Тест усилителей Hertz морской серии: 6-канального Hertz Venezia V6 и сабвуферного моноблока Venezia V1

Elettromedia в последние годы всерьёз взялись за морскую тему. Причём не закидывая рынок частыми новинками, а основательно так, модель за моделью формируя выверенный ассортимент. «Мы медленно-медленно спустимся с горы и…» ну вы в курсе, короче. Как результат, каждая новая модель прочно занимает свою рыночную нишу и действительно стоит подробного рассмотрения.

На этот раз – целая серия усилителей, получившая название Venezia. Чувствуете, да? Не разбитная клубная жизнь пляжей Байя Верде, а Венеция – город, окутанный романтическим флёром. Как бы намекает на утончённость и изысканность. Сам производитель позиционирует серию как топовую, да ещё и с сертификацией Hi Res Audio у широкополосных моделей (забегая вперёд, основания на то имеются).

1.jpg

Тащить в лабораторию всю серию не было смысла: она довольно обширная, к тому же часть моделей имеет исполнение под 24-вольтовое питание. Поэтому разберу двух самых характерных представителей – 6-канальник Hertz Venezia V6 и сабвуферный моноблок Hertz Venezia V1. Их цены на момент этого теста – 120000 и 73300 рублей, соответственно.

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО. ОБЩИЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Сразу отмечу, усилители хоть и похожи дизайном, имеют совершенно разные размеры. Из общего – лишь одинаковая высота корпусов. Скажем, 6-канальник имеет габариты в плане 33 х 19,5 см, а моноблок – 27 х 18,5 см.

2.jpg
3.jpg

Корпуса – литые алюминиевые. Одностороння компоновка – не просто дань традиции, в данном случае она действительно логична: при расположении усилителей разъёмами вниз ни одна попавшая на корпус капля (будь то случайные брызги или конденсат) не затечёт внутрь.

4.jpg

Все подключения – разъёмные, включая силовые. Удобно. Кроме входа Remote имеется выход Remote, причём они развязаны через ключи. Т. е. в системе с несколькими усилителями не обязательно городить реле, можно подключить «ремы» цепочкой – от одного усилителя к другому.

5.jpg

Замечу, что в выходных «хвостах» использованы непривычно толстые провода – 12 Ga (это 3,3 кв. мм). Обычно используются потоньше. В сабвуферном моноблоке они и вовсе сдвоены, так что на саб можно смело тянуть вплоть до 8 Ga – разъёмы «узким местом» даже в этом случае не будут.

6.jpg

Из опциональных возможностей – подключение проводного регулятора баса (в случае с 6-канальником – регулятора уровня в отдельных каналах) Hertz HRC BM2.

7.jpg
8.jpg

Со стороны разъёмов – никаких регулировок. Единственное исключение – у 1-канальника на торец выведена кнопка переключения формата входа – стерео или моно. В первом случае сигналы со входов R и L суммируются (как у любых других моноблоков), во втором случае сигнал берётся только с одного RCA-разъёма.

9.jpg

Все регулировки упрятаны под верхние съёмные крышки. Будет удобно настраивать уже после установки усилителей.

10.jpg
11.jpg

Регулировок тут насыпали с горкой – в иных случаях даже сложную систему можно построить без процессора. Просто для понимания, вот схемы кроссоверной части из мануалов (не вникайте сейчас, а то завязнете):

12.jpg

Единственное, на что сейчас обращу внимание, – это наличие у моноблока не только пары входов, но и пары выходов. Причём не просто «проходных», сигнал на них проходит через настраиваемый ФВЧ. Позже оценю, как он работает.

13.jpg

Теперь к начинке. Для начала 6-канальник Venezia V6. Блок питания – двойной. Правда, что легло в основу драйверной части D-класса, осталось загадкой: большая часть элементов скомпонована на нижней стороне платы и без полной разборки всего и вся добраться до них невозможно.

14.jpg
15.jpg
16.jpg
17.jpg

Моноблок Venezia V1 на деле содержит два канала, включенных мостом. По компоновке – близок к 6-канальнику: почти всё разместилось на материнской плате, разве что фильтровая часть вынесена на субплату.

18.jpg
19.jpg
20.jpg
21.jpg

ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И ХАРАКТЕРИСТИК 6-КАНАЛЬНОГО HERTZ VENEZIA V6

Начну с фильтровой части. Пары каналов обозначены как А, В и С. Усилитель можно подключить как обычно (каждая пара каналов получает сигнал со своих входов), так и используя только две пары или вовсе одну пару входов. А можно пары и вовсе перевести в моно-режим.

22.jpg

В каналах А – только ФВЧ, причём с широкими пределами настройки, аж до 5 кГц (через «множитель» частоты). Характеристики фильтров неизменны при любой выставленной частоте среза.

23.jpg

В каналах В сигнал можно подрезать либо только снизу (ФВЧ), либо снизу и сверху (ФВЧ+ФНЧ). Во втором случае регулятор каналов А начинает одновременно играть роль ФНЧ в каналах В. Намёк на возможность построения поканалки.

24.jpg

В каналах С всё привычнее: на выбор – ФВЧ или ФНЧ.

25.jpg

Теперь к усилительной части. Имеем низкий фоновый шум, практически полное отсутствие паразитных артефактов на малом полезном сигнале и очень умеренный спектр при его повышении.

26.jpg

Подача двухтональных сигналов (производители не очень любят такие измерения) тоже никакого особого криминала не выявила. Спектры интермодуляционных искажений спокойные.

27.jpg

Ещё немного поднимаю уровень сигнала и прохожусь по всему спектру. Величина КГИ сохраняется на уровне сотых долей процента во всём диапазоне (чаще всего на НЧ и ВЧ бывает выше, чем на СЧ). На нагрузке 2 Ом повышение КГИ незначительное. Запишем в плюсы.

28.jpg
29.jpg

На упаковке недвусмысленно фигурирует логотип High Resolution Audio, что поначалу вызвало скепсис. Эта спецификация подразумевает рабочий частотный диапазон до 40 кГц, однако для D-класса всё упирается в выходной LC-фильтр, обрезающий лишнее за пределами звукового диапазона (а там у D-класса много чего, что на динамики лететь не должно).

Работу этого LC-фильтра хорошо показывает переход с 4 Ом на 2 Ом – фильтр оказывается настроенным на иную частоту, и на 2 Ом почти всегда появляется завал на АЧХ и немного «уплывает» фаза.

В случае с Venezia, на удивление, во всём обозримом диапазоне получаются абсолютно одинаковые АЧХ и ФЧХ для 4-омной и 2-омной нагрузки. Это говорит о том, что фильтр настроен сильно выше, чем обычно делают в широкополосном D-классе. При этом сама импульсная часть, судя по чистеньким спектрам, никаких субгармоник в звуковой диапазон не пускает. Короче, спецификация Hi Res Audio, похоже, в данном случае – не просто маркетинг, и усилитель отрабатывает её честно.

30.jpg
31.jpg

Ну и, как всегда, зависимость КГИ от мощности, измерение на частоте 1 кГц, нагружены 4 канала из 6.

32.jpg

Обратите внимание, ограничение сигнала наступает очень плавно, при этом блок питания имеет приличный силовой запас, и совсем уж жёстко сигнал начинает ограничиваться при мощности, заметно выше номинальной. График это показывает наглядно, но если хотите, то вот как это выглядит в формальных циферках:

Мощностные параметры Hertz Venezia V6 (измерение на 1 кГц):

  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 143 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 215 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,04%
  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 261 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 393 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,06%

ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И ХАРАКТЕРИСТИК МОНОБЛОКА HERTZ VENEZIA V1

Для моноблока тоже начну с фильтров. Тут всё немного проще, хотя напомню про одну непривычную особенность – линейные выходы, сигнал на которые проходит через настраиваемый ФВЧ.

33.jpg

Т.е. вариант схемы вырисовывается такой: подключаем к головному устройству сначала моноблок (он у нас, как полагается, остаётся ответственным за сабвуфер), и уже с его линейных выходов подаём подрезанный снизу сигнал дальше, на широкополосный усилитель. Крутая возможность разрулить систему, опять же, не используя отдельный процессор.

34.jpg

С собственными фильтрами всё более-менее традиционно: ФНЧ, сабсоник, регулятор фазы для лучшего согласования с основной акустикой. Разве что отмечу повышенную крутизну срезов – 24 дБ/октава. Ну и сабсоник тут не настраивается, а просто включается на фиксированной частоте.

35.jpg

Спектры для моноблока выглядят прилично, без особых криминальных артефактов. На ВЧ есть какие-то возмущения, но при уровне, не вылезающем за отметку -90 дБВ, и к тому же, мягко говоря, за пределами рабочего диапазона, это никакой роли не играет.

36.jpg

Чтобы проверить силовые способности, пришлось сделать «ход конём». Дело в том, что когда усилитель достигает своего максимума и начинает клиппировать сигнал, защита срабатывает и отрубает выходы. Всё бы ничего, но измерительный комплекс за это время просто не успевает корректно построить график зависимости КГИ от выходной мощности.

Поэтому силовой потенциал определял примитивным способом – генератор и осциллограф. Частота измерений – 80 Гц.

Подключаю нагрузку 4 Ом. Срабатывание защиты наступает при амплитуде около 77 Вольт. По крайней мере, это максимум, который мне удалось зафиксировать. Т. е. получается среднеквадратическое значение 54 Вольта.

37.jpg

Вспоминаем формулу, считаем. На 4-омную нагрузку при таком сигнале «летит» мощность около 730 Вт (это даже немного больше, чем обещает описание).

Результаты измерений на 2-омную нагрузку не привожу, т. к. лабораторный блок питания Audison Symbatt 100 уже выходил на предельные режимы. Но судя по тому, что усилитель выдал на 4 Ом, он точно выдаст на такую нагрузку сильно больше киловатта.

А ЧТО ПО ЗВУКУ?

С одной стороны, странно подходить к морским усилителям с точки зрения аудиофильских запросов. А с другой, звучит-то Venezia бодренько, плотно, и поводов для снисхождения действительно не даёт. Характер вообще не похож на «типичный D-класс»: в звуке нет никакой «высушенности». Лично мне такое сочетание нравится – без холодной колючей остроты, даже можно сказать, мягко, и в то же время не замыленно, открыто, с очень достойным разрешением.

Но не стану ударяться в аудиофильство, хоть Venezia к тому и располагает. Что действительно важно для «морского» применения, так это энергетика и способность усилителя держать динамики, не отпуская их «в разнос» на большой громкости. Появляется шанс получить в итоге не гудящую размазню, а плотный, структурированный бас с тактильным ударом. Разумеется, если сама акустика на это способна.

КОРОТКО ПО ДЕЛУ

Крайне интересные усилители, в своём сегменте действительно претендуют на топовый уровень. С очень развитой кроссоверной частью, мощные, хорошо контролируют нагрузку, звучат плотно и с достойной энергетикой. Система из разряда «аудиофил на отдыхе». И уж если проводить аналогии и ассоциации, то чувствуют себя комфортно и в утончённом венецианском окружении, и на отвязных пляжных пати с дорогими диджеями.

Преимущества:

  • Солидная конструкция, высокое качество изготовления
  • Разъёмные силовые соединения удобней обычных терминалов
  • Приличная выходная мощность и хороший контроль нагрузки
  • Развитые кроссоверные фильтры, возможность строить системы без DSP
  • Выходы Remote позволяют обойтись без релейной развязки

Недостатки:

  • Модели в серии не имеют унификации по размерам

Источник: Журнал "CarMus"