Аудиосистема в Ford Focus III

ЖШ: Автомобиль этот сумел произвести на меня впечатление на финале АМТ-Евразия в Екатеринбурге продуманными решениями, качеством исполнения и прекрасным звучанием. И кубок за первое место в категории "Качество Звучания" достался ему по праву.

SPUTNIK-F

0.pngФото Александра Романова

Вы не могли не заметить, что нашу весёлую планету охватил вирус. Вирус жестокий и очень странно действующий на умы автомобилей. Заражённые начинают считать, что музыка в автомобиле должна "не играть": главное для них - это громкие звуки и раскатистый "флекс", расшатывающий все живое и неживое в радиусе, сопоставимом с зоной поражения небольшой ядерной бомбы.

Масштабы распространения этого вируса пугают. И, кажется, пройдёт ещё совсем немного времени, и мы окажемся в безжизненном пространстве, где нет места музыке в привычном для нас понимании и смысле.
Однако, мириться с такими обстоятельствами мне никак не хочется. Поэтому было решено изготовить персональную вакцину - чтобы не забывать все прелести настоящей музыки.


Состав системы:

  • Источник: ОЕМ, xDuoo X10T ii
  • Процессор: Resolut T-DSP
  • Усилители: Groud Zero GZUA 4.150SQ-Plus, GZUA 2.250SQ-Plus (2 шт)
  • Акустика: Groud Zero GZPT28SX, GZPM 80SQX-II, GZPK 165SQ
  • Сабвуфер: Groud Zero GZPW 10SQ

1.png

Ну ладно, теперь без лирики. Зовут меня Сергей, живу я в городе Челябинске и на скользкую дорожку автозвука (правильного, не вирусного) я встал уже давненько. Ещё в 90-х, будучи владельцем изделия отечественного автопрома, не смог устоять от аудиосистемы на монобренде Sony. В то время я был "первым парнем на деревне" с CD-чейнджером! В общем, к звуку в машине всегда относился не абы как.

Собственно, в наши дни моё отношение к этому вопросу не изменилось: практически сразу же после покупки моей новенькой Ford Focus III пошёл "под нож". Тогда казалось, что двухполоска со штатным размещением акустики + сабвуфер от процессорного усилителя будут идеальным решением. Надо отметить, что это мнение особо и не поменялось, просто в какой-то момент я понял, что хочу большего. Как говорится, вакцинироваться - так полностью!

Да, первая система, действительно, доставляла море удовольствия и, как личная вакцина, работала исправно. Но, как я уже сказал выше, и самому захотелось большего, и появилось желание вакцинировать правильным звуком других - покататься по соревнованиям и продемонстрировать радость правильной музыки другим. А заодно и кубки пособирать - но это уж как получится.

Поочерёдно предстояло выбрать состав будущей системы. Предварительно покатавшись по этапам соревнований АМТ-Евразия, мне удалось послушать немало машин, которые были собраны на компонентах разных производителей одновременно. И среди них было немало тех, которые оставили не то что приятное впечатление - восторг! Но всё-таки моё внутреннее убеждение (родом ещё из 90-х) победило - у меня должен быть монобренд. Причём, не просто монобренд: компоненты должны непременно быть одного качественного уровня, чтобы точно уже никогда не думать, что какая-то из железок "тянет одеяло на себя". Множественные консультации уже состоявшихся мэтров автозвука, с которыми мне удалось и познакомиться, и подружиться на соревнованиях... Часы в интернете за изучением статей и обзоров... И простой и логичный вывод - Ground Zero. В арсенале этой компании есть всё, что мне надо! Ну, почти всё - но к этому вернёмся позже.

Итак, было решено строить трёхполосную систему + сабвуфер. "Штатностью" внешнего вида установки акустических систем, скрепя сердце, решил пожертвовать. Пусть будет "кастом", но зато результат по максимуму! Просторный багажник "Фокуса" тоже решил красиво и толково "кастомизировать", но с важным условием: полностью бесполезным для повседневной жизни он стать не должен.

Работы по инсталляции я решил доверить известному в не самых узких кругах Александру Пастухову (InVoice). Поэтому, по предварительной договорённости, мой Ford Focus поехал в Екатеринбург (тогда Александр ещё не успел перебраться в Москву).

Всё началось с дверей и установки мидбасовых динамиков Groud Zero GZPK 165SQ. В процессе работ выяснилось, что шумо-виброизоляционная подготовка, которая была выполнена для предыдущей инсталляции, оставляла желать лучшего: были применены не самые удачные материалы. Их пришлось безжалостно снимать ради монтажа новых. Но банальной виброизоляцией (пусть даже с применением алюминиевых профилей - кого сейчас этим удивишь?) дело не обошлось. Жёсткость двери было решено возвести на новый уровень. Для этого из стекломата были изготовлены щиты, которые крепятся к дверям болтами. Они же явились основной для установки мидбасов. Для обеспечения ещё большей жёсткости и надёжности крепления сами динамики монтируются на алюминиевые кольца посредством болтового соединения.


2.png

3.png

4.png

5.png

Завершающим аккордом установки мидбасовых динамиков в двери стала доработка обшивок и изготовление акустически прозрачных сеток. Получилось одновременно и эффективно, и эффектно. Эффективно, потому что удалось добиться абсолютной акустической прозрачности при сохранении защиты динамика от механических повреждений (расчёт был и на то, что привиться хорошим звуком могут захотеть и не очень осторожные люди). А эффектно - потому что это так выглядит. Я так считаю, по крайней мере. Впрочем, думаю, посмотрев на фото, вы со мной согласитесь.

6.png

Об установке динамиков, отвечающих за диапазоны СЧ и ВЧ, тирады писать не буду: там всё по канонам. Металлические колечки, болтовые крепления, всё как подобает. Напишу только их имена: GZPM 80QX-II на СЧ и GZPT 28SX на ВЧ. В рамках моей концепции "единой монобрендовой семьи" - ничего удивительного.

7.png
8.png

Но, всё же, позволю себе сентиментальность: посмотрите, как удивительно красиво смотрятся они вместе!

Впрочем, ещё лучше посмотреть на то, как смотрится вместе вся "Плутониевая семья". Правда ведь, красиво?

9.png
10.png
11.png
Пожалуй, зря я когда-то переживал насчёт "кастома". Он может выглядеть не хуже "штата" - и это как минимум...

Ну что же, переместимся в багажный отсек. Задача была разместить в нём три усилителя: GZUA 4.150SQ-Plus на СЧ и ВЧ, парочку GZUA 2.250SQ-Plus на мидбасы и на сабвуфер (в мостовом включении), ну и, собственно, корпус саба вместе с самой сабвуферной головкой. Угадать выбор сабвуфера, не стоит труда. Вы, наверно, уже успели привыкнуть к ходу моих мыслей и понять его. Если нет - напомню: монобренд, одна семья. Неужели и сейчас не угадали? Да ладно, ну ведь GZPW 10SQ, конечно! Десятчик, который умеет и в скорость, и в суббас не пасует - дай только подходящее оформление. Забегу вперёд. Дали ему просторный 3Я - не спасовал, да, ой как не спасовал.

Конечно, изначально были переживания - это же сколько железок-то надо уместить в багажник моего "Фокуса"? Целых три (немаленьких весьма) усилителя, сабвуферный короб, да, и ещё кое-что (о чём я старательно откладываю своё повествование)... А ещё ведь хотелось, чтобы было красиво, да и функционал хоть какой-то остался... Тем не менее, переживания были напрасными: убить всех зайцев одним выстрелом удалось благодаря грамотному проектированию и реализации.

При открытой крышке багажника взору открываются два из трёх усилителей системы и сабвуфер. Все эти чуда инженерной мысли установлены на раму и прикрыты декораивной фальш-панелью, изготовленной из МДФ и оргстекла.


12.png
13.png

Красиво? Красиво! И функционал остался на месте. Конечно, полезное пространство, в сравнении с заводским, немного "всхуднуло". Но и покупки из супермаркета (с запасом на семью на месяц вперёд) увезти не проблема, и до запасного колеса, расположенного под фальш-полом, добраться можно без необходимости демонтажа каких-либо элементов системы.

Поскольку багажник не превратился в абсолютно неиспользуемое пространство, для защиты сабвуфера был изготовлен гриль из массовой стальной сетки. А то мало ли - что там может из пакета с покупками вылететь, да повредить диффузор?

Уж коли мы заговорили о багажнике, стоит упомянуть один нюанс. Мой Focus имеет кузов седан, со всеми вытекающими: багажный отсек с салоном практически не связаны. А как поймать сабвуфер, стоящий буквально "за стеной в другой комнате"? Ответ прост: снести стену. Для решения этой задачи задняя полка в салоне была акустически просветлена (без ущерба жёсткости кузова, само собой). А получившиеся окна были оформлены в общем стиле инсталляции. В ход опять пошли МДФ с финишной обтяжкой кожей и стальная сетка, которой придали нужную форму.


14.png
15.png

Ну что, долго я оттягивал этот момент: всё интригу нагонял, да загадками говорил. Теперь время настало. Откинем спинки задних сидений и взглянем на то, что находится за ними. Внимательный читатель и без картинки поймёт, что там расположен третий усилитель системы, а также... Процессор, само собой - куда же без него.

И вот здесь я сделал большое, но осознанное исключение из своего "монобрендового правила". Честное слово, не знаю, есть ли у Ground Zero свой процессор, но в свою систему я безоговорочно решил ставить наш, отечественный Resolut T-DSP! Когда я принял это решение, T-DSP только-только появились на рынке, слышали его на тот момент немногие. Но я почему-то сразу поверил в этот продукт и сейчас совершенно не разочарован в своём выборе.


16.png

Усилители подключены к процессору межблочными кабелями Atlas Hyper MKII, которые, по результатам прослушиваний и сравнений, выбились в явные фавориты среди прочих весьма серьёзных конкурентов.

Для управления процессором, на переднюю консоль был выведен пульт Resolut SRC. Кстати, я стал чуть ли не первым владельцем этого пультика в мире: мелочь, а приятно. Пульт вписался в панель так, что если не быть знатаком автомобилей Ford, то можно заподозрить, что это просто какая-то заводская опция. Выдаёт "нештатность" только логотип на энкодере.


17.png

Пару слов хотелось бы сказать об источнике сигнала. Изначально были большие планы на использование штатного головного устройства. Для этого из него был выведен цифровой сигнал по оптике. И жил бы я спокойно, да спал бы по ночам безмятежно, но в один (не знаю уж, насколько прекрасный) день было решено провести эксперимент:
сравнить напрямую звучание системы, подключенной от "штатки" с довольно-таки простецким CD-транспортом. Казалось бы, одна и та же бездушная цифра и там, и тут, но по звуку разница получилась просто колоссальная! "Штатака" осталась далеко позади. Сон пропал, мысли начали бегать внутри моей головы.

В процессе поиска верного решения я наткнулся на обзор довольно интересного портативного транспорта - xDuoo X10T. Компактный, с удобным управлением с телефона или планшета, да ещё и коаксиальным SPDIF-выходом на борту (и при этом без лишних нулей в конце ценника). И, о чудо, именно такой транспорт нашёлся через одно рукопожатие, да ещё и в нашем городе, на тесты. После сравнительного прослушивания в своей машине, решил остановиться на нём.

Для монтажа этого микротранспорта, на 3D-принтере было напечатано крепление, которое, в свою очередь, винтами было закреплено прямо на верхнюю крышку процессора (ради этого пришлось открутить логотип "Resolut", впрочем, за спинками сидений его всё равно не видно). Тем самым было обеспечено максимально короткое сигнальное соединение. Конечно, я не думаю, что "в цифре" лишние сантиметры сыграют уж какую-то значимую роль, но мне так спокойнее.

Штатное головное устройство, к слову, сохранило свой функционал. Благо, в Resolut предусмотрено достаточное количество входов для подключения нескольких источников сигнала. Переключение между источниками не требует никакой перекоммутации - всё делается в три щелчка с пульта SRC.

Ещё в начале повествования я говорил о своих целях. Первая - получить личную звуковую вакцину. С этой задачей получилось справиться на ура! И да простит меня моя супруга за те вечера, когда я, приезжая домой, задерживался в машине, сам себя наивно убеждая "ну всё-всё, вот ещё один трек послушаю, последний - и точно домой!". Однако, ведь была и вторая задача: привить правильным звуком других. А заодно и попробовать потягаться с другими адептами качественного звучания в автомобиле в рамках соревнований АМТ-Евразия. Удалось ли мне это сделать? Пожалуй, да. Ведь ни один человек, послушавший систему в моём Focus, не вышел с "кислой миной" - звук радовал и не оставлял равнодушным всех. А особенно мне запомнилась фраза одного из слушателей: "Вот жеж! И я бы хотел в своей машине!" Это ли не победа?

Немаловажно, конечно, что звуком системы удалось порадовать и судей. В течение сезона я смог посетить три этапа соревнований: в Екатеринбурге, в родном Челябинске и в Кургане. И все три раза, не без отсутствия серьёзной конкуренции, удалось увезти домой кубки за первое место.

Но оставался последний рубеж: Финал России. К нему я готовился со всей ответственностью. Ведь я понимал, что борьба будет нешуточной. Бессонные ночи. Доскональная проверка всех мелочей инсталляции. Звонки Константину Неживенко, который отвечал за настройку системы, в течение сезона, с вопросами: "Мы же сделали всё, что могли? Всё хорошо? Точно?". Потом опять бессонные ночи. И результат.

18.png

Эту фотокарточку я шутливо называю "усталый шахтёр после смены". Но именно на ней запечатлён тот самый момент и тот самый результат: здесь я уже несколько минут как чемпион России соревнований АМТ-Евразия в категории "Качество Звучания"! Звуковая вакцина удалась на славу!

P.S. Разумеется, ни одна вакцина в мире не спасёт вас от болезни под названием "Автозвук". Но люди, вакцинированные качественным автозвуком, переносят эту болезнь в достаточно лёгкой форме, которая, как минимум, не вредит окружающим.

P.P.S. Вакцина Sputnik-F пока не получила одобрения от Всемирной Организации Здравоохранения, но, всё равно, крайне рекомендуется к употреблению. Спрашивайте на площадках соревнований в сезоне 2022!

Источник: Журнал «Автозвук»