 единиц из 40. Амплитуда сигнала на линейных выходах при этом доходит до 6 Вольт.

23.jpg

Заявленные описанием 4 Вольта можно считать подтверждёнными – это как раз близко к среднеквадратичному значению для амплитуды 6 Вольт.

ПАРУ СЛОВ О ЗВУЧАНИИ

Изначально я не ждал от процессора в столь умеренной цене аудиофильских подвигов, но должен признать, что Nakamichi показал себя достойно: звучит примерно на уровне мультимедийных моделей А-брендов сопоставимой стоимости. И интересней, чем простые бюджетные «однодинки» с DSP от B-брендов. В деталях расписывать характер звука не стану: в конечном итоге результат во многом определят настройки. А ими Nakamichi как раз заряжен «по полной».

КОРОТКО ПО ДЕЛУ

А что, очень даже интересный аппарат получился. Все базовые мультимедийные функции имеются, даже «зеркалирование» для Android-смартфонов предусмотрено (причём с неожиданно шустрой обратной связью). Но главная фича – это, конечно же, встроенный процессор: восемь каналов, при этом настройка поканальная, а не попарная – всё как у отдельных девайсов. Звучание – без особой аудиофилии, но по сравнению с мультимедийками от А-брендов аналогичной цены – вполне конкурентоспособное. Из более-менее существенных ограничений – я бы не баловался с фильтрами выше 24 дБ/октава (по крайней мере, до появления новой прошивки), а в остальном – всё очень даже прилично.

Источник: Журнал "CarMus"