9 важных изменений в ПДД с 1 марта: проезд круга, «белый пешеход», разметка и знаки

Огромный пакет поправок в Правила дорожного движения вступает в силу. Эксперт «За рулем» выяснил, что отныне запрещено участникам дорожного движения, а что по-прежнему можно.

1.png

В совокупности — свыше сотни изменений: это самая масштабная ревизия Правил за тридцать лет.

И хотя многие поправки в Правила дорожного движения носят косметический характер — где-то заменили слово или переиначили фразу, важных перемен немало.

Описать все изменения нет возможности (и необходимости) — ограничимся теми, что заметнее повлияют на будни автомобилистов.

1. Следим за опорами

Пункт, касающийся временных дорожных знаков, устанавливаемых на участках дорожных работ, дополнили новой фразой.

Все знаки, установленные на переносных опорах, теперь также считаются временными — вне зависимости от фона, который может быть и желтым, и белым.

2.png

2. Стоянка — по знакам

На желтые линии разметки вдоль городских бордюров — сплошные (1.4) и прерывистые (1.10), указывающие на зоны запрещенной остановки и стоянки, теперь можно не обращать особого внимания. Зона окончания действия знаков 3.27–3.30 (остановка/стоянка запрещена) определяется только другими знаками или вспомогательными табличками.

3. Чёт-нечет

Поменялись правила стоянки в зоне действия знаков «стоянка запрещена по четным/нечетным дням» (3.29 и 3.30). Изменили так называемое время перестановки — период суток, в который стоянка разрешена на обеих сторонах проезжей части (на тех улицах, где одновременно применены оба знака).

3.png

Время это выделяли для передислокации автомобиля с одной на другую сторону. И отныне оно иное: не с 19 до 21 часа, как было заведено, а с 21 до 24 часов. Отодвинули подальше от вечерних пробок и добавили час.

4. Про пешеходов

Новый вид разметки 1.14.3 — «коридор» из двух прерывистых линий — теперь может применяться наряду с «зеброй» на пешеходных переходах. Не на всех, а только на диагональных, которые размещают на перекрестках.

Откорректировали и некоторые иные правила для пешеходов. Так, из пункта 4.5 «На пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен» убрали слово «нерегулируемых». То есть пешеходы должны убедиться в безопасности вообще на всех переходах, что абсолютно логично.

Для водителей же узаконена световая секция в виде силуэта пешехода и стрелки с мигающим сигналом бело-лунного цвета, расположенная под светофором. Она указывает водителям, поворачивающим направо, что пешеходам в этот момент разрешен переход.

5. Внимание, пассажир!

Доселе на остановках, где пассажиры входят и выходят из трамвая на проезжей части, водитель должен был перед возобновлением движения убедиться, что посадка и высадка закончены и на проезжей части людей нет. Теперь этого недостаточно — необходимо еще дождаться исчезновения надписи «Внимание, пассажир!» на световом табло в хвосте пассажирского транспортного средства.

Будьте внимательны: за «непредоставление преимущества пешеходам» положен штраф в 1500–2500 рублей.

6. Круговое движение

В пункт 13.11 добавили пять слов, которые не радикально, но изменяют подход к организации кругового движения.

Полностью фраза теперь выглядит так: «При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3 («Круговое движение»), водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку».

На практике это означает, что у нас три варианта преодоления круговых перекрестков:

  1. въезжающий на перекресток по главной дороге имеет приоритет;
  2. въезжающий на перекресток по второстепенной дороге уступает дорогу;
  3. на равнозначном перекрестке дорогу уступает въезжающий.

7. Самокаты

Радикально переработана «велосипедно-мопедная» глава 24 Правил. Внедрено понятие средств индивидуальной мобильности (СИМ). К ним относится всё, что имеет электродвигатель и хотя бы одно колесо или ролик, том числе самокаты всех типов, но не относятся электровелосипеды.

СИМ признается транспортным средством, поэтому пользователи СИМ должны соблюдать все установленные для ТС правила движения, включая запрет на управление в нетрезвом виде. Но за нарушения правил пользователей СИМ будут штрафовать по «пешеходной» статье 12.29 КоАП РФ (500–1500 рублей).

Всем СИМ запрещено пребывать на проезжей части, предназначенной для автомобилей. Кроме случаев, когда нет тротуара, обочины или выделенной для велосипедистов дорожки.

Иными словами, на некоторых дорогах — можно (по правому краю проезжей части). Но только там, где скорость ТС ограничена 60 км/ч. И СИМ в этом случае должно быть оборудовано звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди.

К сожалению, не удалось выработать всеобъемлющее определение СИМ. И некоторые самобеглые устройства — например, электроскутеры — можно толковать и как СИМ, и как мопед, что порождает путаницу.

Но самое проблемное здесь в другом — далеко не все владельцы СИМ удосужатся ознакомиться с ПДД, в том числе и дети. Так что риск внезапно встретить их на дороге еще долго будет велик.

8. Велосипеды

Велосипед остался самим собой — и ему можно находиться на проезжей части (если нет выделенных дорожек). Велосипеды с моторами свыше 0,25 кВт считаются мопедами — нужна категория М в правах. Если мощность выше 4 кВт, это уже мотоцикл — нужна категория А. Такие велосипеды в продаже есть — в частности, российская 12‑киловаттная модель «Киборг V12», развивающая скорость 120 км/ч.

Владельцам мопедов важно обратить внимание на новую редакцию пункта 24.8 ПДД, которая запрещает перевозить пассажиров на мопедах, даже если пассажирское сиденье предусмотрено конструкцией.

9. Парковка для инвалидов: без реестра — не бесплатно

Изменились условия предоставления бесплатных парковок (на платном пространстве) инвалидам. Опознавательного знака «Инвалид» на автомобиле и документа, подтверждающего инвалидность владельца или перевозимого пассажира, теперь недостаточно. В ПДД появилась отсылка к Федеральному закону «О социальной защите инвалидов».

4.png

А там сказано: в целях реализации права на бесплатное использование мест для парковки… сведения о транспортном средстве, управляемом инвалидом или перевозящем инвалида, размещаются в федеральном реестре инвалидов на основании заявления инвалида (его законного или уполномоченного представителя), поданного в установленном порядке в Пенсионный фонд РФ.

Короче говоря, бесплатная парковка полагается только машинам, обозначенным в федеральном реестре.

Понятно, зачем это сделано — много поддельных удостоверений.

Штрафы за неоплаченную парковку значительны — в Нижнем Новгороде 1000–2000 рублей, в Казани — 2500, в Москве — 5000.

Источник: Журнал «За рулём»