Как известно, морские модели в арсенале Clarion появились в 1990-х годах. Сейчас в линейку Clarion Marine Audio входят три модели компактных усилителей класса D: пятиканальник, четырёхканальник и моноблок. Сегодня в нашем тесте четырёхканальник Clarion XC2410 и моноблок XC2110.
МОРСКАЯ ДУША
«Зри в корень!»
К. Прутков
Афоризмы бессмертного (кто не рождался — тот не умрёт) Козьмы Пруткова в нашей отрасли особенно ценны. Любая новинка, если её поскрести как следует, обнажит свои корни. Как известно, в соответствии с эксклюзивным долгосрочным лицензионным соглашением, заключённым в августе 2018 года, ответственность за продвижение морской аудиоэлектроники под брендом Clarion Marine Audio на международных рынках приняла на себя JL Audio. Естественно, сотрудничество не ограничивается только этим — поэтому нет ничего удивительного, что технические решения новой линейки прямо или косвенно вытекают из наработок JL Audio — признанных пионеров «морской» тематики.
Да, внешне это усилители ничем не отличаются от компактных усилителей других производителей. Разве что нет разъёмов, а все соединения выведены «хвостами» проводов. Но мы возьмём отвёртку и посмотрим в корень внутрь.
КОНСТРУКЦИЯ
Усилители выполнены в корпусах из алюминиевого профиля сечением 82 х 39 мм, и отличаются длиной: 202 мм у моноблока Clarion XC2110 и 182 мм у четырёхканального Clarion XC2410. Нижняя крышка корпуса отштампована из стального листа совместно с монтажными ушками и закреплена шестью самонарезающими винтами через резиновые прокладки. Торцевые крышки корпуса также стальные и закреплены без прокладок. Герметизация предусмотрена лишь для сигнальных и силовых кабелей, оси регуляторов не герметизированы, но и не выступают за плоскость панели. Поэтому бесплатный совет: в морской или мобильной системе после настройки полезно герметизировать их широким скотчем.
С одной стороны усилителей — панель входов и регулировок. Усилители оснащены проводными входами высокого уровня без разъёмов и проводными же линейными входами RCA. Двухцветный светодиод индицирует рабочий режим или срабатывание защиты. Набор регулировок традиционный: усиление, неотключаемые фильтры, плюс бас-буст в моноблоке
Настал черёд отвёртки. Кабельные вводы герметизированы, платы покрыты защитным лаком.
Основную площадь платы моноблока занимает источник питания. Силовые транзисторы и диоды преобразователя (на фото снизу) прижаты пружинными клипсами к корпусу. Транзисторы выходного каскада (на фото сверху) установлены аналогично. Ферритовый «кубик» в левом верхнем углу фото — индуктивность выходного фильтра усилителя
Монтаж четырёхканального усилителя намного плотнее, фильтры второй пары каналов смонтированы на дополнительной плате. Индуктивности выходных фильтров здесь малогабаритные, широко использованы SMD-компоненты
ИЗМЕРЕНИЯ Clarion XC2110
Диапазон рабочих частот заявлен 20 Гц — 30 кГц, но это очевидные последствия копипаста составителей инструкции — ФНЧ не отключается, широкополосный режим не предусмотрен. Да и могучий ФНЧ на выходе не оставляет шансов сигналам частотой выше нескольких кГц.
|
Заявка |
Факт |
Номинальная мощность |
200 / 300 |
220 / 315 |
Коэффициент нелинейных искажений |
<0,1% |
0,007 / 0,01%
|
Диапазон входной чувствительности |
0,2-8 / 0,6-20 |
0,2-8 / 0,6-20 |
Относительный уровень шумов, дБ |
<-70 |
<-80 |
Глядя на «галку» искажений, можно подумать, что это усилитель класса AB с умеренным током покоя и глубокой ООC. Но нет, это современный класс D, и для сабвуферного моноблока такие характеристики даже избыточны. Мощность превысила заявку, а искажения — наоборот
Искажения представлены исключительно нечётными гармониками, это говорит об отличной симметрии выходного каскада (чётные гармоники в симметричных двухтактных схемах компенсируются). К тому же быстро спадают — это уже заслуга мощного пассивного ФНЧ на выходе усилителя. Уровень шумов примерно -90 дБ относительно номинальной выходной мощности
Диапазон перестройки ФНЧ 35 — 250 Гц выдерживается, но с понижением частоты среза падает добротность и немного снижается крутизна АЧХ — с 24 дБ/окт до 18 — 20 дБ/окт. Это не критично, выше 60 Гц АЧХ практически идеальный Баттерворт четвёртого порядка
Бас-буст достаточно широкополосный, но если использовать его совместно с низкой настройкой ФНЧ, то можно получить очень удачную АЧХ
ИЗМЕРЕНИЯ Clarion XC2410
Заявлен диапазон рабочих частот 20 Гц — 30 кГц. Верхняя граница превосходит возможности нашей аппаратуры, поверим джентльменам на слово (спойлер: не солгали).
|
Заявка |
Факт |
Номинальная мощность |
50 / 75 |
55 / 75 |
Номинальная мощность в мостовом |
150 |
-
|
Коэффициент нелинейных искажений |
<0,1% |
<0,004 / 0,005% |
Коэффициент нелинейных искажений |
- |
0,015% |
Диапазон входной чувствительности, В |
0,2-8 / 0,6-20 |
0,2-8 / 0,6-20 |
Относительный уровень шумов, дБ |
<-70 |
<-80 |
Здесь картина искажений примерно такая же, они немного растут на микромощностях, но и там не выходят за пределы 0,1%. В основном диапазоне мощностей они менее 0,01% и резкий рост начинается после 2/3 номинальной мощности. Просто мечта!
Искажения и здесь представлены исключительно нечётными гармониками, это говорит об отличной симметрии выходного каскада. Уровень шумов примерно -90 дБ относительно номинальной выходной мощности
Добротность ФВЧ при увеличении частоты среза немного снижается, «плывёт» и коэффициент передачи сигнала. Объяснение нужно искать в схемотехнике активного фильтра. Небольшой подъём АЧХ на высокочастотном краю диапазона — реакция выходного пассивного фильтра. Для плоской АЧХ его номиналы определяются сопротивлением нагрузки — поэтому конструкторы приняли компромиссное решение, подходящее для любой допустимой нагрузки
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Моноблок на звук не проверялся — в закромах не окзалось сабвуфера в корпусе. Зато четырёхканальник отдувался за двоих. Если коротко — то нынешний D-класс ничуть не уступает по звучанию хорошему AB, а где-то и превосходит его. Судя по всему, опыт JL Audio творчески осмыслен. Давненько не встречал усилителей со столь низким уровнем искажений, тем более — в классе D. Это фантастика!
«Жирной» второй гармоники нет (совсем нет!), поэтому звучание нейтральное, местами даже суховатое — усилитель жанрово-нейтральный, что джаз, что рок воспроизводит без прикрас. Акустику контролирует уверенно, бас звучит «аккуратно, но сильно», запас мощности есть, макродинамика хорошая. К микродинамике претензий нет, нюансы и «воздух» передаются впечатляюще. Благодаря своей нейтральности усилитель хорошо проявляет особенности других компонентов тракта.
МЁД И ДЁГОТЬ
Ультра-компактные и удобные в установке усилители с прекрасными характеристиками и не менее впечатляющим звучанием. «Архитектурных излишеств» нет, оснащение минималистичное — но для мобильной техники этого достаточно, а в автомобиле эти функции давно переданы процессору. Пожалуй, самый серьёзный недостаток — отсутствие разъёмов или хотя бы изолирующих заглушек на входах высокого уровня. Их придётся изолировать и фиксировать самостоятельно — но это уже вопрос эстетики инсталляции.