Тест активного сабвуфера Edge EDBX12ADSP-E3 со встроенным DSP и управлением со смартфона

Я бы пропустил этот корпусной активный саб мимо внимания, если бы не одно «но» – встроенный усилитель в нём не просто с парой базовых настроек, а с самым настоящим процессором обработки басового сигнала. Настраивать его можно прямо с водительского места через приложение в смартфоне, причём не просто погонять туда-сюда частотные фильтры, но ещё и динамическими настройками с характером баса поиграться.

Пока ничего подобного среди активных сабов встречать не доводилось. Думаю, не ошибусь, если скажу, что это вообще один из первых бюджетных сабов такого рода на российском рынке.

1.jpg

Модель свежая: индекс Е3 в конце модели традиционно для бренда EDGE означает, что она вышла на рынок в 2023 году. Стоимость на момент теста – 16990 рублей. Если прикинуть раздельные затраты на сабвуферный динамик, корпус и усилитель (и не забыть про процессор), то получится, что не так уж и дорого.

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Выполнен саб более-менее традиционно, разве что вышитые буквы DSP намекают на непривычную (по крайней мере, на сегодняшний день) начинку.

2.jpg

Усилитель расположен на торце и хитрой формой корпуса образует плавный раскрыв щелевого порта.

3.jpg

С подключением – всё как у других активных сабов, а вот из настроек – только регулятор гейна. Всё остальное настраивается со смартфона.

4.jpg

Замечу, кстати, что в комплекте идёт приличный набор аксессуаров – от длинного плюсового провода, которым можно дотянуться до аккумулятора под капотом, и до длинного межблочного кабеля. Так что покупать отдельно набор для подключения не придётся. Если что, по высокому уровню в имеющуюся аудиосистему тоже можно подключиться.

5.jpg

Ко мне в лабораторию попала модель Edge EDBX12ADSP-E3, т. е. на 12-дюймовом сабвуферном динамике. Но вообще, судя по мануалу, у него есть 10-дюймовый младший собрат EDBX10ADSP-E3 и родственная модель постарше – EDBXT12ADSP-E3 на двух 12-дюймовых динамиках.

6.jpg

КАК СДЕЛАН САБ. ЗАГЛЯДЫВАЕМ ВНУТРЬ

Корпус саба – из МДФ. Сам по себе довольно простой, но выполнен технологично – с применением фрезеровки. Герметичность стыков и соединений – без вопросов (между прочим, для ФИ оформления это не менее важно, чем для ЗЯ).

7.jpg

Та часть, в которой встроен усилитель, изнутри закрыта. Порт не слишком длинный. Считать его настройку нет необходимости, потом посмотрю на измерениях.

8.jpg

Сам сабвуферный динамик – двухобмоточный, 4+4 Ом. Обмотки соединены параллельно, т. е. общий номинальный импеданс получается 2 Ом.

9.jpg

Ну и сходу, чтобы понять концепцию этого саба, измерил параметры динамика отдельно. Разумеется, с предварительной разминкой.

10.jpg

Измеренные параметры сабвуферного динамика:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 31 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 79 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,66
  • Qes (электрическая добротность) – 0,52
  • Qts (полная добротность) – 0,48
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 112 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,6 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 1,7 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,6 дБ

А что, весьма неплохо, вначале предполагал, что будет попроще. Обычно в активных сабах используются простенькие НЧ динамики со слабыми моторами и полной добротностью (параметр Qts), зашкаливающей чуть ли не за единицу. Проще говоря, в основном не сабы, а дуделки.

Здесь же – невысокая добротность за счёт более сильного мотора, достаточно лёгкая (особенно по нынешним меркам) подвижная система и мягкая центрирующая шайба. Как результат – низкий резонанс и высокая чувствительность. Конечно, в таком оформлении саб вряд ли подойдёт для ортодоксального SQ, но при толковой настройке можно добиться вполне сносного звучания баса.

ЧТО И КАК НАСТРАИВАЕТСЯ И КАК РАБОТАЕТ НА ДЕЛЕ

Вот теперь самое интересное. Никаких проводных пультов, с которых разве что уровень можно настроить. Всё управление берёт на себя приложение – оно есть для Android и для iPhone. У меня смартфон Samsung, так что буду проверять с ним.

Открываем инструкцию, находим в ней QR-код и заходим по нему на официальный сайт. Открываем раздел Mobile App и качаем оттуда установочный APK. «На всё про всё» у меня ушло около минуты.

11.jpg

Готово, запускаю приложение. Предварительно искать Edge в списке Bluetooth на смартфоне не нужно, приложение при запуске само находит процессор и устанавливает соединение. На главном экране – лишь единственный регулятор Volume (уровень саба) и выбор из памяти одного из 4 пресетов.

12.jpg

Всё остальное – под кнопкой Settings. Здесь первым делом я бы рекомендовал выставить частотные фильтры – двигая ползунки прямо на графике, можно подрезать сигнал сверху (ФНЧ) и снизу (сабсоник). Ну и эквалайзер при желании покрутить.

13.jpg

Чтобы посмотреть, как это работает в деле (всё же это тест, а не просто поверхностный обзор), цепляю к выходу встроенного усилителя вместо динамика резистивный эквивалент нагрузки (по номинальному импедансу саба – 2 Ом) и смотрю, какой усилитель выдаёт сигнал.

Для начала поигрался с разными настройками ФНЧ и сабсоника. Всё вполне корректно, «петь голосом» саб не будет, доверять циферкам в приложении можно. Крутизну, если что, можно выбрать от 12 до 48 дБ/октава. Лёгкий горбик в районе 40 Гц присутствует постоянно, даже если эквалайзер в нулях.

14.jpg

Впрочем, фильтрами и эквалайзером дело не ограничилось. В процессоре предусмотрены ещё три настройки, которые можно отнести к динамическим, т. е. нелинейно зависящим от уровня сигнала. И вот тут пользователю предоставляется возможность поиграть в звукоинженера.

Во-первых, это компрессор. Не тот, которым колёса накачивают, а компрессор сигнала. Если сильно упрощённо, он «подтягивает» по уровню негромкие звуки, делая их более заметными. Ну да, в некотором смысле и правда «надувает» звучание.

15.jpg

Если опять же коротко и очень упрощённо, THRESHOLD – пороговый уровень сигнала, при котором применяется компрессия, RATIO – степень «подтягивания» по уровню тихих звуков, ATTACK – время срабатывания в самом начале, когда сигнал превысил пороговый уровень, DEACAY – задаёт длительность компрессии на спаде сигнала.

Идём дальше, вторая обработка – это функция DBASS. Это почти что обычный басовый эквалайзер, но, в отличие от него, с регулировкой TRESSHOLD (напомню, это уровень сигнала, при котором срабатывает функция). WIDTH – это ширина полосы усиления (аналогично параметру Q в параметрических эквалайзерах), а FREQ – центральная частота.

16.jpg

Смотрю, что он делает с сигналом на выходе. Акцентирует отдельные ноты довольно решительно, так что я бы с осторожностью крутил эту функцию. Вот несколько примеров АЧХ на выходе усилителя при разных выставленных параметрах:

17.jpg

Третья функция – это XBASS. Работает чуть иначе. DYNAMIC GAIN и THRESHOLD – тоже задают работу эффекта в зависимости от уровня сигнала. А регуляторы LEVEL и FREQ – это, собственно, уровень усиления и частота, на которой сигнал будет усиливаться.

18.jpg

Для примера, несколько реальных АЧХ на выходе усилителя при разных настройках. Смотрите, эта функция тоже довольно сильно «подстёгивает» сигнал (хоть и с несколько иными характеристиками), а ещё – дополнительно срезает инфразвуковой диапазон, чтобы ненароком не «размотать» динамик. А заодно и снизить лишнюю нагрузку на усилитель без снижения басовой информативности:

19.jpg

Впрочем, всё это сигналы на выходе встроенного усилителя, т. е. электрические. Подключаю и возвращаю на место динамик и смотрю, что выдаёт уже собранный саб. Эквалайзер «в нулях», сигнал максимально распущен по частоте (Subsonic – в минимальные 20 Гц, ФВЧ – в максимальные 120 Гц), все обработки отключены:

20.jpg

Порт, судя по небольшому провалу в излучении динамика, настроен чуть выше 40 Гц. В целом всё выглядит предсказуемо, прилично, и особых поводов к придиркам я не нашёл.

НЕСКОЛЬКО ВЫВОДОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ DSP

Поигрался с настройками DSP и пришёл к выводам, которые, надеюсь, помогут сэкономить время, если этот саб окажется в вашей системе.

Первое. Не спешите задействовать динамические обработки сигнала при первом же включении. Начните с обычной настройки фильтров – в первую очередь с ФНЧ, чтобы нормально срастить саб с основной акустикой. При необходимости используйте переворот фазы сигнала (кнопка Phase 0/180).

Второе. Если планируете «наваливать волюмэ», не забудьте про сабсоник – полезная штука, которая ограничивает совсем уж инфранизкие частоты и не даст «размотать» динамик превышением хода.

Третье. Хорошо, что эквалайзер есть, но я бы оставил его в покое. Это вообще последняя настройка, которую я бы использовал. Нет, работает она тут нормально, но при правильной настройке всего остального обычно не нужна.

Четвёртое. Приступайте к баловству с динамическими обработками только после того, как более-менее срастите саб с акустикой, чтобы бас звучал как часть музыки, а не бубнил бы сам по себе отдельно от всего остального.

По настройкам компрессии, XBASS и DBASS совет только один. Не включайте всё разом, выбирайте что-то одно, иначе вместо лёгкой корректировки баса и повышения его «вкусности» получите гудящую мешанину. Всё хорошо в меру. В остальном рекомендаций никаких, т. к. многое будет зависеть от того, что вы обычно слушаете и на какой громкости.

КОРОТКО ПО ДЕЛУ. ДЛЯ КАКИХ ЗАДАЧ ВЫБИРАТЬ

Edge EDBX12ADSP-E3 не слишком подходит для ортодоксальных аудиофилов, но для любителей басовитого звучания без лишних закидонов этот саб станет очень даже прикольной игрушкой. Встроенный DSP построен так, что позволяет не просто точнее состыковать его с акустикой (по сравнению с традиционными сабами без DSP), но и поиграться с характером баса – сделать его более «мясистым» или «сухим», более «ударным» или «мягким» и «обволакивающим». Короче, занятная штука для «взрослых мальчишек».

Преимущества:

  • Настройка со смартфона через приложение
  • Можно точнее «срастить» с акустикой, чем обычные активные сабы
  • Возможность поиграться с характером баса
  • Предусмотрено 4 пресета под разные настройки
  • Не нужно покупать установочный комплект, с сабом идёт всё, что нужно

Недостатки:

  • Неподготовленному пользователю будет сложно сходу понять, за что отвечают регуляторы дополнительных функций обработки звука

Источник: Журнал "CarMus"