Elettromedia в последние годы всерьёз взялись за морскую тему. Причём не закидывая рынок частыми новинками, а основательно так, модель за моделью формируя выверенный ассортимент. «Мы медленно-медленно спустимся с горы и…» ну вы в курсе, короче. Как результат, каждая новая модель прочно занимает свою рыночную нишу и действительно стоит подробного рассмотрения.
На этот раз – целая серия усилителей, получившая название Venezia. Чувствуете, да? Не разбитная клубная жизнь пляжей Байя Верде, а Венеция – город, окутанный романтическим флёром. Как бы намекает на утончённость и изысканность. Сам производитель позиционирует серию как топовую, да ещё и с сертификацией Hi Res Audio у широкополосных моделей (забегая вперёд, основания на то имеются).
Тащить в лабораторию всю серию не было смысла: она довольно обширная, к тому же часть моделей имеет исполнение под 24-вольтовое питание. Поэтому разберу двух самых характерных представителей – 6-канальник Hertz Venezia V6 и сабвуферный моноблок Hertz Venezia V1. Их цены на момент этого теста – 120000 и 73300 рублей, соответственно.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО. ОБЩИЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Сразу отмечу, усилители хоть и похожи дизайном, имеют совершенно разные размеры. Из общего – лишь одинаковая высота корпусов. Скажем, 6-канальник имеет габариты в плане 33 х 19,5 см, а моноблок – 27 х 18,5 см.
Корпуса – литые алюминиевые. Одностороння компоновка – не просто дань традиции, в данном случае она действительно логична: при расположении усилителей разъёмами вниз ни одна попавшая на корпус капля (будь то случайные брызги или конденсат) не затечёт внутрь.
Все подключения – разъёмные, включая силовые. Удобно. Кроме входа Remote имеется выход Remote, причём они развязаны через ключи. Т. е. в системе с несколькими усилителями не обязательно городить реле, можно подключить «ремы» цепочкой – от одного усилителя к другому.
Замечу, что в выходных «хвостах» использованы непривычно толстые провода – 12 Ga (это 3,3 кв. мм). Обычно используются потоньше. В сабвуферном моноблоке они и вовсе сдвоены, так что на саб можно смело тянуть вплоть до 8 Ga – разъёмы «узким местом» даже в этом случае не будут.
Из опциональных возможностей – подключение проводного регулятора баса (в случае с 6-канальником – регулятора уровня в отдельных каналах) Hertz HRC BM2.
Со стороны разъёмов – никаких регулировок. Единственное исключение – у 1-канальника на торец выведена кнопка переключения формата входа – стерео или моно. В первом случае сигналы со входов R и L суммируются (как у любых других моноблоков), во втором случае сигнал берётся только с одного RCA-разъёма.
Все регулировки упрятаны под верхние съёмные крышки. Будет удобно настраивать уже после установки усилителей.
Регулировок тут насыпали с горкой – в иных случаях даже сложную систему можно построить без процессора. Просто для понимания, вот схемы кроссоверной части из мануалов (не вникайте сейчас, а то завязнете):
Единственное, на что сейчас обращу внимание, – это наличие у моноблока не только пары входов, но и пары выходов. Причём не просто «проходных», сигнал на них проходит через настраиваемый ФВЧ. Позже оценю, как он работает.
Теперь к начинке. Для начала 6-канальник Venezia V6. Блок питания – двойной. Правда, что легло в основу драйверной части D-класса, осталось загадкой: большая часть элементов скомпонована на нижней стороне платы и без полной разборки всего и вся добраться до них невозможно.
Моноблок Venezia V1 на деле содержит два канала, включенных мостом. По компоновке – близок к 6-канальнику: почти всё разместилось на материнской плате, разве что фильтровая часть вынесена на субплату.
ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И ХАРАКТЕРИСТИК 6-КАНАЛЬНОГО HERTZ VENEZIA V6
Начну с фильтровой части. Пары каналов обозначены как А, В и С. Усилитель можно подключить как обычно (каждая пара каналов получает сигнал со своих входов), так и используя только две пары или вовсе одну пару входов. А можно пары и вовсе перевести в моно-режим.
В каналах А – только ФВЧ, причём с широкими пределами настройки, аж до 5 кГц (через «множитель» частоты). Характеристики фильтров неизменны при любой выставленной частоте среза.
В каналах В сигнал можно подрезать либо только снизу (ФВЧ), либо снизу и сверху (ФВЧ+ФНЧ). Во втором случае регулятор каналов А начинает одновременно играть роль ФНЧ в каналах В. Намёк на возможность построения поканалки.
В каналах С всё привычнее: на выбор – ФВЧ или ФНЧ.
Теперь к усилительной части. Имеем низкий фоновый шум, практически полное отсутствие паразитных артефактов на малом полезном сигнале и очень умеренный спектр при его повышении.
Подача двухтональных сигналов (производители не очень любят такие измерения) тоже никакого особого криминала не выявила. Спектры интермодуляционных искажений спокойные.
Ещё немного поднимаю уровень сигнала и прохожусь по всему спектру. Величина КГИ сохраняется на уровне сотых долей процента во всём диапазоне (чаще всего на НЧ и ВЧ бывает выше, чем на СЧ). На нагрузке 2 Ом повышение КГИ незначительное. Запишем в плюсы.
На упаковке недвусмысленно фигурирует логотип High Resolution Audio, что поначалу вызвало скепсис. Эта спецификация подразумевает рабочий частотный диапазон до 40 кГц, однако для D-класса всё упирается в выходной LC-фильтр, обрезающий лишнее за пределами звукового диапазона (а там у D-класса много чего, что на динамики лететь не должно).
Работу этого LC-фильтра хорошо показывает переход с 4 Ом на 2 Ом – фильтр оказывается настроенным на иную частоту, и на 2 Ом почти всегда появляется завал на АЧХ и немного «уплывает» фаза.
В случае с Venezia, на удивление, во всём обозримом диапазоне получаются абсолютно одинаковые АЧХ и ФЧХ для 4-омной и 2-омной нагрузки. Это говорит о том, что фильтр настроен сильно выше, чем обычно делают в широкополосном D-классе. При этом сама импульсная часть, судя по чистеньким спектрам, никаких субгармоник в звуковой диапазон не пускает. Короче, спецификация Hi Res Audio, похоже, в данном случае – не просто маркетинг, и усилитель отрабатывает её честно.
Ну и, как всегда, зависимость КГИ от мощности, измерение на частоте 1 кГц, нагружены 4 канала из 6.
Обратите внимание, ограничение сигнала наступает очень плавно, при этом блок питания имеет приличный силовой запас, и совсем уж жёстко сигнал начинает ограничиваться при мощности, заметно выше номинальной. График это показывает наглядно, но если хотите, то вот как это выглядит в формальных циферках:
Мощностные параметры Hertz Venezia V6 (измерение на 1 кГц):
- Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 143 Вт
- Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 215 Вт
- Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,04%
- Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 261 Вт
- Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 393 Вт
- Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,06%
ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И ХАРАКТЕРИСТИК МОНОБЛОКА HERTZ VENEZIA V1
Для моноблока тоже начну с фильтров. Тут всё немного проще, хотя напомню про одну непривычную особенность – линейные выходы, сигнал на которые проходит через настраиваемый ФВЧ.
Т.е. вариант схемы вырисовывается такой: подключаем к головному устройству сначала моноблок (он у нас, как полагается, остаётся ответственным за сабвуфер), и уже с его линейных выходов подаём подрезанный снизу сигнал дальше, на широкополосный усилитель. Крутая возможность разрулить систему, опять же, не используя отдельный процессор.
С собственными фильтрами всё более-менее традиционно: ФНЧ, сабсоник, регулятор фазы для лучшего согласования с основной акустикой. Разве что отмечу повышенную крутизну срезов – 24 дБ/октава. Ну и сабсоник тут не настраивается, а просто включается на фиксированной частоте.
Спектры для моноблока выглядят прилично, без особых криминальных артефактов. На ВЧ есть какие-то возмущения, но при уровне, не вылезающем за отметку -90 дБВ, и к тому же, мягко говоря, за пределами рабочего диапазона, это никакой роли не играет.
Чтобы проверить силовые способности, пришлось сделать «ход конём». Дело в том, что когда усилитель достигает своего максимума и начинает клиппировать сигнал, защита срабатывает и отрубает выходы. Всё бы ничего, но измерительный комплекс за это время просто не успевает корректно построить график зависимости КГИ от выходной мощности.
Поэтому силовой потенциал определял примитивным способом – генератор и осциллограф. Частота измерений – 80 Гц.
Подключаю нагрузку 4 Ом. Срабатывание защиты наступает при амплитуде около 77 Вольт. По крайней мере, это максимум, который мне удалось зафиксировать. Т. е. получается среднеквадратическое значение 54 Вольта.
Вспоминаем формулу, считаем. На 4-омную нагрузку при таком сигнале «летит» мощность около 730 Вт (это даже немного больше, чем обещает описание).
Результаты измерений на 2-омную нагрузку не привожу, т. к. лабораторный блок питания Audison Symbatt 100 уже выходил на предельные режимы. Но судя по тому, что усилитель выдал на 4 Ом, он точно выдаст на такую нагрузку сильно больше киловатта.
А ЧТО ПО ЗВУКУ?
С одной стороны, странно подходить к морским усилителям с точки зрения аудиофильских запросов. А с другой, звучит-то Venezia бодренько, плотно, и поводов для снисхождения действительно не даёт. Характер вообще не похож на «типичный D-класс»: в звуке нет никакой «высушенности». Лично мне такое сочетание нравится – без холодной колючей остроты, даже можно сказать, мягко, и в то же время не замыленно, открыто, с очень достойным разрешением.
Но не стану ударяться в аудиофильство, хоть Venezia к тому и располагает. Что действительно важно для «морского» применения, так это энергетика и способность усилителя держать динамики, не отпуская их «в разнос» на большой громкости. Появляется шанс получить в итоге не гудящую размазню, а плотный, структурированный бас с тактильным ударом. Разумеется, если сама акустика на это способна.
КОРОТКО ПО ДЕЛУ
Крайне интересные усилители, в своём сегменте действительно претендуют на топовый уровень. С очень развитой кроссоверной частью, мощные, хорошо контролируют нагрузку, звучат плотно и с достойной энергетикой. Система из разряда «аудиофил на отдыхе». И уж если проводить аналогии и ассоциации, то чувствуют себя комфортно и в утончённом венецианском окружении, и на отвязных пляжных пати с дорогими диджеями.
Преимущества:
- Солидная конструкция, высокое качество изготовления
- Разъёмные силовые соединения удобней обычных терминалов
- Приличная выходная мощность и хороший контроль нагрузки
- Развитые кроссоверные фильтры, возможность строить системы без DSP
- Выходы Remote позволяют обойтись без релейной развязки
Недостатки:
- Модели в серии не имеют унификации по размерам