Тест «морских» усилителей Clarion XC2110 и XC2410

Как известно, морские модели в арсенале Clarion появились в 1990-х годах. Сейчас в линейку Clarion Marine Audio входят три модели компактных усилителей класса D: пятиканальник, четырёхканальник и моноблок. Сегодня в нашем тесте четырёхканальник Clarion XC2410 и моноблок XC2110.

0.jpg

МОРСКАЯ ДУША

«Зри в корень!»
К. Прутков

Афоризмы бессмертного (кто не рождался — тот не умрёт) Козьмы Пруткова в нашей отрасли особенно ценны. Любая новинка, если её поскрести как следует, обнажит свои корни. Как известно, в соответствии с эксклюзивным долгосрочным лицензионным соглашением, заключённым в августе 2018 года, ответственность за продвижение морской аудиоэлектроники под брендом Clarion Marine Audio на международных рынках приняла на себя JL Audio. Естественно, сотрудничество не ограничивается только этим — поэтому нет ничего удивительного, что технические решения новой линейки прямо или косвенно вытекают из наработок JL Audio — признанных пионеров «морской» тематики.

Да, внешне это усилители ничем не отличаются от компактных усилителей других производителей. Разве что нет разъёмов, а все соединения выведены «хвостами» проводов. Но мы возьмём отвёртку и посмотрим в корень внутрь.


КОНСТРУКЦИЯ

Усилители выполнены в корпусах из алюминиевого профиля сечением 82 х 39 мм, и отличаются длиной: 202 мм у моноблока Clarion XC2110 и 182 мм у четырёхканального Clarion XC2410. Нижняя крышка корпуса отштампована из стального листа совместно с монтажными ушками и закреплена шестью самонарезающими винтами через резиновые прокладки. Торцевые крышки корпуса также стальные и закреплены без прокладок. Герметизация предусмотрена лишь для сигнальных и силовых кабелей, оси регуляторов не герметизированы, но и не выступают за плоскость панели. Поэтому бесплатный совет: в морской или мобильной системе после настройки полезно герметизировать их широким скотчем.

2.png 3.png

С одной стороны усилителей — панель входов и регулировок. Усилители оснащены проводными входами высокого уровня без разъёмов и проводными же линейными входами RCA. Двухцветный светодиод индицирует рабочий режим или срабатывание защиты. Набор регулировок традиционный: усиление, неотключаемые фильтры, плюс бас-буст в моноблоке

4.png 5.png
Вторая панель корпуса — «сторона силы». Предохранитель смонтирован в плюсовом проводе

Настал черёд отвёртки. Кабельные вводы герметизированы, платы покрыты защитным лаком.
6.png

Основную площадь платы моноблока занимает источник питания. Силовые транзисторы и диоды преобразователя (на фото снизу) прижаты пружинными клипсами к корпусу. Транзисторы выходного каскада (на фото сверху) установлены аналогично. Ферритовый «кубик» в левом верхнем углу фото — индуктивность выходного фильтра усилителя


7.png

Монтаж четырёхканального усилителя намного плотнее, фильтры второй пары каналов смонтированы на дополнительной плате. Индуктивности выходных фильтров здесь малогабаритные, широко использованы SMD-компоненты


ИЗМЕРЕНИЯ Clarion XC2110

Диапазон рабочих частот заявлен 20 Гц — 30 кГц, но это очевидные последствия копипаста составителей инструкции — ФНЧ не отключается, широкополосный режим не предусмотрен. Да и могучий ФНЧ на выходе не оставляет шансов сигналам частотой выше нескольких кГц.


 

Заявка

Факт

Номинальная мощность
(4/2 Ом при КНИ 1%), Вт

200 / 300

220 / 315

Коэффициент нелинейных искажений
(1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4/2 Ом)

<0,1%

0,007 / 0,01%

Диапазон входной чувствительности

0,2-8 / 0,6-20

0,2-8 / 0,6-20

Относительный уровень шумов, дБ

<-70

<-80

8.png

Глядя на «галку» искажений, можно подумать, что это усилитель класса AB с умеренным током покоя и глубокой ООC. Но нет, это современный класс D, и для сабвуферного моноблока такие характеристики даже избыточны. Мощность превысила заявку, а искажения — наоборот


9.png

Искажения представлены исключительно нечётными гармониками, это говорит об отличной симметрии выходного каскада (чётные гармоники в симметричных двухтактных схемах компенсируются). К тому же быстро спадают — это уже заслуга мощного пассивного ФНЧ на выходе усилителя. Уровень шумов примерно -90 дБ относительно номинальной выходной мощности


10.png

Диапазон перестройки ФНЧ 35 — 250 Гц выдерживается, но с понижением частоты среза падает добротность и немного снижается крутизна АЧХ — с 24 дБ/окт до 18 — 20 дБ/окт. Это не критично, выше 60 Гц АЧХ практически идеальный Баттерворт четвёртого порядка


11.png

Бас-буст достаточно широкополосный, но если использовать его совместно с низкой настройкой ФНЧ, то можно получить очень удачную АЧХ

ИЗМЕРЕНИЯ Clarion XC2410

Заявлен диапазон рабочих частот 20 Гц — 30 кГц. Верхняя граница превосходит возможности нашей аппаратуры, поверим джентльменам на слово (спойлер: не солгали).

 

Заявка

Факт

Номинальная мощность
(4/2 Ом при КНИ 1%), Вт

50 / 75

55 / 75

Номинальная мощность в мостовом
включении (4 Ом), Вт (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4/2 Ом)

150

-

 

Коэффициент нелинейных искажений
(1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4/2 Ом)

<0,1%

<0,004 / 0,005%

Коэффициент нелинейных искажений
(1 кГц, P = 1 Вт, 4 Ом)

-

0,015%

Диапазон входной чувствительности, В

0,2-8 / 0,6-20

0,2-8 / 0,6-20

Относительный уровень шумов, дБ

<-70

<-80

12.png

Здесь картина искажений примерно такая же, они немного растут на микромощностях, но и там не выходят за пределы 0,1%. В основном диапазоне мощностей они менее 0,01% и резкий рост начинается после 2/3 номинальной мощности. Просто мечта!


13.png

Искажения и здесь представлены исключительно нечётными гармониками, это говорит об отличной симметрии выходного каскада. Уровень шумов примерно -90 дБ относительно номинальной выходной мощности

14.png

Добротность ФВЧ при увеличении частоты среза немного снижается, «плывёт» и коэффициент передачи сигнала. Объяснение нужно искать в схемотехнике активного фильтра. Небольшой подъём АЧХ на высокочастотном краю диапазона — реакция выходного пассивного фильтра. Для плоской АЧХ его номиналы определяются сопротивлением нагрузки — поэтому конструкторы приняли компромиссное решение, подходящее для любой допустимой нагрузки


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Моноблок на звук не проверялся — в закромах не окзалось сабвуфера в корпусе. Зато четырёхканальник отдувался за двоих. Если коротко — то нынешний D-класс ничуть не уступает по звучанию хорошему AB, а где-то и превосходит его. Судя по всему, опыт JL Audio творчески осмыслен. Давненько не встречал усилителей со столь низким уровнем искажений, тем более — в классе D. Это фантастика!

«Жирной» второй гармоники нет (совсем нет!), поэтому звучание нейтральное, местами даже суховатое — усилитель жанрово-нейтральный, что джаз, что рок воспроизводит без прикрас. Акустику контролирует уверенно, бас звучит «аккуратно, но сильно», запас мощности есть, макродинамика хорошая. К микродинамике претензий нет, нюансы и «воздух» передаются впечатляюще. Благодаря своей нейтральности усилитель хорошо проявляет особенности других компонентов тракта.


МЁД И ДЁГОТЬ

Ультра-компактные и удобные в установке усилители с прекрасными характеристиками и не менее впечатляющим звучанием. «Архитектурных излишеств» нет, оснащение минималистичное — но для мобильной техники этого достаточно, а в автомобиле эти функции давно переданы процессору. Пожалуй, самый серьёзный недостаток — отсутствие разъёмов или хотя бы изолирующих заглушек на входах высокого уровня. Их придётся изолировать и фиксировать самостоятельно — но это уже вопрос эстетики инсталляции.

Источник: Журнал «Автозвук»