Конфискация машин и штрафы за мусор: полный список изменений для водителей

В России ужесточили наказание за повторные грубые нарушения ПДД. Соответствующие законы, которые внесли изменения сразу в несколько статей КоАП и УК, подписал президент Владимир Путин. Речь идёт о повышении ответственности для водителей, которых ранее уже лишили прав: штрафы стали выше, а в некоторых случаях они могут остаться без автомобиля. Кроме того, водителей теперь смогут штрафовать за выброшенный из машины мусор. Разбираемся с адвокатом и экспертом, как всё будет работать.

1.png

Когда за повторное управление без прав будут наказывать ещё строже

Новая схема с ужесточением наказания за повторное серьёзное нарушение после лишения прав работает следующим образом. Сначала действует знакомая схема: водителя лишают прав за грубое нарушение ПДД — от проезда на красный сигнал светофора до нетрезвого вождения. Далее, если водитель повторно сядет за руль и его остановит инспектор, то наступает ответственность согласно ч. 2. ст. 12.7 КоАП: штраф 30 тыс. рублей либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы сроком от 100 до 200 часов. Но суды такое наказание практически никогда не назначают: арест считается более жёсткой альтернативой штрафу, поэтому судьи на такую меру идут только в крайних случаях.

Нововведения вступают в силу при последующем нарушении ПДД. Раньше, если лишенца останавливали в третий раз, повторности закон не предусматривал — только штраф в размере 30 тысяч рублей. Теперь наказание будет более жёстким: если автомобилист не совершил уголовно наказуемого деяния, то его ждёт штраф в размере от 50 тыс. до 100 тысяч рублей. Либо альтернатива в виде обязательных работ на срок от 150 до 200 часов.

Если же попавшийся в третий раз водитель совершит ещё и грубое нарушение, ему грозит конфискация автомобиля — помимо действовавшего ранее уголовного наказания по ст. 264 УК: штраф 150–300 тыс. рублей или принудительные работы. Такими грубыми нарушениями будут считаться нетрезвая езда или, к примеру, значительное превышение скорости, на 60 км/ч и более. Если же в результате действий водителя другие участники движения получат травмы или погибнут, изменение предполагает различные сроки лишения свободы по уголовной статье в зависимости от обстоятельств.

Как заявлял при рассмотрении нововведения Председатель Государственной думы Вячеслав Володин, прежние нормы административного законодательства фактически позволяли водителям многократно садиться за руль без прав. «По вине тех, кто садится за руль без прав, совершается более трети дорожно-транспортных происшествий», — отмечал Володин.

По оценке ведущего специалиста Европейской юридической службы Ореста Мацалы, такое нарушение, как управление автомобилем ранее лишёнными права управления, в ГИБДД фиксируют регулярно. «Автомобиль — это источник повышенной опасности. Лишение права управления наступает за грубое нарушение правил дорожного движения. Чтобы смысл наказания и суть правонарушения впечатались в сознание нарушителя, он ограничивается в праве управления на определённый срок, а по завершении этого срока, чтобы вернуть право управления, должен будет подтвердить знание правил дорожного движения. А иногда и предоставить медицинский документ, подтверждающий, что у него нет противопоказаний к управлению автомобилем», — отметил Мацала.

По его оценке, введение повышенной меры ответственности для таких нарушителей-рецидивистов справедливо. Однако решение о применении того или иного наказания, подчеркнул юрист, может принять только суд.

«Происходить всё будет следующим образом. Выявляется нарушение. Водитель отстраняется от управления, а автомобиль перемещается на спецстоянку. В отношении нарушителя составляется протокол об административном правонарушении, который в последующем направляется в суд. Суд, с учётом смягчающих и отягчающих обстоятельств, принимает решение о том или ином наказании», — пояснил Мацала.

При этом, обратил внимание адвокат Сергей Радько, если дело дойдёт до конфискации, то суд сможет оставить без машины только собственника, который был за рулём. Если же водитель управлял чужой машиной, автомобиль отобрать у настоящего владельца не смогут. «Закон прямо говорит, что конфискацию можно применять только к транспортному средству, принадлежащему обвиняемому и использованному им при совершении преступления, предусмотренного статьей 264.1, 264.2 или 264.3 УК», — подчеркнул Радько.

При этом он признал: сложности могут возникнуть, если машина находится в совместной собственности. Какие решения будут принимать суды, пока непонятно. Нужно, чтобы сложилась хоть какая-то практика по таким делам.

Кого и как будут штрафовать за выброшенный мусор

Изменения предполагают и новые штрафы за выброс мусора водителями мотоциклов и легковых автомобилей. За это деяние физлиц будут штрафовать на 10–15 тыс. рублей. Должностным лицам будут выписывать постановления на 20–30 тыс. рублей, а юридическим на 30–50 тыс. рублей. При повторном нарушении штраф будет удвоен, а в отношении должностных и юрлиц предусмотрена возможность конфискации автомобиля.

А вот для водителей грузовых автомобилей, которые сбрасывают бытовой и строительный мусор в неположенных местах, предусмотрены ещё более серьёзные штрафы — до 200 тыс. рублей с возможностью конфискации машины.

Как уточнил юрист Орест Мацала, мусором по законодательству можно считать все отходы потребления, включая окурки и пустые пачки от сигарет. Он утверждает, что в решениях судов в качестве отходов потребления часто фигурируют пластиковые бутылки, пачки из-под сигарет, фрагменты полимерных материалов, упаковки из-под продуктов питания, фрагменты материи и так далее.

«Выброс мусора из автомобиля может быть зафиксирован разными способами. Визуально сотрудником правоохранительных органов либо с использованием специальных технических средств. Если нарушение выявит уполномоченный сотрудник, то он составит материал в отношении конкретного нарушителя, если нарушение будет зафиксировано на камеру, работающую в автоматическом режиме, то штраф будет выписан владельцу машины, который в последующем может подать жалобу и доказать, что за рулём он не находился», — отметил Мацала.

Более ранние инициативы действительно предполагали возможность фиксации выброса мусора с помощью камер. Но пока это изменение только обсуждается. Как объяснили в беседе с корреспондентом Журнала Авто.ру производители дорожных камер, устройства можно научить распознавать некоторые виды мусорных отходов, но далеко не все, из-за их разнообразия. При этом представитель компании «Технологии распознавания» (занимается разработкой дорожных камер) Сергей Кусов отметил, что уже сейчас камеры могут помочь проверить, какие автомобили находились рядом с местом, где недавно появился незаконно оставленный мусор. Получив эту информацию, сотрудники полиции могут провести расследование и найти виновника.

Источник: Журнал "Auto.ru"