ГИБДД и страховщики агитируют самостоятельно оформлять ДТП, а не тратить время на ожидание инспекторов. По данным страховых компаний, сейчас около 50% всех аварий без пострадавших в России автомобилисты документируют с помощью Европротокола. При этом средний размер выплаты составляет 71 561 рубль. Однако, неверно оценив размер ущерба, участники аварии могут столкнуться с риском не получить ничего. Разбираемся, что в такой ситуации делать пострадавшим и как на неё смотрят суды.
Денег не хватило: что говорит суд
Верховный суд недавно вынес определение, поводом для которого стала жалоба автомобилиста Андрея Кирикова — виновника аварии, произошедшей 9 января 2021 года. В ДТП пострадала Skoda Rapid. После ДТП Кириков признал свою вину и стороны заполнили бумажный Европротокол. Согласно законодательству, максимальная выплата по ОСАГО в таком случае составляет 400 тыс. рублей. Но если оформить Европротокол без специального приложения, то выплата будет ограничена 100 тысячами рублей — и участники аварии решили, что этой суммы хватит.
Данные ушли в страховую компанию, и пострадавшая владелица Skoda Rapid получила направление на ремонт. Однако позднее она отказалась ремонтироваться по направлению, и страховая компания после оценки стоимости работ перечислила владелице 100 тысяч рублей.
Когда автомобилистка решила самостоятельно починить машину, то оказалось, что цена восстановительного ремонта без учёта износа составляет 175 тыс. рублей, плюс утрата товарной стоимости — ещё 11 тысяч рублей. Получив на руки заключение эксперта, она обратилась в суд в адрес виновника, потребовав с него разницу.
Кириков прошёл несколько нижестоящих инстанций и добрался до Верховного суда. Виновник утверждал, что исполнил все свои обязательства по закону и, раз автомобилистка согласилась на бумажный Европротокол, больше 100 тыс. рублей получить она не должна. Однако ни нижестоящие инстанции, ни Верховный суд эти доводы не приняли.
«Положения Закона об ОСАГО не отменяют право потерпевшего на возмещение вреда с его причинителя и не предусматривают возможность возмещения убытков в меньшем размере», — заключил Верховный суд и тем самым счёл претензии к виновнику полностью обоснованными. Теперь водителю придётся заплатить около 90 тыс. рублей — уже без помощи страховой компании.
Часто ли случаются ошибки при оценке ущерба после ДТП
Как объяснили представители страховых компаний корреспонденту Журнала Авто.ру, автомобилисты нередко ошибаются при оценке ущерба при оформлении Европротокола. В первую очередь это относится к тем, кто не пользуется приложением, а заполняет бумажные документы.
«Такие ошибки могут быть вызваны не только неверной оценкой ущерба на дороге участниками ДТП, но и желанием сэкономить время на оформление аварии. При этом потерпевший чаще всего понимает, что лимита ОСАГО в рамках Европротокола может не хватить на проведение ремонта», — заявил замдиректора департамента экспертизы и урегулирования убытков страховой компании «Согласие» Андрей Дятловский.
Специалист Европейской юридической службы Орест Мацала обратил внимание на то, что нередко водители вынуждены оформлять Европротокол из-за нежелания сотрудников ГИБДД выезжать на место ДТП.
«Часто в дежурной части узнают, что пострадавших нет, и тогда водителям настойчиво советуют оформиться по Европротоколу. Иногда виновники сами желают уйти от лишнего внимания со стороны ГИБДД или просто спешат, — отметил Мацала. — При этом водители зачастую не имеют специальных технических познаний, чтобы оценить масштаб повреждений, работ по их устранению и актуальную стоимость запасных частей, что и приводит к неверному определению размера ущерба на месте ДТП».
Можно ли отсудить разницу и когда сделать это не получится
Если денег по Европротоколу не хватило, нужно обращаться в суд, говорят страховщики. Это касается не только случаев, когда не хватило минимальной суммы в 100 тыс. рублей, но при любой другой выплате по ОСАГО.
«Случаи обращения потерпевшего за компенсацией недостающей разницы в стоимости ремонта участились. В каждом случае потерпевший сам для себя решает, стоит ли размер ущерба того, чтобы инициировать судебный процесс, нести расходы на юристов и иные затраты», — отметили в «Совкомбанк Страхование».
Юрист Мацала рассказывает, что в ответ на жалобы по Европротоколу у судов до недавнего времени было две противоположные позиции. Так, некоторые суды в своих решениях указывали, что если водители на месте договорились оформить Европротокол, то подписи в нём означают достигнутое соглашение о размере ущерба. Дальнейшее взыскание суммы сверх выплаченных денег суды считали невозможным ввиду принятия этого обстоятельства со стороны пострадавшего и недопустимости в одностороннем порядке менять условия соглашения.
При этом другие суды, по словам Мацалы, решали, что потерпевший имеет право получить возмещение ущерба в полном объёме — так как виновное лицо понимало и осознавало, что лимит может не покрыть все расходы, и допускало для себя возможность доплаты.
Мацала говорит прямо, что юристы в каждом конкретном случае будут действовать в интересах заказчика. «Сам юрист будет занимать позицию исключительно в зависимости от того, кто к нему придёт — потерпевший либо виновник. Однако после прецедентов на уровне Верховного суда думаю, что виновным водителям станут чаще советовать договориться о доплате потерпевшему в досудебном порядке», — отметил Мацала.
При этом юрист признаёт: если у виновника нет официального дохода, пенсий и имущества, то судебные приставы просто ничего не смогут взыскать и в последующем вернут исполнительный лист взыскателю. «Взыскатель может через шесть месяцев в течение трёх лет повторно предъявить исполнительный лист ко взысканию, но многие этого не делают, пропуская трёхлетний срок», — рассказал юрист.
Некоторые должники специально банкротятся, говорит Мацала, чтобы «сжечь» долг за порчу автомобиля в ДТП. А самый сложный случай — ДТП с виновником, у которого нет гражданства России, имущества и официальных доходов, что также делает почти невозможным исполнение судебного акта.
Что делать, если пострадавший не уверен в стоимости ремонта
Как указали страховщики, на месте ДТП водителям трудно оценить наличие скрытых повреждений. Так, в аварии могут пострадать усилители кузова, лонжероны, жгуты проводов, ремонт или замена которых существенно влияет на общую стоимость работ.
«При оформлении многое зависит от уровня знаний автолюбителей о конструкции и особенностях ремонта, а также от ценообразования на рынке запчастей для конкретного автомобиля. Важно учитывать силу удара в момент аварии, количество и степень повреждения деталей», — предупреждает Дятловский.
Эксперты из «Совкомбанк Страхования» также указали на опасность скрытых повреждений: «Самые опасные повреждения обычно кроются в передней части автомобиля. Даже если на вид всего лишь незначительно помят бампер, крыло и поцарапана фара, лучше провести экспертизу. Часто бывает, что такие повреждения влекут за собой порчу стоек радиатора, что ведёт к поломке самого радиатора и сбоям в работе системы охлаждения автомобиля. Или же оказывается, что повреждены приводы колёс автомобиля».
Если после ДТП автомобилисты не уверены в размере ущерба, страховщики советуют несколько вариантов. Так, можно оформить аварию через приложения с фотофиксацией «ДТП. Европротокол» (это приложение РСА) или «Госуслуги.Авто». В таком случае, если между участниками аварии нет разногласий, максимальный лимит по выплате составляет 400 тыс. рублей.
Эти приложения помогут пошагово оформить ДТП. Далее потерпевший в стандартном порядке может обратиться в страховую компанию за выплатой по Европротоколу. Страховщик самостоятельно получит нужную информацию из автоматической информационной системы РСА и определит размер выплаты. А самый консервативный способ — это вызов ГИБДД.
А если водители не договорились, то оформить Европротокол тоже можно, но максимальный лимит выплаты опять-таки будет ограничен суммой 100 тыс. рублей. При этом Дятловский предупредил: если между участниками есть разногласия, но водители не провели фотофиксацию и не вызвали ГИБДД, в выплате по ОСАГО вообще откажут.